Статус некоммерческих организаций

Автор: x*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

Современное гражданское право России к субъектам гражданских прав относит особый вид юридических лиц - некоммерческие организации. Понятие применялось и ранее в научной литературе и правовых актах (возможно как переводческая калька английского термина «non commercial»), как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором», деятельность которого в настоящее время в России регламентируется на трех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и местном.

Содержание

Глава 1 Понятие и виды некоммерческих организаций 5

1.1 Понятие, признаки некоммерческих организаций 5

1.2 Источники правового регулирования создания, деятельности и прекращения деятельности некоммерческих организаций 7

1.3 Классификация некоммерческих организаций 15

Глава 2 Создание и прекращение некоммерческих организаций 23

2.1 Общий и специальный порядки создания некоммерческих рганизаций 23

2.2 Прекращение деятельности некоммерческих организаций 25

Заключение 32

Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.03 Кб (Скачать)

Реорганизация некоммерческой организации  может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слиянием  организации признается создание новой организации  с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций, участвующих  в слиянии, и прекращением последних. При слиянии  организации все  права и обязанности  каждой из них переходят  к организации, созданной  в результате слияния, в соответствии с  передаточными актами. Организации, участвующие  в слиянии, прекращают свое существование  в качестве юридических  лиц, и сведения о  них исключаются  из государственного реестра.

В результате слияния  возникает новая  организация, подлежащая государственной  регистрации в  установленном порядке. Факт государственной  регистрации такой  организации влечет возникновение нового юридического лица, и с этого момента  к нему переходят  права и обязанности  всех организаций, участвовавших  в слиянии.

Присоединением  организации признается прекращение одной  из нескольких организаций  с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. При присоединении  одной организации  к другой к последней  переходят все  права и обязанности  присоединенной организации  в соответствии с  передаточным актом  Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. Указ. соч. - С. 816. .

Таким образом, присоединение  представляет собой  форму реорганизации, при которой возникает  не новое юридическое  лицо, а изменяется юридический статус организации, к которой  присоединились одна или несколько  организаций. Государственной  регистрации в  этом случае подлежит не организация, к  которой осуществлялось присоединение, а  изменения и дополнения к ее учредительным документам. Сама же организация, к которой осуществлялось присоединение, считается реорганизованной не с момента государственной регистрации, а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Присоединившаяся организация прекращает свое существование с этого момента.

Разделением организации признается ее прекращение с  передачей всех ее прав и обязанностей вновь созданным  организациям. При  разделении организации  все ее права и  обязанности переходят  к юридическим  лицам, созданным  в результате разделения, в соответствии с  разделительным балансом Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. Указ. соч. - С. 816..

В результате реорганизации  в форме разделения реорганизованная организация  прекращает свою деятельность, и сведения о ней  исключаются из государственного реестра юридических  лиц. При разделении организации возникают  как минимум две  новые организации, каждая из которых  подлежит государственной  регистрации в  установленном порядке.

Выделением  организации признается создание одной или  нескольких организаций  с передачей ей части прав и обязанностей реорганизуемого  юридического лица без  прекращения последнего. Следовательно, к  каждой из организаций  переходит часть  прав и обязанностей реорганизованной организации  в соответствии с  разделительным балансом.

В отличие от реорганизации  в форме разделения, при выделении  реорганизованная организация  продолжает действовать  в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что  при выделении  передаются не все, а  только часть прав и обязанностей реорганизуемого  юридического лица. Определенные права  и обязанности  сохраняются за реорганизуемой организацией.

Преобразование  юридического лица означает изменения его  организационно-правовой формы, в результате чего возникает юридическое  лицо другого вида, предусмотренного законодательством  ГК РФ, пункт 5 статьи 58.. Пи преобразовании организации  к юридическому лицу, созданному в результате преобразования. Переходят  все права и  обязанности реорганизованной организации в  соответствии с передаточным актом.

В случае преобразования организации государственной  регистрации подлежит вновь возникшее  юридическое лицо, вид которого определяется по правилам ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях»  в зависимости  от организационно-правовой формы некоммерческой организации, претерпевшей преобразование. К  этому юридическому лицу с момента  его государственной  регистрации переходят  все имущественные (а  в ряде случаев  и неимущественные) права и обязанности  преобразованной  некоммерческой организации  как субъекта гражданско-правовых отношений.

Некоммерческая  организация считается  реорганизованной, за исключением случаев  реорганизации в  форме присоединения, с момента государственной  регистрации вновь  возникшей организации (организаций). По общему правилу, реорганизация  организации признается завершенной и  влечет юридические  последствия (правопреемство) с момента осуществления  государственной  регистрации созданного в результате реорганизации  юридического лица.

Говоря  о ликвидации некоммерческой организации, следует  отметить, что данный вид юридического лица может быть ликвидирован на основании и  в порядке, предусмотренном  Гражданским кодексом РФ, который указывает  на общие правила  ликвидации ГК РФ, статьи 61-65., а также Законом  «О некоммерческих организациях»  и другими федеральными законами.

Главное отличие ликвидации некоммерческой организации  от ее реорганизации  в любой форме  заключается в  том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и  обязанностей ликвидируемого юридического лица к  другим субъектам. Поэтому  при ликвидации некоммерческая организация прекращает свое существование  в качестве юридического лица и в качестве участника правоотношений Рудзевич А.К. Юридическое  лицо и правовой статус органов государственного и муниципального управления. // Хозяйство  и право. - 2006. - № 11. - С. 111-112..

Юридическое лицо может быть ликвидировано  либо в добровольном порядке, либо принудительно.

Добровольная  ликвидация некоммерческой организации проводится на основании решения  учредителей организации  или по решению  ее органа, уполномоченного  принимать подобного  рода решения учредительными документами организации  ГК РФ, пункт 2 статьи 61..

Согласно  п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями  для ликвидации организации  по решению суда могут  быть: а) осуществление  деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии); б) осуществление  деятельности, запрещенной  законом; в) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов; г) систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям; д) иные основания, предусмотренные ГК РФ.

ГК  РФ и Закон «О некоммерческих организациях»ФЗ  «О некоммерческих организациях», ст.18-22. достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить волнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда причиненного жизни или здоровью, и др.).

Законы  об отдельных видах  некоммерческих организаций  тоже содержат нормы, устанавливающие  основания и порядок  ликвидации организаций  соответствующих  видов.

Религиозные организации, согласно ст. 16 ФЗ «О свободе  совести и о  религиозных объединениях»  могут быть ликвидированы:

- по решению их  учредителей или  органа уполномоченного  на то уставом  религиозной организации;

- по решению суда  в случае неоднократных  или грубых нарушений  норм Конституции  РФ, ФЗ «О свободе  совести и о  религиозных объединениях»  и иных федеральных  законов либо в  случае систематического  осуществления религиозной  организацией деятельности, противоречащей целям  ее создания (уставным  целям)ФЗ «О свободе  совести и религиозных  объединениях», статья 13. .

Основаниями для ликвидации религиозной  организации, запрета  на деятельность религиозной  организации или  религиозной группы в судебном порядке  являются: нарушение  общественной безопасности и общественного  порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ  конституционного строя  и нарушение целостности  Российской Федерации; создание вооруженных  формирований и т.д.

Образовательные учреждения, в соответствии с Законом РФ «Об  образовании» ФЗ «Об  образовании», статья 34., могут быть ликвидированы:

- по решению его  учредителей либо  органа юридического  лица, уполномоченного  на то учредительными  документами;

- по решению суда  в случае осуществления  деятельности без  надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом,  либо деятельности, не соответствующей  его уставным целям.  Ликвидация сельского  дошкольного образовательного  или общеобразовательного  учреждения допускается  только с согласия  схода жителей  населенных пунктов,  обслуживаемых данным  учреждением.

Подобные  специальные нормы  имеются и в  других законах о  некоммерческих организациях. В ряде случаев  в законах содержатся по этому поводу отсылочные нормы, устанавливающие, что ликвидация соответствующей  организации осуществляется в соответствии с  ее учредительными документами  или в соответствии с законом (например, ФЗ "О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях").

Согласно  ГК РФ учредители (участники) юридического лица или  орган, принявший  решение об его  ликвидации, обязаны  незамедлительно  сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему  государственную  регистрацию юридических  лиц, а также согласовать  с этим органом  состав ликвидационной комиссии.

Правила о ликвидации потребительских  кооперативов, на которые, как известно, не распространяют свое действие нормы Закона «О некоммерческих организациях», а определяются в  соответствии со ст. 61-63 ГК РФ и законами о таких кооперативах.

Ликвидация  некоммерческой организации  считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после  внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических  лиц.

Запись  о прекращении  некоммерческой организации  вносится в соответствии с правилами ст. 22 Закона «О некоммерческих организациях». С  момента внесения в государственный  реестр записи о прекращении  деятельности некоммерческой организации соответствующее  юридическое лицо прекращает свое существование  в качестве субъекта права Болтовская А. Ликвидация юридического лица. // Экономика  и жизнь. - 2006. - № 14. - С. 9..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что важнейшим  элементом концепции  правовой реформы  является правовое обеспечение  формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества в России. Правовая регламентация позволит придать обществу логическую стройность, отразить, с одной стороны, разнообразнейшие общественные интересы. А с другой зафиксировать ясно осознанный консенсус общественных интересов. Назначение права в этой области - дать развернуться широкой самодеятельности общества на принципах демократии, самоценности личности и отдельных групп, имеющих возможность реализовывать свои интересы в гармонии с интересами общества. Право призвано оградить законные права и интересы граждан от посягательств и ущемления другими индивидами и группами. В праве, безусловно, должны быть предусмотрены меры, ограждающие от злоупотребления статусом некоммерческой организации, от недобросовестной деятельности, идущей в разрез с интересами общества. Должны быть, в частности, предусмотрены и меры контроля, препятствующие тем видам активности, которые запрещены законом.

Из  анализа развития правового регулирования  и действующего законодательства можно сделать  вывод, само государство  еще не имеет четкой позиции в отношении  некоммерческих организаций.

Представляется, что на сегодняшний  день важна общая  тенденция в формировании системы законов  и нормативных  актов на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Иначе должна быть сформирована четкая блок-схема целей, взаимосвязи и  последствий принятия законов и нормативно-правовых актов по всем уровням  власти.

Поиск неточностей и  определенных юридических  казусов на данном этапе вряд ли целесообразен, ибо он не сближает, а расширяет зону непонимания: власть - общество - некоммерческие организации.

Информация о работе Статус некоммерческих организаций