Становление суверенитета Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:35, дипломная работа

Описание работы

Верховенство государственной власти проявляется в том, что на территории данного государства ей подчиняются все существующие социумы, все субъекты права. При этом государству принадлежит прерогатива устанавливать правила поведения, обязательные для всех членов общества, в силу чего эти веления должны обладать высшей юридической силой прерогатива обеспечивать единый правопорядок и привлекать к ответственности за его нарушение, реальная возможность государства принудить к исполнению своих властных решений население страны.

Содержание

Введение……………v…………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
КАЗАХСТАНА………………………………………………………….7
1.1. Образование государственности в кочевом обществе…………..7
1.2. Этапы и развитие Казахской государственности………………..16
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОГО
КАЗАХСТАНА……………………………………………………..…21
2.1. Социальная природа суверенитета………………………………21
2.2. Суверенитет Республики Казахстан как объект
действительности………………………………………………………29
2.3. Принцип разделения властей в Суверенном Казахстане……….37
Заключение……..………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………58

Работа содержит 1 файл

Cтановления суверенитета.doc

— 242.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный  университет

им.Е.А. Букетова

 

Юридический факультет

 

 

 

Рыспекова Л.

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 0216-«Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда - 2004

Министерство образования и  науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный  университет

им.Е.А. Букетова

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства  и права

 

 

Допущена к защите

Зав.кафедрой

к.ю.н.,  доцент

________________М.Ш.Какимова

«______»_______________2004 г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему:

СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

 

 

 

 

 

 

Выполнила       Л.Рыспекова

 

 

Научный руководитель

к.ю.н., ст.преподаватель     У.Шапахкызы

 

 

 

Караганда - 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………v…………………………………………………….4

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

КАЗАХСТАНА………………………………………………………….7

    1. Образование государственности в кочевом обществе…………..7
    2. Этапы и развитие Казахской государственности………………..16

 

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОГО

КАЗАХСТАНА……………………………………………………..…21

2.1. Социальная природа  суверенитета………………………………21

2.2. Суверенитет Республики  Казахстан как объект 

действительности………………………………………………………29

2.3. Принцип разделения  властей в Суверенном Казахстане……….37

 

Заключение……..………………………………………………………55

Список  использованной литературы…………………………………58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных признаков государства является суверенитет, который предполагает как верховенство государственной  власти страны на всей ее территории (внутренний суверенитет), так и независимость ее на международной арене (внешний суверенитет). Отсюда, внешними появлениями суверенитета государства является верховенство и независимость государственной власти.

Верховенство  государственной власти проявляется в том, что на территории данного государства ей подчиняются все существующие социумы, все субъекты права. При этом государству принадлежит прерогатива устанавливать правила поведения, обязательные для всех членов общества, в силу чего эти веления должны обладать высшей юридической силой прерогатива обеспечивать единый правопорядок и привлекать к ответственности за его нарушение, реальная возможность государства принудить к исполнению своих властных решений население страны. В отношении внешней деятельности государства в суверенитете проявляется его способность самостоятельно, без давления извне определять свою внутреннюю и внешнюю политику, находиться в отношениях с другими государствами и международными организациями на паритетных началах.

Для того, чтобы  суверенитет государства признавался  реальным, государство должно на деле обладать полномочиями и правами, а  также функциями по их обеспечению. В истории человечества существовало немало государств, суверенитет которых  являлся формальным или ограниченным. В ряде государств суверенитет юридически (т.е. в законах) и политически (в официальных политических дерективах) провозглашался, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не реализовался на деле.

Известны  и такие ситуации, когда суверенитет  государства принудительно ограничивается, к примеру, в результате завоевания, попадания в экономическую зависимость.

При этом зачастую официально признается, что государство  добровольно заключило договор об ограничении его суверенитета, т.е. некоторых функций, но реально суверенитет ограничивается полностью. Так, ряд государств Европы и Азии в 1922 году заключили между собой Договор о создании СССР, в соответствии с которым данное государство создавалось на федеративных началах.  Однако впоследствии реально суверенитет Союзных Республик был полностью ограничен, а СССР преобразовалось в унитарное государство.

Таким образом, для обеспечения реального суверенитета государство должно прилагать все  усилия для его охраны, создания экономической, политической и правовой основ его установления и развития. В этой связи функция по охране государственного суверенитета является одной из ведущих, актуальность которой не будет утрачена в любые периоды развития государства.

Функция Республики Казахстан по обеспечению государственного суверенитета предполагает, прежде всего, охрану внешних границ государства, так как территория Казахстана представляет собой то пространство, в пределах которого республика осуществляет свое верховенство и обладает всей полнотой суверенных прав. В статье 2 Конституции Республики  Казахстан сказано, что «суверенитет Республики распространяется на всю ее территории» и далее – «государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и не отчуждаемость своей территории». « Территория государства представляет собой то пространство, в пределах которого государство осуществляет свою «верховную власть», и,  одновременно, «является публичной собственностью государства».

Государство Казахстан имеет свою исторически сложившуюся территорию, в состав которой входят суша, воды, недра и воздушное пространство. Территория республики представляет собой также и природную среду, включающую в себя природные ресурсы, так как с точки зрения международного права природные ресурсы принадлежат тому государству, в пределах границ которого они находятся. Все это, в конечном счете, составляет материальное содержание территории Республики Казахстан.

Исходя из своего государственного суверенитета,  Казахстан самостоятельно распоряжается  своей территорией, осуществляет ее деление на административно-территориальные единицы, определяет их статус, устанавливает границы и решает все другие вопросы, связанные с этим. Тем самым, территория государства Казахстан выступает как один из объектов суверенных правомочий республики, а государственный суверенитет республики проявляется, прежде всего, в ее территориальном верховенстве.  

Дипломная работа состоит из введения, двух взаимосвязанных  глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСТАНА

 

    1. Образование государственности в кочевом обществе

 

Процесс образования  государственности у казахов  становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периода весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и ecть (с точки зрения национального государственного развития) единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую "стадию дикости", когда доминировали отношения "homo hominy lupus est", или то же, что состояние "абсолютной свободы", которое преодолело на Земле человечество почти во всех своих составляющих живых частях, предки казахов также самоорганизовывались в pодовые и племенные общины и затем союзы племен. Особенности их социального и политического развития oпределялись потребностями естественного для данной географической и климатической среды обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их  распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного пространства.1

Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства и затем племенное  вождество. Учреждалась эта власть на сходах и курултаях обитателей Степи и наделялась полномочиями разбирать споры между сородичами и соплеменниками формировать и командовать подразделениями воинов. Земля и скот принадлежали целым родовым и племенным пастбищно-кочевым общинам. Этот период (приблизительно VII-III вв. до н.э.) в эпохе потестарной власти и организации социумных отношений у предков казахов можно назвать догосударственным периодом их этнополитогенеза.

Переходной стадией  к раннегосударственному периоду здесь стало образование саками и массагетами племенных союзов. Так, большинство племен, обитавших нa территории нынешнего Казахстана, входило в сакский племенной союз и в савроматскую конфедерацию племен. На этой стадии укрупнение общности степняков влечет появление новых органов общественной власти и своеобразное их разделение - это племенной совет, верховный вождь и военачальник. Организованные таким образом племена превращались в значительную геостратегическую силу. Истории известны их выступления против персидских царей (Дария и Ксеркса - VI-V вв. до н.э.), Александра Македонского и его наследников IV - нач. Ш вв. до н.э.).2

Раннегосударственный  период потестарной эпохи продолжался  примерно до V в. н.э. и характеризовался утверждением на геостратегической арене новых племен, сменивших саков. В Семиречье - усуни, в районах Саратау и среднего течения реки Сырдарьи - кангюи, на севере и северо-востоке нынешнего Казахстана несколько позже — кипчаки самоорганизовывались в схожие государственные образования по типу "степной военной демократии". Более сложное устройство власти имели жившие в западной части нынешнего Казахстана хунны (гунны), союз которых для лучшего управления делился нa 24 родовые группы, возглавляемые родовыми вождями. Каждая из них имела свое родовое войско-ополчение. Войско всего союза у хуннов было организовано по военно-десятичной системе. Высшая власть в их государственном образовании принадлежала шаньюю ("величайшему"), при котором состоял

царский совет, избираемый из числа членов ведущего рода и нескольких представителей родовых групп.

К периоду ранней государственности  на территории нынешнего Казахстана (с VI по VII в. н.э.) можно отнести западно-тюркский каганат с центром власти в Семиречье (603 г.), занимавший обширную территорию между реками Чу и Или, между Чу и Таласом. Необходимо отменить появление в этот период в связи с ростом централизованности власти в лице кагана понятия "эль, (ель)"3, которое означало населенную различными племенами (карлуками, кангюями, усунями и др.) единую страну. Все они были подвластны "небоподобному" кагану и тем самым как бы уже объединялись в народ, живущий н, определенной территории. К тому же в земледельческих районах Западно-тюркского каганата были учреждены шесть округов, что представляло, на наш взгляд, важную прерогативу центральной власти по административному делению территории.

Каган созывал совет, в который входили члены его рода, племенная знать (беки), наместники округов (тарханы) и воины из личной дружины кагана (огланы). Этот период в становлении верховной власти, точнее, ее вневременности в интересах стабильности сообществ степняков знаменателен утверждением института наследования верховной власти. На ее содержание и для укрепления вооруженной силы принуждения с завоеванных территорий собиралась дань. Каган также обладал военной властью, высшими жреческими функциями, разбирать споры между племенами, распоряжался маршрутам кочевок и пастбищами, назначал должностных лиц.

В этот период государственности  на территории нынешнего Центрального Казахстана возникли такие этнополитические раннегосударственные образования, как найманский и киреитский союзы (VIII-XIII вв.), союз кимаков и кипчаков (VIII—XI вв.). Государство караханидов на юге и юго-востоке (X в.). По принципу устройства власти они во многом схожи с предшествующим государственными образованиями, однако здесь цен тральная власть в большей степени опирается на удельный принцип управления территориями расселения племенных союзов (улусы); ею стала вводиться военно-ленная система. Верховный правитель даровал своим родственникам и приближенным право на получение налогов с населения, что укрепляло иерархию власти и усиливало зависимость от нее все большего числа людей.

В рамках эпохи потестарной  власти увеличивалась степень централизации общественной власти, усложнилась структура ее субординации, все большие массы кочевников - от нескольких сот тысяч до полумиллиона свыше человек — охватывались общим для всех поря. ком и обычаями, выгодным для них укладом общественной жизни. Одной из главных причин направленности процесса этнополитогенеза предков казахов в сторону становления сильной централизованной,  иерархизированной власти следует назвать довольно вооруженные столкновения между родами и племенами кочевников из-за распределения и перераспределения пастбищ. Отсутствие единой власти превращало эти столкновения в непрерывные конфликты, затрудняло хозяйственный обмен с земледельческими общинами и препятствовало развитию общества, складыванию казахской народности.

С конца YI века начинается эпоха собственной династической государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства - итог противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459 г. потомков основателя династии казахских ханов Урус-хана4 - Джанибека и Гирея — с преданными им племенами. Значение этого события в том, как отмечают казахстанские историки5, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в результат выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к нач. XV столетия, известное под общим собирательным названием узбеки6.

Из Узбекского улуса  выделились и перекочевали в Семиречье  не просто разрозненные племена, недовольные  политикой хана Абулхайра, но объединение  родов и племен численностью до 200 тыс.человек, которые составляли в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Древние рода жалаир, найман, алчин кипчак и др. стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово "казак"7, первоначально обозначавшее - свободный, скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из какой то подвластности и противостоящие ей, приобрела этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, и без субъективных видоизменений, казаками, а страна  их - Казакстан. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию собственно казахской государственности, а термины "казак" и "узбек" стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже своего рода политическими границами.

Информация о работе Становление суверенитета Республики Казахстан