Экономическое понятие стоимости объекта интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы используемое организацией обозначение не могло быть применено третьими лицами для индивидуализации своих товаров/услуг, необходимо обеспечить такому обозначению правовую охрану - зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания.
Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц. Знак обслуживания – обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Содержание

1. Товарные знаки и знаки обслуживания, их функции и роль в современной экономике 3
2. Экономическое понятие стоимости объекта интеллектуальной собственности. Цели оценки стоимости 8
Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

Кр Управл. интеллект. собсвенностью-Вар 2 - 2 ворп.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

1. Товарные знаки  и знаки обслуживания, их функции и  роль в современной экономике 

     Для того чтобы используемое организацией обозначение не могло быть применено  третьими лицами для индивидуализации своих товаров/услуг, необходимо обеспечить такому обозначению правовую охрану - зарегистрировать товарный знак или  знак обслуживания.

     Товарный  знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц. Знак обслуживания – обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

     Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» выделяют несколько видов товарных знаков (знаков обслуживания) [4. с.29]:

  • словесные (слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания);
  • изобразительные (изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости);
  • объемные (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур);
  • иные обозначения (звуковые, световые и иные обозначения) или их комбинации (комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.)

     Товарный  знак может быть зарегистрирован  в любом цвете или цветовом сочетании.

     Знаком  обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам.

     Обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Патентном департаменте. Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму.

     В частности, Закон о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая бы распространяла свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслуживания. Различие между ними проходит лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами.

     Следует, однако, заметить, что на практике указанное  различие также нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по классу услуг. Наиболее часто так поступают научно-исследовательские организации, которые таким образом индивидуализируют не только проводимые ими исследования и разработки, но и достигнутые результаты, овеществленные в той или ной форме [2, с. 49].

     В качестве примера можно сослаться  на возможность одновременной регистрации  обозначения по классу товаров «Химические вещества промышленного назначения» (класс 1) и по классу услуг «Исследования в области химии» (класс 42) и т. п. Поэтому на практике формальным критерием для отнесения обозначения к товарным знакам или к знакам обслуживания служит выбор конкретного класса (индекса) Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

     Для регистрации обозначения в качестве знака обслуживания оно должно быть заявлено для одного или нескольких классов услуг: класс 35 – «Реклама», класс 36 – «Страхование и финансирование», класс 37 – «Строительство и ремонт», класс 38 – «Связь», класс 39 – «Транспортирование и хранение», класс 40 – «Обработка материалов», класс 41 – «Образование и развлечения», класс 42 – «Разное».

     Знаки обслуживания, зарегистрированные для  того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.

     Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Физическое лицо не может иметь свой товарный знак или знак обслуживания, в силу того, что не является субъектом предпринимательской деятельности, результатом которой являются товары, работы, услуги.

     Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом  РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», наравне с юридическими и физическими лицами РФ в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности [3, с. 26].

     Кроме того, товарный знак или знак обслуживания может принадлежать не одному лицу, а объединению физических или юридических лиц (союзу, ассоциации или иному добровольному объединения предприятий). Коллективный знак предназначен для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров или услуг, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

     Правовая  охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании  государственной регистрации товарного  знака или в силу международных  договоров Российской Федерации (для  товарных знаках, зарегистрированных в других государствах). То есть пока Ваш товарный знак не зарегистрирован в соответствующем ведомстве, он не защищается действующим законодательством РФ.

     Правообладатель вправе использовать зарегистрированный товарный знак и запрещать использование  такого товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладател [2, с. 53]..

     Правовая  охрана предоставляется не всем товарным знакам или знакам обслуживания. Для  регистрации товарного знака  необходимо, чтобы он имел различительную способность обозначения, то есть способность отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц, и имел новизну обозначения.

     На  зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет на товарный знак и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве

     Основными функциями товарного знака являются [5, с. 79]:

  1. Функция индивидуализации.

     Товарный  знак способствует узнаванию товара и позволяет отличить товары и  услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей, облегчая потребителю выбор при  покупке товара или услуги.

  1. Функция указания на источник происхождения товара

     Товарный  знак без подробного изучения товара позволяет определить его производителя. Приобретая товары и услуги, маркированные  одним и тем же товарным знаком, потребитель уверен, что они имеют  одного производителя. Легко запоминающий товарный знак призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой.

  1. Функция указания на качество товара

     К товарному знаку потребитель  обращается в первую очередь как  к гарантии качества. Обладатель права  на товарный знак гарантирует, что все товары и услуги, предлагаемые под данным товарным знаком, соответствуют определенным стандартам качества.

  1. Рекламная функция товарного знака.

     Товарный  знак незаменим, как средство рекламы  и продвижения товаров и услуг  на рынке.

     Товарный  знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца.

     Наряду  с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий (отсюда второе название- рекламное обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20% выше, чем анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией [6, с. 21].

     Аналогичные функции выполняются и таким  средством обозначения продукции, как наименование места происхождения  товара. Наряду с ними обозначение  товара наименованием места его  происхождения выступает как гарантия наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных местом его производства.

     Таким образом, указанные выше объекты  промышленной собственности являются эффективным связующим звеном между  производителем и потребителем и  выступают в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.

     Для потребителя товарный знак – это визитная карточка, символ определенной фирмы или фабрики. Известный, завоевавший успех у покупателей, товарный знак вызывает доверие, ассоциируется с гарантией высокого качества выпускаемых товаров.

 

2. Экономическое понятие  стоимости объекта  интеллектуальной  собственности. Цели  оценки стоимости

 

     Интеллектуальная  собственность (ИС) – собирательное  понятие, используемое для обозначения  прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

     Конкретное  содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых  относятся патентный закон, закон  об авторском праве и смежных  правах, закон о товарных знаках и т.д. В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с п.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям;
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радиои телевизионным передачам;
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • научным открытиям;
  • промышленным образцам;
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
  • защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

     .

     Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) – охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе [5, с. 9]:

  • объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран;
  • программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
  • произведения науки (научные отчеты), конструкторская и технологическая документация, другие объекты авторского права в научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
  • топологии интегральных микросхем, охраняемые Законом РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
  • селекционные достижения, охраняемые Законом РФ «О селекционных достижениях»;
  • «ноу-хау» – результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства (статьи 139, 10271040 ГК РФ).

Информация о работе Экономическое понятие стоимости объекта интеллектуальной собственности