Средства индивидуализации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ вопросов гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц.
Дня достижения поставленной цели предпринято решение таких задач, как:
1) определение правовой природы и сущности гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц;
2) определение правовой природы прав юридического лица на фирменное наименование как средство гражданско-правовой индивидуализации;
3) изучение проблем правовой охраны прав юридического лица на коммерческое обозначение;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ……………………………...6
2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
2.1. Наименование юридического лица ………………………………………...12
2.2. Фирменное наименование коммерческой организации …………………..13
2.3. Место нахождения юридического лица ……………………………………24
3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ КАК ФАКУЛЬТАТИВНОГО СРЕДСТВА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

средства индивид.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      В литературе было высказано мнение о  том, что в ст. 8 Парижской конвенции  говорится не о фирменном наименовании (как якобы ошибочно указано в  официальном русском тексте Конвенции), а о коммерческом обозначении (le nom commercial)16. Это выглядит как попытка отвести от России возможные обвинения в том, что мы нарушаем Парижскую конвенцию. Но, введя регистрацию фирменных наименований, Россия (как и ряд других стран) не нарушила Парижскую конвенцию, поскольку Конвенция регулирует гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом, а в ст. 1475 ГК РФ установлены правила охраны на территории России фирменных наименований российских юридических лиц: нормы ст. 1475 находятся за пределами действия Парижской конвенции.

      На  основании ст. 8 Конвенции фирменные  наименования иностранных юридических  лиц стран - членов этой Конвенции  должны получать охрану без государственной  регистрации, но, разумеется, только в тех случаях и в тех пределах, когда они используются на территории России (поскольку, как было показано ранее, фирменные наименования российских юридических лиц охраняются при условии их использования).

      Норма абз. 1 п. 1 ст. 1231 означает, что даже те объекты интеллектуальных прав, которые охраняются в России на основе обязательной государственной регистрации, могут получать в России охрану без такой государственной регистрации, если это предусмотрено международными договорами России. Общий смысл данной нормы состоит в том, что она допускает возникновение на территории России исключительных прав, устанавливаемых международными договорами России, без трансформации норм указанных международных договоров в национальном российском законодательстве и даже без упоминания об этом применительно к каждому конкретному объекту в ГК РФ. 

 

2.3. Место нахождения  юридического  лица 

    Место нахождения юридического лица определяется по месту нахождения его постоянно  действующего исполнительного органа. Для большинства организаций (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, унитарные предприятия, некоммерческие организации) таким органом выступает единоличный исполнительный орган - руководитель (директор, генеральный директор, управляющий или др.). Именно он, в отличие от коллегиального исполнительного органа, действует на постоянной основе и без доверенности.

    Так, согласно ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества.

    В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.) может действовать от имени общества без доверенности, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа его функции может выполнять иной орган. При этом по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), что можно рассматривать в качестве иного органа в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, например полных товариществ и товариществ на вере.

    Так, в п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 90, Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» разъяснено, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 вышеназванного Закона, согласно которым местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Вместе с тем следует учитывать, что данный Закон в соответствии с названной статьей Кодекса допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

    В качестве места нахождения может быть указан и адрес жилого помещения, где проживает руководитель юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

    В то же время использование жилого помещения в качестве нежилого на основе договора аренды может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с налогообложением. Так, расходы на аренду помещения, которое в соответствии с гражданским законодательством РФ не может использоваться в качестве офиса организации, не соответствуют положениям ст. 252 НК РФ и не учитываются при обложении налогом на прибыль организаций.

    Организация вправе учитывать в целях налогообложения  расходы на аренду помещения, используемого  в качестве офиса, только в случае перевода данного помещения из жилого в нежилой фонд в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РФ.

    В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем  ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается  только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством.

    Пленумы ВС РФ и ВАС РФ в п. 38 совместного  Постановления от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с  применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указали, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным не связанным с проживанием граждан использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Гражданского кодекса РФ, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ17.

    Таким образом, договор аренды (найма), на основании которого в жилом помещении  размещается офис, в силу ст. 168 ГК РФ ничтожен.

      Все другие адреса (почтовый, юридический  и др.) не имеют правового значения. Налоговый орган имеет возможность  при постановке юридического  лица на учет сверить данные  об адресе, указанные в заявлении  о постановке на налоговый  учет и в учредительных документах. Все остальные адреса указываются юридическим лицом самостоятельно и проверке на предмет достоверности не подлежат. Как в публичных, так и в частных отношениях переписка в адрес юридического лица должна направляться только по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ.

      Таким  образом, к необходим   средствам индивидуализации юридического  относятся: наименование юридического  лица, место нахождения юридического  лица 
 

 

3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ КАК ФАКУЛЬТАТИВНОГО СРЕДСТВА  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  
 

        Следует  отметить, что ГК РФ не дается определения коммерческого обозначения. В нем указаны некоторые признаки, которым последнее должно соответствовать.

      В отличие от фирменного наименования, являющегося обязательным для юридического лица, коммерческое обозначение представляет собой факультативное средство индивидуализации.

      В отличие от фирменного наименования, предназначенного для индивидуализации юридического лица, коммерческое обозначение  призвано индивидуализировать предприятие как объект права (имеется прямая ссылка на ст. 132 ГК РФ).

      В отличие от фирменного наименования, субъектами права на которые могут  быть только коммерческие юридические  лица, субъектами права на коммерческое обозначения могут быть юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе некоммерческие организации, которым предоставлено право на осуществление такой деятельности, а также индивидуальные предприниматели. Указанное послабление является ответом на прозвучавшую в литературе критику относительно того, что некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели лишены права на фирменное наименование18.

      В данной норме указывается, что коммерческое обозначение не является фирменным  наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. Этим законодатель подчеркнул самостоятельную роль коммерческого обозначения, являющегося средством индивидуализации предприятия. Вместе с тем это не мешает правообладателю использовать фирменное наименование или отдельные его элементы в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения (п. 1 ст. 1476 ГК РФ). В результате на практике возможно существование одного обозначения в различных ипостасях: фирменного наименования, коммерческого обозначения, а также при определенных обстоятельствах - товарного знака.

      Положение о необязательном включении коммерческого  обозначения в учредительные  документы и Единый государственный  реестр юридических лиц сформулировано в императивной форме, т.е. оно исключает появление коммерческого обозначения в указанных документах и реестре. Вместе с тем это положение ставит вопрос перед собственниками предприятий о необходимости какой-либо иной формы подтверждения принадлежности им коммерческого обозначения.

      В пункте 2 ст. 1538 ГК РФ отмечена особенность  использования коммерческого обозначения, вытекающая из сущности средства индивидуализации: правообладатель может использовать коммерческое обозначение для индивидуализации одного или нескольких предприятий.

      В отличие от коммерческого обозначения  юридическому лицу может принадлежать только одно фирменное наименование. Вместе с тем для индивидуализации одного предприятия нельзя одновременно использовать два и более коммерческих обозначения19.

      Следует отметить, что в зарубежной практике чрезвычайно редки случаи правовой охраны коммерческого обозначения  в режиме исключительного права.

      В пункте 1 ст. 1539 ГК РФ раскрыто содержание исключительного права на коммерческое обозначение в его позитивной функции: правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации, принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом. Далее следует примерный перечень способов такого использования: путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

      Из  вышеизложенного следует, что коммерческое обозначение - это прежде всего словесное  обозначение и в этом виде оно может совпадать с фирменным наименованием. Между тем такой способ использования коммерческого обозначения, как вывеска, предполагает наличие в коммерческом обозначении изобразительных элементов20.

      Условия предоставления исключительного права коммерческому обозначению следующие:

      - обозначение должно обладать  достаточными различительными признаками;

      - его использование является известным  в пределах определенной территории.

      Требование  достаточности различительных признаков (или различительная способность) означает, что коммерческое обозначение выполняет свою функцию отличия одного предприятия от предприятия другого лица. Хотя в законе этого и не сказано, следует полагать, что различительная способность коммерческого обозначения должна оцениваться в отношении аналогичных или сходных видов деятельности предприятий, коммерческие обозначения которых сравниваются.

      Требование  известности коммерческого обозначения  в пределах определенной территории в принципе предопределяет характер исключительного права на указанное средство индивидуализации. Исключительное право на коммерческое обозначение имеет локальный характер, его действие всегда ограничено определенной территориальной привязкой (округ, район, улица и т.д.).

      В пункте 2 ст. 1539 сформулировано исключительное право на коммерческое обозначение в его негативной функции: не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначение сходного до степени смешения с фирменным наименованием товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица