Становление суверенитета Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:35, дипломная работа

Описание работы

Верховенство государственной власти проявляется в том, что на территории данного государства ей подчиняются все существующие социумы, все субъекты права. При этом государству принадлежит прерогатива устанавливать правила поведения, обязательные для всех членов общества, в силу чего эти веления должны обладать высшей юридической силой прерогатива обеспечивать единый правопорядок и привлекать к ответственности за его нарушение, реальная возможность государства принудить к исполнению своих властных решений население страны.

Содержание

Введение……………v…………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
КАЗАХСТАНА………………………………………………………….7
1.1. Образование государственности в кочевом обществе…………..7
1.2. Этапы и развитие Казахской государственности………………..16
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОГО
КАЗАХСТАНА……………………………………………………..…21
2.1. Социальная природа суверенитета………………………………21
2.2. Суверенитет Республики Казахстан как объект
действительности………………………………………………………29
2.3. Принцип разделения властей в Суверенном Казахстане……….37
Заключение……..………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………58

Работа содержит 1 файл

Cтановления суверенитета.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Вплоть до смерти последнего казахского хана Тавеккель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 г. и превращения трех казахских жузов в самостоятельные ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как государством (парадоксально, что факт Казахского ханства исторически достоверен, а вот государства у казахов, в марксистско-ленинском унифицированном его понимании советской историографией, не было). В этот период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его властью был объединен в эль, один народ более миллиона казахов. К этому времени относятся общие для них узаконения: "Касым ханнын каска жолы" ("Касыма праведный путь"), (XVI в.), служившее основным законом; "Жет1 жаргы" ("Семь узаконений") хана Тауке (вторая пол. XVII в.), закреплявшее государственный строй и феодальное право казахов.

К этому же периоду  этнополитогенеза относится интенсивное становление внешнеполитической правосубъектности казахского государства, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. "Официальные русско-казахские отношения, - писал В.Я.Васин, - начались, по-видимому, не позднее 90-х голов XVI века"8. В первой четверти этого столетия казахи как самостоятельная народность - стали известны и в Западной Европе.

Наследственная ханская  власть периода централизованного этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников9, в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир, заключал союзы.

Казахское ханство XVI-XVIII вв. было иерархизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) в числе аристократов - старейшин и правителей родов, султанов для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане cobет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть и, в отличие от султанов - потомков чингизидов (сословие "ак-суйек"), составляли элиту "кара суйек" - родовую знать10.

Войско Казахского ханства  формировалось из вооруженных отрядов  ханов, султанов, биев и народного  ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало по одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Oбщественные отношения регламентировались ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов) и решениями совета биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора столетий (с кон.XYI до первой пол. XYIII в.) были города Ташкент и Туркестан.

Ханская власть того периода  хоть и достигла в известной степени  всеохватывающего характера и имели  однородное этническое основание, однако элемент относительности в централизацию этой власти привносил борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого элемента в становлении государственной власти Казахского ханства, как организация

  населения по территориальному  принципу. Основой государственности  оставалась родовая организация  населения, а цикличный характер  скотоводческого хозяйства и  кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всеобщей целостности.

Следующий период в эпохе  династической государственности  казахов характеризуется рядом  внутренних и внешних конкретно-исторических обстоятельств и ослаблением с нач. XVIII в. верховной ханской власти и обособлением жузов, постепенной утратой в них влияния ханов, вплоть до полной утраты ими власти к началу торой пол. XIX столетия. Начальному этапу присоединения Казахстана к России были присущи властеотношения протекторатно-вассалитетные11, когда еще сохранялась относительная самостоятельность внутренней политики казахских ханов, "жалуемых" царской грамотой. Позже, когда в 20-х гг. XIX в. были юридически ликвидированы институты ханства, народных собраний и заменены султанско-бийской системой" управления с опорой на старших султанов окружных приказов, султанов управителей волостей, аульных старшин, избираемых из представителей казахской знати, а также на суды биев с ограниченной юрисдикцией, внутриполитическая самостоятельность казахской государственности сводилась на нет.

Государственные властеотношения  в Казахстане после реформ 1867-1868 гг. можно назвать колониально-вассальными, так как все оставшиеся элементы казахской государственности были нивелированы двузвенной системой управления. Она охватывала исключительно лестный уровень и включала представительные органы в аульные и волостные сходы и должностных лиц, избираемых ими, но утверждаемых уездным начальником риска и генерал-губернатором области. На основании  Временного положения об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях" (11 июля 1867 г.) и "Временного положения об управлении в

степных областях Оренбургского  и Западно-Сибирского генерал-губернаторства" ( 21 октября 1868 г.)  территория Казахстана делилась на шесть областей, которые входили в состав Оренбургского, Западно-Сибирского и Туркестанского генерал-губернаторств.

Парадоксально, но с этого  исторического момента начинается процесс длительного, как бы внутренне ckрытого, объективного процесса становления нового качества казахской государственности, основанной на административно-территориальном принципе организации. Условия для постепенного, в т.ч. вынужденного оседания кочевников, развитие торговли и промышленности, ослабление междоусобиц обеспечивало вводимое по "Уставу о сибирских киргизах" (1822 г.) административно-территориальное управление казахским кочевым населением по аулам, волостям и округам. Однако практика изъятия у кочевых общин земель и введение окружных  приказов вызывали недовольство казахов, которое редко выливалось в вооруженные столкновения (кpупнейшие из них - восстание во главе с султаном Саржаном в 1824-1836 гг. и движение под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.).

По "Положению об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями" (25 марта 1891 г.) все казахские области трех генерал-губернаторств, кроме Сырдарьинского, были объединены в составе одного Степного генерал-губернаторства2, границы которого впоследствии не могли учитываться при определении границ Советского Казахстана.

В целом система власти и управления в Казахстане этого  периода государственности не выходила за качественные рамки отношений  протекторатно-вассального, а затем  колониально-вассального типа государственности, вплоть до Октябрьского переворота 1917 г.

 

    1. Этапы и развитие Казахской государственности

 

Современное наше государство  — не просто политический результат постсоветского развития Казахстана, как собственная его конечная мера. Оно есть и всегда будет как результат вместе со своим становлением в процессе многовекового этнополитогенеза коренной нации, демографических и др. государствообразующих исторических процессов на земле Казахстана. Для того, чтобы исследовать становление государственности Казахстана, прежде всего следует брать во внимание проблемы территориального основания государственности и историческое время ее становления.

Сегодняшнее становление  суверенного Казахстана - отношение  прошлого, настоящего и будущего его  государственности в непрерывном во времени процессе этнополитогенеза. Однако эта непрерывность вовсе не означает его количественной и качественной неизменности в различные отрезки исторического времени. В зависимости от соотношения количественных и качественных изменений в вызревании элементов суверенности историческое время этнополитогенеза кочевых племен можно дифференцировать на эпохи и периоды. И те, и другие отражают становление государственности Казахстана, но не тождественны по своему значению и содержанию.

Эпоха этнополитогенеза характеризуется определен. ной целостностью черт параллельного и взаимообусловленного этнического и политического развития общности людей, которые образуют новое качество государственности. Период - также отрезок исторического времени, наполненный теми или иными изменениями, носящими характер количественных накоплений и трансформации отдельных черт и элементов государственности, но еще не образующими ее нового качества; однако они готовят его своим внутренним временем вызревания. Новое качество, присущее той или иной эпохе этнополитогенеза, - это вызревание хотя бы одного элемента суверенного государства: над родовой или надплеменной общности людей; относительно устойчивого очертания территориальных владений; появление центральной верховной власти или установление административно-территориального деления; системы налогообложения; института повинностей или же возникновение института гражданства (подданства) с оформлением прав и обязанностей индивидов.

Период этнополитогенеза содержит реальное становление (или моменты развития) государственности со многими случайностями, зигзагами, кажущейся дисперсностью. В нем воспроизводятся эмбриональные состояния отдельных элементов и переходные, нетипичные качества государственности. В рамках отдельного периода закономерности становления государства завуалированы многообразием наличного политического бытия.

Эпоха вбирает узловые  моменты исторических периодов, решающие социальные факты, отражая основные противоречия и ведущие тенденции этнополитогенеза. Государствоведческое видение эпохи, вероятно, упрощает сложность, непрямолинейность истории, но высвечивает закономерности становления государственности: от начальных, упрощенных состояний отдельных его элементов - до полноценного качества, зрелой целостности верховной и независимой власти, объединяющей общность людей в один социальный организм.

Предлагаемый нами подход к пониманию этнополитогенеза в Казахстане, возможно, нетрадиционен, но вполне согласуется с законами процесса научного познания и отвечает требованию объективности (не партийности!). "Прошлое научной мысли рисуется нам каждый раз в совершенно иной и все новой перспективе, - говорил В.И.Вернадский. - Каждое научное поколение открывает в этом прошлом новые черты... Случайное и неважное в глазах ученых одного десятилетия получает в глазах другого нередко крупное и глубокое значение"12.

Наличное бытие государственности  Казахстана можно понимать по-разному. Либо это настоящее, консервирующее прошлое нации, либо это настоящее как начало будущего нации с правовым государством. Бесспорно, ключевой момент становления государства - это момент преемственности, удерживающий процесс развития в тенденциях этнополитогенеза. Однако прошлое, авторитет обычая не следует доводить до такого значения для современного государства и общества, когда бы преодолевался разум или континуитет (непрерывность и тождественность существования). Преемственность в этнополитогенезе, каким бы ни было прошлое, не имеет права ставить под вопрос будущее.

Конституционное оформление в Республике Казахстан получило прогрессивное направление, что закрепляет непрерывность поступательного развития нашей государственности. Мерой дальнейшего становления государства Казахстан в постконфронтационную эпоху будет время национального возрождения и социальной модернизации страны. Это время - время стратегии переходного периода - может быть уплотнено, только будучи ежедневно наполняемо предметной деятельностью народа всей республики по достижению относительно полной фактической экономической и военной самостоятельности государства, превращению его из сырьевого, добывающего - в индустриальное, в хозяйственной основе своей преимущественно самодостаточное государство-экспортера.

Становление суверенитета Республики Казахстан де-факто рассчитано на период, измеряемый 15-20-ю годами, в три этапа, начиная с 1992 г.13.

Вполне возможно, что  все они будут успешно пройдены казахстанским обществом. Стартовый социальный и экономический потенциал республики, взвешенный прагматизм ее лидеров позволяют утверждать это с большой долей вероятности. Однако становление государства предполагает еще и отлаживание оптимального механизма конституционного разделения властей и выработку сообразно казахстанской специфике собственного типа развитой конструктивной демократии. Этот аспект становления государства, по-видимому, будет охватывать во времени продолжительность жизни не одного поколения казахстанцев.

В целом становление  и развитие нашего государства неразрывны и непрерывны во времени. Накопление полноценного качества государства открывает новые возможности социального развития. Осуществление перспектив всестороннего общественного развития Казахстана укрепляет его государственный суверенитет в. мире и повышает авторитет в глазах граждан. Заметим, что процесс этот лишь тогда ценен и плодотворен, если он непрерывен и нарастающ. По существу дальнейшее, становление Республики Казахстан - есть наша воля к процветанию Родины. Она же у здравомыслящего общества и его государственных деятелей не может быть преходящей, временной. Президент Республики Казахстан пишет о непрерывности такого становления нашего государства: "В связи с исчерпанием содержания и целей стратегии переходного периода потребуется разработка другой стратегии Казахстана с учетом его нового качества и новой роли в мировом сообществе"14.

Будущее Казахстана бесконечно, как, впрочем, бесконечно прошлое его истории.

Однако становление  государственности в процессе этнополитогенеза на этой земле не выходит за пределы исторически обозримого, пусть и не всегда достаточно полного. Смена на риторической арене нынешнего Казахстана одних племенных объединений другими вовсе не означает полного исчезновения первых — древние племена сохранялись во вновь возникших этнических и политических структурах часто под другими названиями формировали новые народы, претерпевавшие свои реформации. Судьба каждого из них неотделима от судьбы соседей и сородичей.

Единство и преемственность  в истории и культуре евразийских  степей, возникшие в начале бронзового века, достигшие расцвета в скифское время, не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические цвета с наступлением древнетюркской эпохи"15.

Как и многие другие народы, предки казахов пришли с своей  общей государственности в средние  века нашей эры. С позиций изучения основного предмета казахстанского государствоведения - становления суверенитета республики Казахстан - этнополитогенез казахов как исторический процесс обретения национальной государственности представляется возможным условно, с известной для исторической периодизации долей схематизма дифференцировать на четыре эпохи, охватывающие во времени несколько тысячелетий. Деидеологизированный взгляд государствоведов позволяет ретроспективно отнести к ним следующие эпохи этнополитогенеза:

Информация о работе Становление суверенитета Республики Казахстан