Эвристический потенциал сущности права во взаимодействии с социальными нормами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:46, диссертация

Описание работы

Цель диссертации заключается в раскрытии эвристического потенциала сущности права во взаимодействии с социальными нормами. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:
• выявить социальный характер правовых норм;
• анализируя функциональное пространство правовых и социальных норм, раскрыть особенности генезиса социальных норм, который органичным образом связан с генезисом права;
• на основе анализа особенностей взаимодействия правовых и социальных норм в условиях современного российского общества исследовать особенности взаимодействия правовых, моральных и политических норм;
• выявить противоречия и перспективы формирования правового пространства, где право и социальные нормы достигают стадии органического синтеза.

Работа содержит 1 файл

Диссертация.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     Научная новизна магистерской диссертации  заключается в исследовании взаимосвязи  правовых и социальных норм в современном  российском праве. Эта новизна может  быть конкретизирована в виде следующих  положений, выносимых на защиту:

     • обнаружено, что социальный характер правовых норм проявляется в том, что последние заключают в  себе не только принципы морали, нравственности, но и императивы активного поведения  личности;

     • доказано, что происхождение отдельных  социальных норм связано с формированием  обычного, естественного права, которое, в свою очередь, выступает источником социальных норм;

     • обнаружено, что современное российское общество часто игнорирует социальные нормы, направленные на развитие интересов  личности, однако необходимым условием эффективности демократического общественного  строя выступает гармоничное  взаимодействие права с иными  социальными нормами (политическими, нормами морали, корпоративными и  т.д.);

     • доказано, что социальный характер права предполагает момент самоограничения  свободы личности; в связи с  этим, правовые нормы могут одновременно устанавливать определенную степень  свободы и границы дозволенного поведения участников общественных отношений, что будет являться ограничением эгоистических побуждений личности;

     • обосновано, что соблюдение правовых норм связано с восприятием и  осознанием сущности и идеи права; исходя из этого, духовная жизнь человека будет  насыщаться глубоким содержанием, что  приведет к совершенному правотворческому процессу и формированию социальных норм.

     Теоретическое и практическое значение диссертации.

     Теоретическое значение диссертации состоит в  том, что исследование диссертационной  проблемы дает возможность для выработки  концепции взаимодействия права  и социальных норм, мировоззренческих  основ преодоления правового  нигилизма, отчуждения права.

     Практическое  значение диссертации заключается  в том, что выводы и положения  работы могут быть использованы в  преподавании социальной философии, социологии, философии права, составить теоретическую  базу для разработки философии права, которая направлена на возрождение нравственных основ общества. 

       

     Глава 1. Нормативное регулирование  и виды социальных норм. 
 

     В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как  правильно поступить в той  или иной ситуациях на работе, в  общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать  свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении  в подавляющем большинстве случаев  мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей  форме аккумулируется опыт многих поколений  людей. В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством  общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а  значит, и объективная необходимость  их социального регулирования, которое  характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных  требованиями данной общественной системы.

     Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом  закономерностей. Во-первых, каждое исторически  конкретное общество объективно требует  строго определенной меры социального  регулирования, иначе неизбежны  отрицательные последствия для  социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность  социального регулирования, зависит  от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее  общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и  скоординированного развития.

     Во-вторых, в процессе развития регулирования  в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая  с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени – свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность – это то, что так или иначе относится к общественному сознанию.

     В-третьих, закономерной тенденцией развития социального  регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования  и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.

     В-четвертых, по мере развития социальной жизни  происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование  регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и  интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования  на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в  том числе на необходимость в  условиях цивилизации выражения  и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального  регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик  развития и функционирования его  инфраструктуры.

     Инфраструктура - это не просто структура социального  регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы. В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.

     Следует строго разделять идеальную и  фактическую инфраструктуру социального  регулирования. Первая - это такая  модель основных организационно-нормативных  форм социальных регуляторов, которая  объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для  обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение  организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально  существующую расстановку, которая, выражая  ее идеальную модель, в то же время  исторически находилась и находится  под влиянием целого ряда разнообразных  условий, обстоятельств, причин, в том  числе и таких, которые относятся  к субъективной стороне жизни  общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных  людей. В соответствии с этим фактическая  инфраструктура есть особая, в наличии  существующая реальность, данность нормативно - организующих форм. Инфраструктура социального  регулирования во многом зависит  от его видов. Регулирование в  социальной жизни в принципе может  быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

     Индивидуальное - упорядочение поведения людей при  помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному  случаю, к конкретным лицам.

     Нормативное - упорядочение поведения людей при  помощи общих правил, т. е. известных  моделей, образцов, эталонов поведения, которые распостроняются на все  случаи данного рода и которым  должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

     Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших  отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых  актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для  субъективистики, произвольных решений.

     Появление нормативного регулирования - первый и  один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального  регулирования, знаменующий крупные  изменения, качественный скачек в его  развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и  вместе с тем экономического порядка  в общественных отношениях, подчинить  поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности  для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального  регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости  от случая и произвола. Весьма существенно, что нормативное регулирование  затрагивает область общественного  сознания, связывается с ним, ввязывается  с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это  масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное  в том или ином виде.

     Разумеется, нормативное регулирование имеет  и свои минусы, в особенности в  случаях, когда оно становится орудием  политической власти авторитарного  типа, авторитарной идеологии. Да и  с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного  случая. Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в  ходе общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том  числе, правовое, индивидуальным.

     Однако  это не должно заслонять громадных  социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования22. Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, 
являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм23.

     Однако, следует помнить, что система  нормативного регулирования не совпадает  полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в  конечном итоге экономическим базисом  общества.

     Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что  система социальных норм выступает  лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует  два вида норм: социально-технические  и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих  в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

     Социальные  нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую  формулировку: социальные нормы –  это правила социально значимого  поведения членов общества24. В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей25.

     Несмотря  на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все  исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений  между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни  общества, средством общественного  управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного  развития общества, в них находят  отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности  жизни страны, характер государственной  власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е таких законов, которые действуют с естественно – исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. "Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола."26

Информация о работе Эвристический потенциал сущности права во взаимодействии с социальными нормами