Юридические лица в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение юридического лица в системе гражданского права.
Достижение поставленной цели представляется реальным при условии решения следующих задач:
- изучить понятие юридического лица;
- проанализировать образование и прекращение юридического лица;
- рассмотреть виды юридического лица.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Раздел 1. Понятие юридического лица….…………………………………….5
1.1. Понятие юридического лица………………………………………………...5
1.2. Теории юридического лица………………………………………………….7
1.3. Правосубъектность юридического лица ….………………………..……..12
1.4. Индивидуализация юридического лица…………………………………...12
Раздел 2. Образование и прекращение юридического лица………………………………………………………………………………18
2.1. Образование юридического лица.………………………………………….18
2.2. Государственная регистрация юридического лица ……………….……..20
2.3. Прекращение деятельности юридического лица……………………...…..23
Раздел 3. Виды юридического лица………………………………………….27
3.1. Коммерческие организации.………………………………………….……27
3.2. Некоммерческие организации ……………………………………..………32
3.3. Филиалы и представительства……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемых источников…………………………………………..37
Приложение

Работа содержит 1 файл

Юридические лица в гражданском праве.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

    В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим  лицом, которое имеет исключительное право его использования и  может передать это право по лицензионному  договору другой организации. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» допускается также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединений. Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку. 

    Свойства  некоторых товаров в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся (например, каслинское литье или дымковская игрушка). Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака, право использования наименования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам. 

    Индивидуализация  юридического лица, т.е. его выделение  из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.12

    Таким образом, появление института юридического лица в самом общем виде было обусловлено  теми же причинами, что и возникновение  и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием  экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Наряду с гражданами субъектами гражданского права появляются также юридические лица, которые представляют собой особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Сущность юридического лица можно понять только через анализ признаков. Выделенные основополагающие признаки позволяющие признать за организацией статус юридического лица, а, следовательно, субъекта права - плод многовековой работы многих поколений юристов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образование и прекращение  юридического лица

 

2.1. Образование юридического лица 

      В зависимости от характера участия  государственных органов в регистрации  юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие  способы образования юридических лиц.

      Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной  регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.13

      Статья 51 ГК не предусматривает никаких  исключений из общего правила о необходимости  государственной регистрации юридических  лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.

      Разрешительный  порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации  разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

      При нормативно-явочном порядке для  образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая  государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.

      Правовой  основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством  являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно  к своим интересам.

      Состав  учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или  дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой  деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

      Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

      Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.14

      Содержание  учредительных документов в общем  виде определяется ст. 52 ГК, а для  отдельных видов юридических лиц - в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.  

2.2. Государственная регистрация юридического лица  

      Государство предусматривает возможность создания его как субъекта права только в установленном им порядке. История знает примеры, когда для создания юридического лица требовалось разрешение высших государственных органов или монархов (например, в дореволюционной России). Традиционно сложились следующие системы регистрации юридических лиц: разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о создании юридического лица принимается государственным органом по его усмотрению; явочная, при которой государственные органы только ставятся в известность о создании юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в реестр; нормативно явочная, при которой государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определённых нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица.15

      Нормативно-явочная  система регистрации юридических  лиц существует сейчас в России, и новый Гражданский кодекс лишь закрепляет её, внося при этом некоторые  коррективы. Так, например, предполагается изменение существующей в настоящее время дифференцированной (в разных органах) системы регистрации юридических лиц на единый порядок регистрации всех юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, в органах юстиции.

      Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных документов. К учредительным документам относятся устав и (в ряде случаев) учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения, в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц.16 Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

      Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание на его  организационно-правовую форму. Так, например, фирменное наименование любого полного товарищества должно содержать слова "полное товарищество". Помимо этого Гражданский кодекс в ряде случаев предусматривает дополнительные требования к наименованиям отдельных форм коммерческих организаций: наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества и характер деятельности предприятия. Зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование юридического лица признаётся объектом права собственности, и всякое лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки.

      Местом  нахождения юридического лица признаётся место его государственной регистрации, если в соответствии с законом  в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют нормы закона, устанавливающие случаи, когда место нахождения юридического лица отличное от места его государственной регистрации, может или должно быть определено учредительными документами. В частности, место нахождения юридического лица имеет значение: при налогообложении данного юридического лица; при решении вопроса о его резиденстве в целях валютно-экспортного регулирования; при разрешении судебных споров и определении подсудности. 
 

2.3. Прекращение  деятельности юридического лица 

      Юридическое лицо в процессе осуществления своей  деятельности вправе создавать собственные  обособленные подразделения-представительства  и филиалы, которые не являются самостоятельными субъектами права - юридическими лицами. Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.17 Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства. Юридическое лицо может наделять их имуществом, определять обязательные для них положения, в том числе порядок деятельности, назначать руководителей представительств и филиалов. Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенностей, выданных юридическим лицом. Представительства и филиалы, создаваемые юридическим лицом, должны быть указаны в его учредительных документах.18

      Юридическое лицо может быть реорганизовано. Существуют следующие формы реорганизации: слияние,  присоединение, разделение, выделение и преобразование его  в иную организационно-правовую форму.

      Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения  о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица  в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

Информация о работе Юридические лица в гражданском праве