Субъекты государственного заказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:46, доклад

Описание работы

Субъектами системы размещения госзаказов являются:
– заказчики;
– уполномоченные органы;
– специализированные организации;
– участники размещения заказов;

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 44.50 Кб (Скачать)


Е.Н.  Родина,  ФГОУ высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина» филиал РАНХ и ГС, 1 курс магистратуры, юриспруденция

 

СУБЪЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА.

 

Субъектами системы размещения госзаказов являются:

– заказчики;

– уполномоченные органы;

– специализированные организации;

– участники размещения заказов;

– другие субъекты, оказывающие влияние на развитие и функционирование системы размещения госзаказа.

Одним из основных субъектов размещения заказов, конечно же, является сам заказчик. Как раз у него возникают потребности в закупках определенной продукции, он является инициатором размещения заказа, он же определяет победителя и подписывает государственный контракт. Разберемся, кто же может выступать заказчиком?

Ответу на этот вопрос посвящена статья 4 Закона № 94-ФЗ. Так, государственными (муниципальными) заказчиками могут выступать:

– государственные органы (в том числе органы государственной власти);

– органы управления государственными внебюджетными фондами;

– органы местного самоуправления;

– бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета;

– бюджетные учреждения и иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов.

Согласно новой редакции Закона № 94-ФЗ, на федеральном и региональном уровне к государственным заказчикам отнесены и органы управления внебюджетными фондами. Также, что теперь бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета выступают госзаказчиками. А что касается получателей средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, то здесь ситуация другая. Чтобы стать государственными или муниципальными заказчиками, они должны получить соответствующие полномочия от региональных органов власти или органов местного самоуправления.

Причем единого требования по передаче полномочий не установлено, а потому это может быть осуществлено любым законным способом (акт представительного органа, ведомственный акт, упоминание в уставе учреждения, соответствующий договор и т. д.).

При размещении заказа может возникнуть вопрос  может ли филиал государственного учреждения, выступать в роли государственного заказчика? 

Ответ на этот вопрос можно сформулировать так.  Филиал не является юридическим лицом, наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом, действует на основании утвержденного им положения. Руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Если положением о филиале подразделению дано право выступать в качестве государственного заказчика и у руководителя филиала есть доверенность, наделяющая его правом заключать государственные контракты, то филиал государственного учреждения сможет выступать в качестве государственного заказчика и заключать государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом и Закона № 94-ФЗ.

Стоит заметить, что в большинстве субъектов РФ, а также муниципальных образованиях работу по размещению заказов осуществляют специальные органы исполнительной власти. Тогда появляется еще один субъект размещения – уполномоченный орган.

Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченный (в случае, если принято решение о создании уполномоченного органа) на осуществление функций по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Уполномоченный орган должен отвечать двум условиям:

– иметь статус юридического лица;

– являться органом власти или местного самоуправления.

Таким образом, уполномоченные органы могут быть созданы на всех уровнях власти (федеральном, региональном и местном). Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков, а также возложенные функции должны быть установлены в решении о создании такого органа. Однако подписывать государственные (муниципальные) контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд такие органы не вправе. Эту процедуру осуществляют только заказчики.

Так, например, в Санкт-Петербурге уполномоченным органом является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, а в Москве – Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерный комитет).

На практике наделение уполномоченного органа конкретными функциями по размещению заказа имеет множество вариантов. Отдельные заказчики ставят задачу только методологического обеспечения. Например, заказчики обращаются за консультацией или за помощью в оформлении документов. Иногда таким органам поручают организовывать все процедуры по торгам, самостоятельно заказчики проводят только запрос котировки. Многие регионы и муниципальные образования устанавливают перечень продукции (работ, услуг), торги по которым проводит только уполномоченный орган. Может вводиться ценовой критерий, выше которого размещение заказа обеспечивает только уполномоченный орган. С суммами, не превышающими лимит, работают сами бюджетные учреждения. Применяют и оба условия при определении полномочий – порог цены и перечень определенных товаров.

Как правило, уполномоченный орган размещает заказы за счет средств того уровня бюджетной системы, орган власти которого наделил его полномочиями. Так, уполномоченный орган субъекта РФ не может размещать муниципальные заказы без полномочий, добровольно переданных муниципальными заказчиками и оформленных официально.

Напомним, что в статье 6 Закона № 94-ФЗ прописано право уполномоченного органа привлекать на основе контракта специализированную организацию, осуществляющую функции обеспечения проведения торгов. Но такое право должно быть предусмотрено в решении о создании уполномоченного органа. Специализированная организация – еще один субъект размещения заказов. Поговорим о ее функциях подробнее.

Как уже было сказано, уполномоченный орган, а также заказчик вправе привлечь на основе контракта юридическое лицо для осуществления некоторых функций по размещению заказа. Выбирается такая организация путем проведения торгов либо запроса котировок. Закон № 94-ФЗ жестко ограничивает возможные функции специализированной организации – юридического лица:

– разработку конкурсной документации (документации об аукционе);

– опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса (аукциона);

– направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе (аукционе);

– иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов.

Специализированная организация вышеназванные функции осуществляет от имени заказчика, уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или уполномоченного органа.

А вот создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены, предмета и существенных условий госконтракта, а также утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются непосредственно заказчиком или уполномоченным органом. Специализированная организация также не имеет права подписания контракта. Это исключительно прерогатива заказчика.

А если специализированная организация своими действиями (бездействием) причинит вред физическим или юридическим лицом? В этом случае солидарную ответственность за это несет заказчик либо уполномоченный орган.

Еще одной особенностью деятельности специализированных организаций является то, что она не может выступать участником размещения заказа, в соответствии с которым выполняет возложенные на нее функции по проведению торгов.

Настала очередь поговорить об участниках размещения заказа. Статья 8 Закона № 94-ФЗ определяет их как лиц, претендующих на заключение государственного (муниципального) контракта. Проще говоря, это потенциальные поставщики товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд. Кто же может стать участником?

Любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Таким образом, поставщиком товаров, работ, услуг могут быть как государственные предприятия и учреждения, так и субъекты частного сектора экономики, как российская организация, так и иностранная фирма.

К другим субъектам, оказывающим влияние на развитие и функционирование системы размещения госзаказа, в частности, относятся:

– Правительство РФ (оно вправе принимать регулирующие систему госзакупок нормативно-правовые акты);

– Президент РФ (вправе своим указом или распоряжением назначить исполнителя какого-либо конкретного государственного заказа);

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказа;

– уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления;

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение официального сайта;

– органы исполнительной власти, уполномоченные на ведение реестров государственных (муниципальных) контрактов.

              Таким образом, к субъектам заказа могут относиться любые юридические и физические лица вне зависимости от правовых  форм собственности заинтересованных в размещения государственного заказа,  а также филиалы таких  организаций, с наделенными полномочиями.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.                                  Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ

2.                                  Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

 



Информация о работе Субъекты государственного заказа