Юридическое лицо как субъект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе институт юридического лица приобретает все более весомое значение для гражданского права и тем более для Российского. Законодатель при систематизации норм, которые регулируют гражданские правоотношения, стремиться как можно шире, глубже и объективно проникнуть в суть конструкции юридического лица, основываясь на разумности и закономерностях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие юридического лица и его эволюция…………………………..…….5
1.1. Юридическое лицо как субъект гражданского права
1.2. Признаки юридического лица
1.3.Правоспособность юридического лица.,………………………………..
1.4. Государственная регистрация юридического лица
2. Виды юридических лиц……………………………………………….…...11
2.1. Коммерческие организации……………………………………….…....11
2.2. Юридические лица в виде некоммерческих организаций…………21
Виды реорганизаций
Заключение………………………………………………………………..…..25

Работа содержит 1 файл

Юридические лица в Гражданском праве.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

По общему правилу, коммерческие юридические лица могут  иметь гражданские права и  нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных  законом. Но цели этой деятельности должны быть предусмотрены в учредительных документах (п.1 ст. 49 ГК). Кроме того, специальная правоспособность коммерческого юридического лица может быть основана на обязательном для него предписании закона или добровольно установлена его учредителями (участниками). На унитарные предприятия (п. 1ст. 49 ГК), а также коммерческие организации, действующие в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности распространяется специальная правоспособность. Законом могут быть предусмотрены иные виды организаций, имеющие более узкую, чем прочие коммерческие юридические лица, правоспособность.

  На основе  выше изложенного специальную  правоспособность можно поделить  на две разновидности:

  1. собственно специальная правоспособность коммерческих организаций, в учредительных документах которых содержится либо определено исчерпывающий перечень целей деятельности, либо перечень запрещенных видов деятельности, каждый из которых может быть в любое время изменен учредителями вплоть до наделения организации общей правоспособностью;
  2. ограниченная специальная правоспособность унитарных предприятий, некоммерческих и иных организаций, определяемых законом, объем которой определяется целями деятельности, указанными в их учредительных документах, и может изменяться, но лишь в законодательно установленных пределах.1

Для участия  в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие  от граждан, у юридических лиц  право- и дееспособность возникают  и прекращаются одновременно. Поэтому  Гражданский кодекс не применяет понятие "дееспособность" по отношению к юридическим лицам. Вообще дееспособность является обязательным признаком такого субъекта права, как юридическое лицо. Законодательство и правовая доктрина некоторых государств не признают юридическое лицо дееспособным субъектом права, по гражданскому законодательству России коммерческие организации (по крайней мере, хозяйственные общества и унитарные предприятия) дееспособностью обладают, вправе самостоятельно вступать в гражданские правоотношения (п. 1 ст.53 ГК). Юридические действия их органов – действия самих организаций.

В соответствии со ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения и с момента получения разрешения или в указанный в нем срок. Данная статья имеет название «Правоспособность юридического лица». Это обстоятельство позволяет предложить, что приобретение юридическим лицом лицензии  означает возникновение нового элемента его правоспособности, соответствующего лицензируемому виду деятельности. Таким образом, правоспособность организации расширяется. Возможен и другой вывод: название статьи не соответствует ее содержанию; в ст. 49 заключены нормы, определяющие как право-, так и дееспособность юридических лиц. Способность осуществлять ту или иную деятельность составляет одновременно содержание, как правоспособности, так и дееспособности. В первом случае речь идет об общей способности к правообладанию (обладанию обязанностями), во втором – о способности действовать, то есть совершать действия по приобретению прав и обязанностей, связанных с определенным видом деятельности.

В том случае, когда осуществление юридическим  лицом не требует получение лицензии, соответствующие такой деятельности элементы правоспособности и дееспособности возникают одновременно. Если же получение лицензии требуется, то соответствующий такой деятельности элемент дееспособности возникает с момента получения лицензии. В последнем случае для возникновения необходимого объема правоспособности и дееспособности требуются различные юридические факты: для правоспособности – государственная регистрация, для дееспособности – разрешение уполномоченного государственного органа.

Если способность  осуществлять лицензируемый вид  деятельности, возникающую с момента получения лицензии, признать элементом правоспособности, то утрачивает всякое правовое значение соответствующая часть устава юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью (та часть устава, которая позволяет заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию). Юридическое лицо может получить лицензию лишь постольку, поскольку обладает соответствующей правоспособностью, уже определенной учредительными документами. Получение лицензии влияет на содержание дееспособности юридического лица.

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут быть полностью дееспособными  с момента своего создания, если в их учредительных документах не предусматривается осуществление  лицензируемых видов деятельности. Если же учредительные документы предусматривают такой вид деятельности, а лицензии нет, то юридическое лицо является лишь частично дееспособным.

Юридическое лицо, обладающее общей правоспособностью, может быть признано полностью дееспособным лишь при получении разрешения на осуществление всех лицензируемых видов деятельности, что практически маловероятно.

Если лицензия аннулирована, но организация вправе получить ее обратно, то происходит ограничение  дееспособности. Правоспособность же юридического лица остается прежней.2    

Также можно  составить следующую классификацию  видов дееспособности:

  1. общая дееспособность коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью в пределах осуществления нелицензируемых видов деятельности;
  2. специальная дееспособность унитарных предприятий и иных организаций с собственно специальной и ограниченной специальной правоспособностью;
  3. специальная видовая дееспособность организаций, осуществляющих определенные виды деятельности на основании исключительных как-то: кредитные, страховые, аудиторские и другие. Дееспособность таких организаций в сфере их специального вида деятельности отграничивается имеющимися лицензиями, а в сфере общегражданского оборота – законодательно установленными запретами.

Для всех организаций  также существует возможность расширить объем дееспособности путем получения лицензии на право осуществления видов деятельности, осуществление которых допускается только на их основании, а также путем приобретения дополнительных прав не на основании, а в связи с получением лицензии. В этом случае правомерно будет говорить о наличии у таких организаций расширенной дееспособности соответствующего вида.3

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  юридических лиц 

    2.1. Коммерческие организации

     В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).

     К некоммерческим организациям относятся  потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо  предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, 

       Хозяйственные общества и товарищества — наиболее распространенные виды коммерческих организаций, образуемые для систематического занятия предпринимательской деятельностью, как одна из форм коллективного предпринимательства.

       Такого  рода объединения, создаваемые предпринимателями, в европейском праве обычно называются компаниями или фирмами. В американском — корпорациями. В России они ранее именовались торговыми товариществами, поскольку коммерческая деятельность отождествлялась с торговлей.

       Товарищества  и общества имеют много общих  черт:

       1. Все они являются коммерческими организациями, созданными на добровольной основе (договорной) на началах членства (корпоративных) и наделяются законом общей правоспособностью.

       2. Они становятся едиными и единственными  собственниками имуществ, образованного за счет вкладов учредителей (участников), также произведенного и приобретенного в процессе их деятельности, что делает их самостоятельными полноценными участниками имущественного оборота.

       Закон определяет их как коммерческие организации  с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом4.

       Вкладом в имущество как товарищества, так и общества, могут быть деньги, ценные бумаги, иные вещи, имущественные  права, имеющие денежную оценку (точную оценку, в частности, могут иметь результаты интеллектуальной деятельности, информация, сами по себе являющиеся неимущественными благами).

       Как товарищества, так и общества не вправе выпускать акции.

       3. Они имеют однотипную структуру  управления, в которой высшим  органом признается собрание  их участников. Последние также имеют во многом сходные права и обязанности5.

       Эти права следующие: участие в управлении делами организации; получение информации о деятельности организации и ознакомление с ее бухгалтерскими сметами, иной документацией в установленном учредителями документами порядке; участие в распределении прибыли; получение в случае ликвидации организации части имущества, оставшейся после расчетов с кредиторами; др. права, предусмотренные законодательством или их учредительными документами.

       Их  основные обязанности:

       делать  вклады в порядке, размерах и способами, в сроки, предусмотренные учредительными документами;

       соблюдать конфиденциальность информации о деятельности организации и др. обязанности, предусмотренные учредительными документами6.

       Близость  этих организационно-правовых норм делает возможным их преобразование из товариществ в общества одного вида в другой вид, а также производственные кооперативы по решению общего собрания в порядке, установленном законодательством7.

       Следует обратить внимание, что действующее законодательство исключает участие в товариществах и обществах государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда закон прямо допускает их участие в хозяйственных обществах или в качестве вкладчиков в товарищества на вере, как это сделано в законе о приватизации в отношении министерств по управлению государственным или муниципальным имуществом и соответствующих фондов имущества8.

       Закон может ограничить или исключить  участие отдельных категорий  граждан в товариществах и обществах (например, должностные лица органов публичной власти не вправе занимать руководящие должности в частных компаниях, но могут быть акционерами в открытых А.О.)

       В то же время между хозяйственными товариществами и обществами существует ряд различий.

       Прежде  всего следует отметить, что, следуя известной европейской (германской) традиции, российский закон различает  товарищества как объединение лиц (предпринимателей) и общества как объединение капиталов, то есть организации, в которых учредители участвуют лишь своими имущественными взносами; участвовать лично они не обязаны.

       Так лица, являющиеся полными товарищами в одном же качестве, не могут  выступать в таком же качестве в другом товариществе9, тогда как для участников обществ такого ограничения нет.

       Это обстоятельство сказывается и на том, кто может быть участником хозяйственных  товариществ и обществ.

       Поскольку учредители товариществ должны лично  участвовать в его деятельности, носящей коммерческий характер, то и учредители должны быть или коммерческими юридическими лицами, или гражданами-предпринимателями10.

       Участниками хозяйственных обществ могут  быть любые граждане и организации11.

       Следующее отличие — это наличие у  участников товарищества (за исключением  вкладчиков в товариществах на вере) неограниченной ответственности по обязательствам товарищества при недостатке у последних собственного имущества.

Информация о работе Юридическое лицо как субъект гражданского права