Средства индивидуализации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ вопросов гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц.
Дня достижения поставленной цели предпринято решение таких задач, как:
1) определение правовой природы и сущности гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц;
2) определение правовой природы прав юридического лица на фирменное наименование как средство гражданско-правовой индивидуализации;
3) изучение проблем правовой охраны прав юридического лица на коммерческое обозначение;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ……………………………...6
2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
2.1. Наименование юридического лица ………………………………………...12
2.2. Фирменное наименование коммерческой организации …………………..13
2.3. Место нахождения юридического лица ……………………………………24
3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ КАК ФАКУЛЬТАТИВНОГО СРЕДСТВА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

средства индивид.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      Указанные правоотношения возникают между  участниками гражданского оборота  по поводу использования предусмотренных  законом средств индивидуализации юридического лица и результатов  его деятельности, которые выступают в данном аспекте как объекты соответствующих субъективных прав

      К правовым инструментам, объединяемым   вышеназванным   понятием могут быть отнесены предусмотренные действующим законодательством, вполне определенные средства индивидуализации (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица), так и иные способы (например, применяемые в силу сложившихся обычаев).

      Под средствами индивидуализации следует понимать определенные условные обозначения (знаки, символы), при помощи которых юридическое лицо выделяется среди массы остальных себе подобных организаций. Это также относится и к выделению результатов деятельности организации. Ими могут выступать словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и др. обозначения (знаки). И в этом значении к средствам индивидуализации необходимо относить наименование юридического лица, место нахождение юридического лица, товарный знак и т.д. Средства индивидуализации — это, по существу, нематериальные объекты, несмотря на то, что они воплощены в каком-либо материальном носителе.

      Способ  индивидуализации представляет собой  вид деятельности юридического лица по применению конкретного средства идентификации как определенного  обозначения в экономической  и иной деятельности организации, преследующее цель индивидуализации6.

      Представляется, что присвоение наименования юридическому лицу и определение его места  нахождения - это необходимые виды деятельности юридического лица, в  которых находят воплощение основные способы его гражданско-правовой индивидуализации. Требования о закреплении в учредительных документах указанных атрибутов организации носят императивный характер. Тем не менее, юридические лица далеко не всегда ограничиваются использованием только этих способов, применяют и иные средства индивидуализации, что в полной мере соответствует основным началам гражданско-правового регулирования, в частности, диспозитивности и инициативе субъектов гражданского права, в формировании и реализации гражданских правоотношений.

      Средства  гражданско-правовой индивидуализации, выступающие объектами соответствующих субъективных прав юридического лица на уровне конкретных общественных отношений, образуют некоторую систему, представляющую собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. В рамках данной системы в зависимости от объекта индивидуализации (обособления) - юридическое лицо либо результаты его деятельности, условно все средства гражданско-правовой индивидуализации можно подразделить на две группы: 1) средства, направленные на индивидуализацию самого юридического лица как субъекта гражданских правоотношений (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, коммерческое обозначение); 2) средства гражданско-правовой индивидуализации результатов деятельности юридического лица (товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара).

      Система средств гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц и результатов  их деятельности не является статичной, неизменной, что обусловлено развитием общественных отношений. В настоящее время все чаще перед организациями возникает проблема необходимость решения различного рода вопросов собственной индивидуализации в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности, и это связано, в том числе, с рядом объективных обстоятельств, выразившихся в появлении новых средств индивидуализации (коммерческое обозначение).

      Основой системы средств гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц  и результатов их деятельности выступает функциональное назначение рассматриваемых объектов. Под функцией понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта, в данном случае средств индивидуализации, в существующей системе отношений или направление воздействия указанного объекта на существующие отношения. Средства гражданско-правовой индивидуализации выполняют ряд функций, неразрывно связанных   между собой. К числу этих функций необходимо отнести: информационно-индивидуализирующую, информационно-рекламную, информационно-гарантийную7.

      Таким  образом, по результатам первой главы  курсовой  работы, можно сделать  следующие выводы:

      Гражданско-правовая индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности - это правомерная, юридически значимая деятельность юридического лица, осуществляемая в определенных гражданско-правовых формах, по применению предусмотренных законом средств индивидуализации, опосредуемая соответствующим гражданско-правовым субинститутом, и направленная на обособление юридического лица и результатов его деятельности среди других участников гражданских правоотношении.

 

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА  

2.1.  Наименование  юридического  лица  

    В соответствии со ст. 54  ГК  РФ каждое юридическое лицо независимо от каких-либо критериев должно иметь наименование (для коммерческих организаций - фирменное наименование) и место нахождения, которые указываются в учредительных документах (в уставе, учредительном договоре, общем положении об организациях данного вида).

    В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое  лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий  и в предусмотренных законом  случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законами случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. К таким законам относятся, в частности, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» и др.

    В Определении Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 244-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обращено внимание на п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, который устанавливает, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности, и что некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Между тем, принимая часть четвертую ГК РФ, федеральный законодатель пошел по пути закрепления исключительных прав на фирменное наименование, носящих имущественный характер, только за юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями (ст. 1225, п. 1 ст. 1473 ГК РФ). Такой подход свидетельствует о том, что на наименования некоммерческих организаций правила § 1 гл. 76 ГК РФ не распространяются8. 

    2.2. Фирменное наименование  коммерческой организации  

    Назначение  фирменного наименования коммерческой организации состоит не только в  ее идентификации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте, но и в том, что оно само по себе является объектом гражданских прав коммерческой организации.

      Исключительному праву на фирменное наименование посвящена ст. 1474 ГК РФ. Следует отметить, что анализируя эту статью, многие комментаторы сразу же вспоминают о том, что основные правовые положения об исключительном праве на любой объект интеллектуальной собственности, охраняемый на основе норм раздела VII ГК РФ, указаны в ст. 1229, и утверждают, что ее нормы автоматически применимы и используются при толковании ст. 14749.

      Действительно, основные положения ст. 1229 ГК РФ изложены как нормы прямого действия, автоматически применимые для исключительного права на любой объект интеллектуальной собственности. Правда и то, что в ст. 1229 нет упоминаний, что эти положения применимы, «если иное не указано в настоящем Кодексе».

      Однако,  как указывает Э.О. Гаврилов, - нормы ст. 1229 автоматически к ст. 1474 неприменимы по следующим причинам10.

      Во-первых, ст. 1229 включена в главу 69 «Общие положения», а потому все нормы этой главы могут быть изменены или отменены нормами, содержащимися в последующих главах раздела VII, даже если такая возможность прямо не обозначена в той или иной норме.

      Во-вторых, когда законодатель действительно  желает распространить на тот или  иной объект интеллектуальной собственности  исключительное право в том виде, в каком оно изложено в ст. 1229, он делает к этой статье прямые отсылки. Они даны в ст. ст. 1270, 1317, 1324, 1330, 1339, 1358, 1421, 1454, 1466, 1484, 1519 ГК РФ. Все эти отсылки единообразны: «правообладателю принадлежит исключительное право использовать (охраняемый объект) в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса»11.

      Невозможно  себе представить, что такие отсылки  с правовой точки зрения ничего не значат, что это нечто случайное  или, как говорят англичане, «slip of the tongue» («случайно сорвавшееся с языка»). Тем более, что такие отсылки даны 11 раз! Поэтому логично предположить, что, делая их, законодатель указал на то, что к исключительному праву на тот или иной объект интеллектуальной собственности применимы и должны применяться общие положения ст. 1229.

      Но  отсюда вытекает и то, что если отсылки нет, то на исключительное право на такой объект общие положения ст. 1229 автоматически не должны распространяться. А отсылок нет в следующих статьях: ст. 1334 («Исключительное право изготовителя базы данных»), ст. 1474 («Исключительное право на фирменное наименование») и ст. 1539 («Исключительное право на коммерческое обозначение»).

      Таким образом, приходим к выводу, что в  названных трех случаях содержание исключительного права определяется не общими нормами ст. 1229 ГК РФ, а  этими специальными нормами.

      Абзац 1 п. 1 ст. 1474 устанавливает, что владельцу  фирменного наименования принадлежит  исключительное право использования  этого фирменного наименования в  качестве средства индивидуализации.

      Такое использование может осуществляться любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания фирменного наименования на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковке.

      Следует полагать, что эта норма относится  к положительной, позитивной части исключительного права и не касается запретительной, негативной его части. Содержание положительной части исключительного права - право самого владельца использовать охраняемый объект.

      В абз. 1 п. 1 ст. 1474 отмечено, что владелец фирменного наименования вправе его использовать. При этом не уточнено, идет речь об использовании фирменного наименования целиком либо также и об использовании его отдельных элементов12.

      Понятие «элементы фирменного наименования» упоминается дважды в ст. 1476, из которой следует, что в определенных случаях владелец фирменного наименования вправе использовать не только фирменное наименование целиком, но и отдельные его элементы. Право использования таких отдельных элементов, по логике, принадлежит владельцу фирменного наименования и в других случаях, при других способах использования. Само понятие «отдельные элементы фирменного наименования» в ГК РФ не раскрыто. Таким элементом может выступать либо «собственно наименование юридического лица», упоминаемое в п. 2 ст. 1473 ГК РФ (так называемая «произвольная часть фирмы»), либо характерная часть этого названия, в том числе ее аббревиатура.

      В целом норма, содержащаяся в абз. 1 п. 1 ст. 1474, повторяет и конкретизирует первое предложение абз. 1 п. 1 ст. 1229.

      Пункт 2 ст. 1474 устанавливает, что в исключительное право на использование фирменного наименования не входит право распоряжения.

      Комментаторы  отмечают либо что это положение  противоречит самой идее исключительного  права13, либо что, поскольку право на фирменное наименование лишено одного из своих основных элементов, говорить о нем как об исключительном праве можно лишь условно14.

      Следует считать, что подобные высказывания слишком категоричны: даже будучи лишенным права на распоряжение, право на использование фирменного наименования остается исключительным.

      В п. п. 3 и 4 ст. 1474 указана негативная, запретительная часть исключительного  права на использование фирменного наименования. Гипотеза данной нормы (п. 3) довольно узка: эта норма относится  лишь к той ситуации, когда два  юридических лица имеют тождественные или сходные до степени смешения фирменные наименования и осуществляют аналогичную деятельность. Диспозиция и санкция нормы изложены в п. п. 3 и 4 и сводятся к следующему: в описанной в п. 3 ситуации то юридическое лицо, фирменное наименование которого было раньше включено в Единый государственный реестр юридических лиц, имеет право требовать от другого юридического лица (то есть от того, чье фирменное наименование было включено в госреестр позже) прекратить использование фирменного наименования в отношении таких видов деятельности и возместить причиненные убытки.

      Следует полагать, что тождественность или  сходство до степени смешения двух фирменных наименований определяются без учета указаний на организационно-правовую форму юридического лица, а лишь путем сравнения «собственно наименований» юридических лиц15.

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица