Статус и полномочия Конституционного суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 21:44, реферат

Описание работы

Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

Содержание

Введение ………………………………………………………..3

1. История возникновения и развития
Конституционного Суда РФ. ……………………………..….4

2. Полномочия, состав и порядок образования
Конституционного суда РФ………………..……………….. 8

2.1. Полномочия Конституционного суда РФ..…………… 8

2.2. Состав и порядок образования ...…………………….. 16

3. Статус судьи Конституционного Суда РФ. ……………..….17


Заключение ..………………………………………………… 23

Список литературы………..……….

Работа содержит 1 файл

Реферат КС.docx

— 66.47 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

АСТРАХАНСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Юридический факультет 

         учебная дисциплина:  «Конституционное право Российской Федерации»

 
 

                      СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ       

                  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА  

                   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      (РЕФЕРАТ) 

                       Выполнил     студент

                                                                                       2 курса, группы № 1 ЮЗ

     Вергазов Тихон Вячеславович

                 (имя, отчество, фамилия)

     __________________________

                                                 (подпись)

                      Научный руководитель:

                            _________________________

                                                                               ученая степень, звание

                          ___________________________

                        (имя,  отчество, фамилия)

         __________________________

                                                                            (подпись)

                      Работа     защищена

                                                                                         ____________________ 2008г.

                                                                                        __________________________

                                                                                (оценка)

Астрахань  2008 г. 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

       Введение ………………………………………………………..3 

  1. История возникновения  и развития

         Конституционного Суда РФ. ……………………………..….4 

  1. Полномочия, состав и  порядок образования

          Конституционного суда РФ………………..……………….. 8 

       2.1. Полномочия Конституционного суда  РФ..……………  8 

        2.2.  Состав и порядок образования  ...…………………….. 16 

  1. Статус  судьи Конституционного Суда РФ. ……………..….17
 
 

       Заключение ..………………………………………………… 23 

           Список литературы………..………. ………………………....24 
 
 

Введение  

     Конституционный Суд РФ является  судебным органом конституционного  контроля, самостоятельно и независимо  осуществляющим судебную власть  посредством конституционного судопроизводства.

        Конституционный контроль относится  к числу эффективных средств  обеспечения верховенства конституционных  предписаний, которое является  главным атрибутом любого демократического  государства. Основное назначение  конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

   В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.  
 
 

  1. История возникновения и  развития Конституционного Суда РФ.
 

      Судьба  конституционного контроля, осуществляемого  органами судебной власти, в нашей  стране не была простой. Повышенный интерес  к этой проблеме возник, когда после образования Союза ССР потребовалось преодолевать "разнобой и пестроту" в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения, Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области Конституционного Суда, конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе "исчезла". В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.

      Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение  почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены. Помпезные мероприятия по случаю их принятия (особенно в 1936 и 1977гг.) были оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по неписаным правилам советской политики подобные "угрозы" не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться. Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством.

      М.Горбачевым и его сподвижниками была сделана  попытка придать ряду конституционных  положений должное политическое значение.

     Убежденный  в том, что многие старые государственные  структуры не служат перестройке, Горбачев стал планировать замену их новыми, в большей степени представляющими  население и ответственными перед  ним. Он надеялся, что широкие слои народа поддержат его усилия сделать советскую систему более эффективной и в сфере экономики и в области политики. Когда же дело дошло до практики, то планируемый уровень контроля со стороны центра был снижен, что привело к определенным угрозам позиции Горбачева и коммунистической партии. Так, когда в 1988 г. ХIХ партийная конференция приняла решение о целесообразности создания съезда народных депутатов, предполагалось, что местные партийные организации будут контролировать выдвижение кандидатов в процессе самих выборов. На практике, однако, во многих случаях этого не получилось.

      Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы  стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг.. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики.

     Значение  конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием  в СССР (1990г.) института президентской  власти. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок, которые  ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная  политика появилась на советской  политической арене уже не столько  формально.

      Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно  выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.

      23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона "О конституционном надзоре в СССР". В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора - квазисудебный орган, частично прикрепленный к парламенту.

      Комитет функционировал менее двух лет. С  самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый институт привлек к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав.

     Среди существенных решений в этой области  следует отметить, что Комитет  прекратил практику издания секретных  законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения  свободы передвижения и выбора места  жительства, вытекающие из положений  закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные  соглашения о правах человека; отменил  указ президента СССР, запрещавший  проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признал что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека.

      Между тем ценно уже то, что Комитет  конституционного надзора был первой попыткой создания учреждения подобного  рода после 70 лет постоянного внушения, что независимый орган конституционного контроля не только не был необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской системы.

      Правовой  базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило  небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции  от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном  Суде от 12 июля 1991г.

      Этот  закон не являлся образцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержит ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда

( в частности,  как обеспечивается безопасность  помещений суда, охрана судей  и членов их семей - ст.86).

     В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы суда покрываются из республиканского бюджета - ст.85), что свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.

      Начало  деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей.

     Однако  закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в  конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и  избрали В.Д.Зорькина своим председателем.

      Деятельность  Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила через призму "дела КПСС". Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суда несомненно было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС.

      24 декабря 1993 г. Указом Президента  РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросыорганизации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.  

Информация о работе Статус и полномочия Конституционного суда РФ