Стадии ликвидации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:17, доклад

Описание работы

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица – организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами). Наряду с физическими, юридические лица участвуют в гражданских правоотношениях, где необходимо иметь статус юридического лица, предопределяемый наличием у них собственного имущества.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3-4
1. Основания ликвидации юридического лица…………………..5-6
2. Порядок ликвидации юридического лица…………………….7-12
Заключение…………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………….14

Работа содержит 1 файл

гр право.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

                            Стадии ликвидации юридического лица  

План 

  1. введение
  2. стадии прекращения юр.лица

    2.1.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица – организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный  характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами). Наряду с физическими, юридические лица участвуют в гражданских правоотношениях, где необходимо иметь статус юридического лица, предопределяемый наличием у них собственного имущества. Показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Юридическое лицо должно также иметь официальное местонахождение («юридический адрес»), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Таким образом, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по свои обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять граждански права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

       Юридические лица создаются по  воле их учредителей, однако  государство в интересах всех  участников имущественного оборота  контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной  государственно регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК РФ).  В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица выделяют следующие способы образования юридических лиц:

- распорядительный  способ – характеризуется тем,  что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется;

- нормативно-явочный  способ, который исключает необходимость  получения предварительного разрешения  органов публичной власти на создание юридического лица;

- разрешительный способ, предполагает занятие только предпринимательской деятельностью.

     Прекращение юридического лица  происходит в результате его  реорганизации или ликвидации  и, как правило, носит окончательный  характер. Рассмотрим более подробно прекращение юридического лица путем ликвидации. 
 
 
 

     Ликвидация юридического лица  – это способ прекращения его  деятельности без перехода прав  и обязанностей в порядке правопреемства  к другим лицам. Этим она принципиально отличается от реорганизации, в ходе которой весь комплекс прав и обязанностей прекращаемого юридического лица переходит к его правопреемнику. ГК РФ содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить и добровольный, и принудительный характер.

      В добровольном порядке юридическое  лицо ликвидируется по решению  его участников или органа  юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами.  Типичными основаниями добровольной  ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации1 (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Решение о добровольной ликвидации в связи с банкротством юридическое лицо может принять только совместно со своими кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК РФ). В отношении благотворительных и иных фондов добровольная ликвидация не допускается (п. 2 ст. 119 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях) для предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного ими имущества.

   Принудительная ликвидация проводится  по решению суда в случаях,  когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом РФ. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае «добровольная» по форме ликвидация юридического лица по сути носит вынужденный (принудительный) характер.

     Ликвидация юридического лица  представляет собой достаточно  длительный процесс, основное  содержание которого сводится  к выявлению и удовлетворению  имеющихся у кредитов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК РФ). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

       Урегулированная императивными  правилами процедура ликвидации  рассчитана прежде всего на  защиту интересов кредиторов. Ведь  учредители или участники юридического  лица при его ликвидации обычно  заинтересованы в сохранении  максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под независимым от них контролем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридического лица.

    Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61 – 64 ГК РФ и состоит из следующих стадий:

  1. Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включения выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ). В период работы лишь они выступают от имени юридического лица, лишая аналогичной возможности его органы. Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК РФ).
  2. Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на второй стадии ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности). По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завешается вторая стадия ликвидации.
  3. Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает с публичных торгов иное его имущество (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества лиц, несущих в соответствии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (например, собственника имущества казенного предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК РФ). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии.

             Если же при принятии решения  о ликвидации юридического лица  или утверждении промежуточного  баланса обнаружится недостаточность  его имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на возможное принятие вышеназванных мер), ликвидация должна производиться только в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК РФ, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидком обязан обратиться с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом  в арбитражный суд, который открывает конкурсное производство, причем без применения предварительных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

    4) Со  дня утверждения промежуточного  ликвидационного баланса начинаются  расчеты с кредиторами юридического  лица. Они производятся в порядке  очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. В соответствии с ней  предусмотрены 4 последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь после истечения месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными (даже в случае ликвидации юридического лица с применением процедуры банкротства). Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 000 руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 000 руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.

            В первую очередь включены  требования граждан к ликвидируемому  юридическому лицу по возмещению  вреда, причиненного их жизни или здоровью (при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ в первую очередь подлежат удовлетворению любые требования граждан, являющихся их кредиторами, в том числе и требования их вкладчиков). Во вторую очередь входят требования граждан по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.д.). все остальные требования относятся к пятой очереди.

         При отказе ликвидкома в удовлетворении  конкретного требования кредитора  последний вправе обратиться  с соответствующим иском в  суд (до момента утверждения  окончательного ликвидационного  баланса) в этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные потом в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК РФ).

    5) Последний этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

           Остаток имущества передается  учредителям или участникам юридического  лица, а при ликвидации некоторых  некоммерческих организаций используется  на цели, предусмотренные законодательством  и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК РФ) в соответствии с правилами Закона о регистрации юридических лиц. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Информация о работе Стадии ликвидации юридического лица