Статус некоммерческих организаций

Автор: x*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

Современное гражданское право России к субъектам гражданских прав относит особый вид юридических лиц - некоммерческие организации. Понятие применялось и ранее в научной литературе и правовых актах (возможно как переводческая калька английского термина «non commercial»), как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором», деятельность которого в настоящее время в России регламентируется на трех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и местном.

Содержание

Глава 1 Понятие и виды некоммерческих организаций 5

1.1 Понятие, признаки некоммерческих организаций 5

1.2 Источники правового регулирования создания, деятельности и прекращения деятельности некоммерческих организаций 7

1.3 Классификация некоммерческих организаций 15

Глава 2 Создание и прекращение некоммерческих организаций 23

2.1 Общий и специальный порядки создания некоммерческих рганизаций 23

2.2 Прекращение деятельности некоммерческих организаций 25

Заключение 32

Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.03 Кб (Скачать)

Основным, базовым  законом для всех форм и видов  организованной общественной деятельности является Федеральный закон «Об  общественных объединениях», который  вступил в силу 19 мая 1995г. Этот Закон  определяет, что его предметом  являются общественные отношения, возникающие  в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией  общественных объединений. Иностранные  граждане и лица без гражданства  имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере  отношений, регулируемых настоящим  Федеральным законом, за исключением  случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Данный закон четко  разделяет сферу государственной  деятельности и общественной инициативы. Препятствуя бесконтрольному расходованию государственной собственности, Федеральный  закон запрещает государственным  органам становиться «учредителями» любых видов общественных объединений. Будучи нацеленным, на создание адекватных условий для наиболее полной реализации конституционного права граждан  на объединение, этот Закон позволяет  объединениям самим выбирать организационно-правовую форму своего существования из описанных  в тексте Закона -- от общественного  фонда до органа общественной самодеятельности, общественных учреждения, организации, движения.

С федеральным законом  «Об общественных объединениях»  тесно связан ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950. Политические партии рассматриваются как особый вид общественных объединений. Закон определяет политическую партию, как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

От всех других видов  общественных объединений политические партии отличаются тем, что они активно  участвуют в политической жизни  и стремятся к завоеванию и  осуществлению государственной  власти.

Важная роль в становлении  и развитии гражданского общества отводится  таким общественным формированиям  как профсоюзы. Специфика задач  и положение профсоюзов в социально-политической системе гражданского общества предопределяет особенность их правового статуса. Права профсоюзов направлены, прежде всего, на обеспечение защиты прав и  интересов наемных работников в  их отношениях с работодателем и  жизнедеятельности самих профсоюзов как организации трудящихся.

Федеральный закон  от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148. выделяет профсоюз, как разновидность общественного объединения. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2).

В Законе заложены демократические  принципы, открывающие благоприятные  возможности для деятельности профсоюзов в части защиты интересов трудящихся, гарантирующие им подобную деятельность и что самое важное -- отвечающие требованиям гражданского общества, его взаимоотношениям с государством. В частности, в Законе заложены правовые нормы, предусматривающие независимость  деятельности профсоюзов от органов  исполнительной власти и местного самоуправления, от работодателей, политических и других общественных организаций; запрещение какого-либо вмешательства, направленного  на ограничение прав профсоюзов, воспрепятствование осуществлению их уставной деятельности.

Важной формой проявления инициатив и участия граждан  в решении социальных проблем  является благотворительная деятельность. Отсутствие целостной системы законодательства, учитывающей специфику и требования к современному уровню развития благотворительности  в России предопределили необходимость  разработки Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» от 11.08. 1995. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.. При всех положительных  моментах Закона и достаточно основательной  его проработанности, предусмотренные  в нем меры контроля за деятельностью  благотворительных организаций, основания  и меры ответственности за нарушения  законодательства о них, недостаточно обеспечены конкретным механизмом реализации, процедурами и регламентами, сформулированы в общей форме, что может привести, с одной стороны, к неадекватному  вмешательству государственных  органов в деятельность благотворительных  организаций, к расширительному  толкованию компетенции таких органов, и, с другой стороны, может повлечь  за собой практику уклонения организаций, называющих себя благотворительными, от контроля за их деятельностью и  от ответственности за допускаемые  ими нарушения.

Принятие Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»  создает основу правового регулирования  благотворительной деятельности, формы  ее поддержки органами государственной  власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.

Правовое положение  потребительских кооперативов определяется, кроме ст. 116 ГК, рядом специальных  законов. В рамках единой организационно-правовой формы потребительского кооператива, предусмотренной Гражданским кодексом, выделяются две главные разновидности: потребительские общества (регулируемые Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-1) и собственно потребительские  кооперативы. Деятельность последних, регулируется рядом специальных  законов (например, Федеральный закон  «О сельскохозяйственной кооперации»  от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ). Союзы потребительских  обществ являются одной из разновидностей объединений (союзов) юридических лиц.

Жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы  с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, а  также все товарищества, товарищества домовладельцев, иные объединения собственников  недвижимости в жилищной сфере, создаваемые  для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим  имуществом жилого дома, регулируются Федеральным законом от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников  жилья» Макаренко Г.Н. Товарищество собственников жилья проблемы и  перспективы развития. // Юрист. - 2006. - №12. - С.36..

В апреле 2006 года вступил  в силу Ф3 «О внесении изменений в  некоторые законодательные акты Российской Федерации» - так называемый «новый закон о некоммерческих организациях», с помощью которого был модифицирован  ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». Этим законом устанавливается  значительно жесткий контроль за деятельностью некоммерческих организаций. Теперь некоммерческие организации  обязаны представлять в уполномоченный орган отчёт о деятельности, сведения о персональном составе руководящих  органов, а также документы о  расходовании денежных средств и  использовании иного имущества  Сухарева О. Новые условия права  на объединение. // Вестник публичного права. - 2006. - № 14. - С.14.. Неоднократное  непредставление некоммерческой организацией в установленный срок упомянутых сведений позволит контролирующему  органу обратиться в суд с заявлением о ликвидации этой организации.

Структурные подразделения  иностранных некоммерческих организаций  обязаны информировать Федеральную  регистрационную службу не только о  фактическом расходовании денежных средств и использовании имущества, но и о планах, и целях такого расходования, и о проводимых программах.

Деятельность всех некоммерческих организаций России будет постоянно проверяться  на предмет соответствия целям, заявленным в учредительных документах. Контролирующие органы получили право запрашивать  у некоммерческих организаций распорядительные документы (причём срок, на который  документация может быть изъята у  некоммерческих организаций, как и  регулярность таких запросов, законом  не установлены); проводить ежегодные  проверки деятельности некоммерческих организаций в порядке, определяемом самой исполнительной властью; направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями; получать информацию о некоммерческих организациях у иных организаций, в том числе, финансовых и кредитных.

Эти последние изменения  в законодательстве направлены, прежде всего, против некоммерческих организаций, ведущих активную политическую и  общественную деятельность.

В пылу борьбы с политическими  противниками и «неудобными» международными организациями власть забывает о  тех некоммерческих организациях, которые  не заняты никакой общественной деятельностью, а ликвидируют «недоработки»  самого государства в социальной сфере: борются со СПИдом и раком, помогают больницам, детским домам, беспризорникам и инвалидам и  т.д. У большинства подобных организаций  не будет возможности выплачивать  зарплату специальному сотруднику, который  занимался бы отчётностью Сухарева О. Указ. соч. - С. 16-17..

Еще раз следует  отметить, что основу правового регулирования  некоммерческих организаций как  разновидности юридических лиц  составляют нормы ГК РФ. Поскольку  некоммерческие организации создаются  в различных, обладающих особой спецификой, формах, причем каждая из которых, в  свою очередь, может существовать в  разнообразных видах, то и правовое регулирование соответствующих  некоммерческих организаций весьма специфично. Естественно, что удельный вес в нем имеют нормы законов, определяющих правовое положение и  особенности тех или иных разновидностей некоммерческих организаций.

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОМЕРЧЕСКИХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

В настоящее время  понятие и организационно-правовые формы некоммерческих организаций  даются в различных законодательных  актах.

Гражданский Кодекс Российской Федерации прямо указывает на следующие формы некоммерческих организаций:

1. Потребительский  кооператив;

2. Общественные и  религиозные организации (объединения);

3. Фонды;

4. Учреждения;

5. Объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы).

1. Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения  его членами имущественных паевых взносов.

Правовое положение  определяется статьей 116 Гражданского Кодекса Российской Федерации и  рядом законов, наиболее важными  из которых является Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992г. Ведомости  РФ. 1992. №30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. №28. Ст. 3306; 2000.№18. Ст. 1910.

Потребительский кооператив создается в соответствии с решением учредителей на основании устава, являющегося его единственным учредительным  документом. Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица Суханов  Е. Комментарий к Гражданскому кодексу. // Хозяйство и право. - 1998. - № 4. - С.15..

2. Общественные и  религиозные организации  (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке  объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положение общественных объединений  определяется ФЗ «Об общественных объединениях»  от 19 мая 1995 г.

Ст. 7 Закона об общественных объединениях рассматривает общественные организации как одну из разновидностей общественных объединений, к числу  которых также отнесены общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественного  самоуправления Гуев А.Н. Постатейный  комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ. - М.: ИНФРА-М, 2000..

ФЗ «О свободе совести  и религиозных объединениях»  от 26 сентября 1997 г. определяет религиозные  организации как добровольное объединение  граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях  совместного исповедания и распространения  веры и в установленном законом  порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

3. Фонды

В соответствии со ст. 6-12 ФЗ «О некоммерческих организациях»  от 12 января 1996 г., ст. 7 ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» от 11 августа 1995 г., ст. 118 Гражданского кодекса некоммерческими  организациями являются и фонды.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов  и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели. Так, постановлением Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. № 11359/04 были признаны ошибочными выводы судов первой и кассационной инстанции  о том, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О некоммерческих организациях» допускают  возможность безвозмездной передачи органами местного самоуправления объектов муниципальной собственности в  уставный капитал некоммерческой организации (фонда) в качестве вклада муниципального образования. Согласно п.1 ст.118 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд - некоммерческая организация учреждается  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов, и имущество, переданное фонду  его учредителями, является собственностью фонда. В соответствии с п.1 ст.31 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»  органы государственной власти и  местного самоуправления могут создавать  лишь государственные и муниципальные  учреждения и закреплять за ними имущество  на праве оперативного управления. Положениями ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в той редакции, которая  действовала на день издания оспариваемого  ненормативного акта, не предусмотрена  возможность внесения органами местного самоуправления муниципального имущества  в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды). Ссылка судебных инстанций  на ст.69 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающую возможность  принятия представительными органами муниципального образования решений  о создании некоммерческих организаций  в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, приведена  неосновательно, поскольку названная  законодательная норма вступает в действие с 01.01.2006. Таким образом, обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами названных выше норм права  и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного Процессуального Кодекса  РФ подлежат отмене Вестник Высшего  Арбитражного Суда РФ. 2005. №2. С.48..

Информация о работе Статус некоммерческих организаций