Юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Работа содержит 1 файл

гражданское право общая часть.rtf

— 127.81 Кб (Скачать)

     Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством. Действующее законодательство не всегда дает возможность отграничить форму решения о создании юридического лица от учредительного документа этого юридического лица. Применительно к полному товариществу ст. 69 и 70 ГК РФ упоминают только один документ - учредительный договор, подписываемый его участниками. Такое же значение, согласно ст. 83 ГК РФ, имеет учредительный договор коммандитного товарищества. Двойственный характер присущ и учредительному договору, заключаемому несколькими учредителями общества с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ, ст. 12 Закона об ООО). Если между лицами, пожелавшими создать полное товарищество, коммандитное товарищество или общество с ограниченной ответственностью, были предварительные переговоры, может быть даже с подписанием протокола, то подобные действия законодательством не предусмотрены. Такого рода письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует. Иное значение имеет решение об утверждении устава общества с ограниченной ответственностью, но оно представляется регистрирующему органу вместе с учредительными документами.

     Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей (учредителя). Согласно ст. 98 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Закона об АО учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, и т.д. Такой договор имеет самостоятельное значение и по существу представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), предусмотренный ст. 1041 ГК РФ. Текст договора должен быть представлен для государственной регистрации акционерного общества, как и решение учредительного собрания о создании общества, которое и должно быть внесено в протокол собрания (ст. 9 Закона об АО).

     В соответствии с п. 1 ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Закона об ООО общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом. Акционерное общество тоже может быть создано одним лицом (п. 6 ст. 98 ГК РФ, ст. 9 Закона об АО). Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 114 ГК РФ). В соответствии со ст. 10 Закона об унитарных предприятиях для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

     Общие требования к учредительным документам юридического лица выражены в ст. 52 ГК РФ. В соответствии с этой статьей юридическое лицо может в качестве учредительных документов иметь либо устав, либо учредительный договор, либо и то и другое. Некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Часть 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ определяет, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Если в предусмотренных законом случаях учредитель один, то он утверждает устав. Регистрирующий орган по представленным документам проверяет, соблюден ли порядок заключения учредительного договора и утверждения устава.

     Статьи 70 и 83 ГК РФ предусматривают, что полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) создаются и действуют на основании учредительного договора. Учредительный договор (но уже вместе с уставом) необходим обществу с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ). Статья 14 Закона о некоммерческих организациях в качестве учредительного документа для общественной или религиозной организации, фонда, а также для некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации предлагает иметь устав. Однако учредителям некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций разрешается при желании заключать учредительный договор, по-видимому, в качестве дополнительного учредительного документа. Очевидно, что регистрирующий орган не вправе требовать от некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации представления и устава, и учредительного договора, если учредители ограничились только принятием устава.

     Устав признается единственным учредительным документом для многих видов юридических лиц. Статья 11 Закона об АО объявляет устав акционерного общества единственной имеющей правоустанавливающее значение формой волеизъявления учредителей, создающих юридическое лицо. И хотя п. 5 ст. 9 Закона об АО говорит о том, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, этот договор - всего лишь договор о совместной деятельности по учреждению юридического лица, действие которого прекращается с момента утверждения устава. Следовательно, регистрирующий орган не вправе требовать представления этого договора. Во всех случаях, когда юридическое лицо создается несколькими учредителями, независимо от того, какой учредительный документ для него предписывает закон (устав или учредительный договор), речь идет о согласованном волеизъявлении, направленном на достижение правового результата. Поэтому для регистрирующего органа возникает необходимость проверки правоспособности и дееспособности учредителей, указанных в учредительных документах. Разумеется, такая проверка может осуществляться только по документам, представленным в регистрирующий орган. Проводить какое бы то ни было расследование регистрирующий орган не вправе.

     Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п. 2 ст. 52 ГК РФ, в котором перечислены общие для всех юридических лиц характеристики: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Другие сведения отражают особенности, свойственные юридическим лицам определенных видов. Но и общие характеристики индивидуализируются применительно к конкретному юридическому лицу. Законы об отдельных видах юридических лиц определяют содержание учредительных документов исходя из особенностей организационно-правовой формы лица. Так, ст. 11 Закона об АО, перечисляя сведения, составляющие содержание устава общества, обязывает учредителей указать тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Особенности, предусмотренные ст. 12 Закона об ООО, должны отражаться в уставе соответствующего общества. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности этих юридических лиц, что свидетельствует о наличии у них специальной правоспособности. Пункт 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях требуют, чтобы в учредительных документах некоммерческой организации были указаны предмет и цели деятельности, а согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" в уставе религиозной организации следует указать вероисповедание. Разнообразие требований специальных законов, предъявляемых к содержанию учредительных документов, создает сложности в работе регистрирующих органов и оправдывает презумпцию достоверности заявления уполномоченного лица, которое делается в соответствии с п. "а" комментируемой статьи.8

     Порядок представления документов при государственной регистрации

     Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

     Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (абзац введен Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

     Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

     Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

     В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

     Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

     Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

     Формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

     Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя либо нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Круг лиц, которые могут являться заявителями, был определен нами в комментарии к ст. 9 настоящего Закона.

     Документы для представления в регистрирующий орган представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

     Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

     После принятия документов соответствующие сведения вносятся в Книгу государственной регистрации (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438). Оба экземпляра расписки оформляются подписью и печатью уполномоченного на государственную регистрацию лица. Один экземпляр расписки подшивается в регистрационное дело, второй экземпляр выдается на руки либо на следующий день отправляется по почте по адресу, указанному в заявлении заявителем. В течение пяти рабочих дней осуществляется регистрация и подготавливается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001) либо решение об отказе в государственной регистрации.

     Основания для отказа в государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ):

  • непредставление определенных Законом о регистрации документов, необходимых для государственной регистрации;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

     Один экземпляр решения выдается лично либо отсылается по почте. Второй экземпляр решения подшивается в регистрационное дело.

     Свидетельство о государственной регистрации (либо решение об отказе) выдается не позднее пяти рабочих дней со дня подачи документов (свидетельство подписывается уполномоченным лицом согласно приказу ИМНС). В свидетельстве о государственной регистрации наименование юридического лица указывается в точном соответствии с учредительными документами.

     Процесс создания юридического лица завершается его государственной регистрацией на основании представленных заявителем документов.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц.

     Существует необходимость не допустить проникновения в гражданский оборот субъектов, заведомо преследующих противоправные цели. Представляется очевидным, что одной из основных функций государственной регистрации должна быть "фильтрация" субъектов, желающих приобрести статус юридического лица.

     Основные цели государственной регистрации.

     1. Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган (ст. 12, 14, 17, 21 Закона о регистрации).

     2. Получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.

     3. Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.

Информация о работе Юридические лица