Шпаргалка по "Жилищному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Жилищное право"

Работа содержит 1 файл

Тема 1.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

  В вышеперечисленных случаях речь идет о межотраслевых принципах.

  Кроме принципов, характеризующих тот или иной режим правового регулирования (административно-правовой или гражданско-правовой), жилищное право имеет принципы, которые присущи только этой отрасли права и которые оказывают решающее влияние на регулирование и охрану жилищных отношений и на применение норм жилищного законодательства:

- неприкосновенность жилища (ст 10 ЖК КР);

- недопустимость  произвольного лишения жилища (ст 9 ЖК КР);

- безопасность жилища ;

- удовлетворение  жилищных потребностей в различных  формах и доступность для граждан  условий найма жилых помещений ;

- цивилизованное  использование жилых помещений;

- необходимость  беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав;

- признание  равенства участников регулируемых  жилищным законодательством отношений  по владению, пользованию и распоряжению  жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК КР;

- необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебная защита;

- обеспечение  сохранности жилищного фонда  и использования жилых помещений  по назначению.

  Перечисленные принципы являются отраслевыми принципами жилищного права.

Неприкосновенность собственности является одним из основных принципов гражданского права.

   Принцип недопустимости произвольного лишения жилища базируется на нормах Конституции КР . Он имеет исключительно важное значение для реализации стабильного, устойчивого права на пользование жилищем. Этот принцип прямо закреплен в ст. 9 ЖК КР, предусматривающей невозможность выселения из жилища или ограничения в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК КР, другими законами. Ряд статей ЖК КР регулирует вопросы расторжения договора найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов по требованию наймодателя и выселения из жилых помещений не иначе как по основаниям, установленным законом, и только в судебном порядке.

   Принцип удовлетворения жилищных потребностей и доступности для граждан условий найма жилых помещений базируется на нормах Конституции КР, согласно которой малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Таким образом, государство обязуется принимать дополнительные меры помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилье.

  Гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора социального найма (бесплатное или за плату предоставление жилых помещений в домах государственного или муниципального фондов социального использования), коммерческого найма (предоставление жилых помещений в домах государственного или муниципального фондов не социального использования за доступную плату), путем вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива либо путем вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья и др.

  Принцип неприкосновенности жилища базируется на нормах Конституции КР, которая гласит, что "жилище неприкосновенно". Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных  законом, или на основании судебного решения. Проникновение в жилище допускается законом лишь в виде исключения и при соблюдении специальных правил.

  Принцип неприкосновенности жилища не распространяется на специальные жилые помещения, свободные для доступа (например, казарменные и другие помещения, в которых размещаются военнослужащие-призывники).

  Запрет проникновения в жилище означает недопустимость не только вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иных форм получения сведений о том, что происходит в жилище. Так, например, недопустимы использование современных технических средств для прослушивания разговоров, ведущихся в жилище, и визуальные наблюдения за жилищем. Имеется в виду недопустимость, за исключением случаев, прямо указанных в законе, установки в жилище микроаудиозаписывающей и видеоаппаратуры, использование чердаков, подвалов, каналов вентиляции для установки аудио- и видеоаппаратуры, фиксирующей все происходящее в жилище, дистанционного наблюдения за жилищем.

  В международных документах говорится о недопустимости произвольного посягательства (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека) и незаконного посягательства на неприкосновенность жилища (ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах), за исключением двух ситуаций: 1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах; 2) при защите правопорядка.

  В первом случае предусмотрено проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц при пожарах , землетрясениях, наводнениях, обвалах, авариях водопровода, канализации, повреждениях электропроводки, при подозрении, что хозяин дома (квартиры) умер, и в других подобных случаях.

  Во втором случае в соответствии с законодательством Кыргыской Республики не допускается проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц для: а) раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; б) получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы; в) пресечения преступлений и иных правонарушений в рамках административно-правовой деятельности; г) исполнения приговоров и других судебных решений.

  Кыргызское законодательство определяет общие основания проникновения в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан. Проникновение в жилище допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законами КР, и с соблюдением при этом установленных ЖК КР целей:

- спасения жизни граждан и  (или) их имущества, обеспечения  их личной безопасности или  общественной безопасности при  аварийных ситуациях, стихийных  бедствиях,

 катастрофах, массовых беспорядках  либо иных обстоятельствах чрезвычайного  характера;

- задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

  Так, при выполнении возложенных обязанностей в соответствии с Законом  КР « Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» от 11 января 1994 года N 1361-XII (В редакции Законов КР от30 декабря 2009 года N 319) Сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

  Право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения предоставлено при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны.

  При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы (оперативные подразделения государственных органов), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц ( Закона Кыргызской Республики "Об оперативно-розыскной деятельности"

   При обеспечении режима чрезвычайного положения, вводимого Президентом Кыргызской Республики при обстоятельствах и в порядке, которые предусмотрены конституционным законом "О чрезвычайном положении"   военнослужащим предоставляется право досматривать жилые помещения граждан.

Право входить в жилища граждан  для наложения ареста на имущество  и реализации решений и приговоров судов в части имущественных  взысканий, производить осмотры помещений имеют судебные приставы .

  В уголовном процессе законное проникновение в жилище со стороны дознавателя, следователя, прокурора с понятыми, иногда и со специалистом, возможно при производстве обыска, выемки, осмотра места происшествия, наложении ареста на имущество и его описи. Кроме того, допустимо вхождение в жилище для производства в нем следственного эксперимента, а также для освидетельствования, экспертизы, допросов, опознаний, когда соответствующее лицо по состоянию здоровья не может покинуть жилище, а проведение следственных действий отложить невозможно. Закон требует санкции прокурора только на производство обыска, так как в остальных случаях для вхождения в жилище достаточно постановления дознавателя или следователя. К тому же в случаях, не терпящих отлагательства (они в законе не определены), обыск возможен и без санкции прокурора. Судебное решение требуется в случаях, когда обыск, выемка, осмотр жилища проводятся для обнаружения переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений . По этому поводу в постановлении Пленума Верховного Суда Кыргызкой Республики отмечено, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения судов, которые должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.

Обо всех случаях проникновения  в жилище против воли проживающих  в нем граждан милиция, органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов с момента проникновения.

Незаконное проникновение в  жилище вопреки воле проживающих  в нем лиц является преступлением в соответствии с Уголовным Кодексом  Кыргызской Республики.

  Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд . За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством . Уголовное законодательство в этой связи предусматривает уголовную ответственность за должностные преступления ( УК КР).

  Принцип неприкосновенности собственности вытекает из положения ст 16 Конституции Кыргызской Республики , в соответствии с которой "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Таким образом, гражданам - собственникам жилых помещений законодательство обеспечивает возможность стабильного осуществления права владения, пользования и распоряжения принадлежащими им жилыми помещениями в соответствии с их назначением (ст. 245 ГК КР), а членам семей собственников - возможность пользования этими помещениями на условиях, предусмотренных жилищным законодательством .

  П.И. Седугин указывает также на существование принципа общедемократического, гуманистического отношения к гражданам - нанимателям и собственникам жилых помещений. Проявление этого принципа он усматривает в следующем: в законе закреплено положение о предоставлении гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), как правило, отдельной квартиры на семью, вместо ранее действовавшего правила о принудительном изъятии у нанимателя излишней жилой площади и передаче ее другому нанимателю; предоставлено право нанимателю самому ставить вопрос о замене занимаемого им жилого помещения на жилое помещение меньшего размера; отменены ранее действовавшие многочисленные ограничения при строительстве и приобретении гражданами в собственность жилых домов. Теперь частная собственность на недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд либо его часть, не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности . Перечисленные нормы скорее являются гарантиями жилищных прав граждан и характеризуют изменения жилищных правоотношений в последние годы.

  Гарантией жилищных прав граждан является недопустимость ограничения (или лишения) права пользования жилым помещением за такие действия нанимателя или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или с невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушают права и законные интересы других лиц.

, ЖК КР последовательно развил названный принцип, установив что:

  - жилищные права могут быть ограничены на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ;

 

  - никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК КР

 

 

   Перечисленные принципы можно свести к трем основным положениям, раскрывающим содержание права граждан на жилище:

- каждый имеет право на жилище;

- неприкосновенность жилища;

 

 

- свобода выбора места жительства.

   Свобода выбора места жительства заключается в том, что согласно ст 25 Конституции Кыргызской Республики каждый, кто законно находится на территории Кыргызской Республики, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2).

Информация о работе Шпаргалка по "Жилищному праву"