Система субъектов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность государственного управления;
-рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;
-дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;
-раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
-проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.
-охарактеризовать иные представители государственного управления

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления…………………………………………………………………………9
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13
3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17
3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17
3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19 3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31
4.Президент как субъект государственного управления………………………34
5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35
6. Иные представители государственного управления……………………….…36
Заключение………………………………………………………………………..…39
Список используемой литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 92.28 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4

    2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного                              управления…………………………………………………………………………9

    3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13

           3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13

          3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17

         3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17

   3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19                                                                                                            3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26

3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31

4.Президент как субъект государственного управления………………………34

5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35

6. Иные представители государственного управления……………………….…36

Заключение………………………………………………………………………..…39

Список используемой литературы…………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство по природе своей  есть организация политической власти и управления. Власть и управление- две основные, неразрывно связанные функции государства. Власть как способность одних групп общества навязывать свою волю всему обществу существовала и существует постольку, поскольку является орудием управления людьми. В основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции, и политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту общественную функцию выполняло.

Государственное управление понимается как самая важная функция  государства, которую оно должно выполнять в любой экономике  Государственное управление стало  возможным благодаря централизованной власти, воплощавшей общую волю объединившихся в политический союз (государство) людей. Непосредственными носителями власти выступали группы авторитетных лиц (они же и субъекты управления), которые  избирались народом или власть наследовали.

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

-раскрыть понятие и  сущность государственного управления;

-рассмотреть исполнительную  власть как субъект государственного управления;

-дать понятие и признаки  исполнительной власти как субъекта  государственного управления;

-раскрыть принципы организации  и деятельности органов исполнительной  власти;

-проанализировать значение  исполнительных органов власти  в государственном управлении.

-охарактеризовать иные  представители государственного  управления

Объект исследования - исполнительная власть в государственном управлении

Предметом исследования являются функции и возможности исполнительной власти, реализуемы посредством государственного управления.

государственного управления и методов управления.

Работа состоит из введения; шести глав : государственное управление(понятие и основные элементы),понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного                              управления, органы исполнительной власти как субъекты государственного управления, президент как субъект государственного управления, центральный банк как субъект государственного управления, иные представители государственного управления, заключение.

 

 

 

1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы

      Для того, чтобы представить себе систему субъектов государственного управления, необходимо, прежде всего, проанализировать суть такого явления, как управление, понять его сущность, определить характер отношений в сфере государственного управления, выделить их основные элементы. И, наконец, на основе полученных выводов, построить систему субъектов государственного управления.

Государственному  управлению отечественными учеными уделено достаточно большое внимание.

Д.М. Гвишиане писал: "В какой бы форме ни совершалась человеческая деятельность, она принципиально отличается от деятельности всех других живых существ. Труд даже в простейших своих проявлениях есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение".1 По его мнению, существо деятельности человека раскрывается через два понятия - "организация" и "управление".

      Как справедливо  подмечает К.Б. Комаров, там, где есть объединение людей (вне зависимости от того, на какой основе оно строится), там всегда есть управление.2

Он же отмечает, что управление как вид социальной деятельности возникло еще до государства, и в  этом смысле государственное управление является лишь одной из разновидностей социального управления.

 

 

Анализируя суть государственного управления, К.Б. Комаров приводит ряд признаков, характеризующих именно это явление, которые отличают государственное управление от всех иных видов социального управления:

Определяющим характер этого  управления является его субъект - государство. И основным инструментом воздействия  при этом будет являться его властная сила. Иначе - государственная власть, т.е. такая взаимосвязь, в процессе которой одни люди признают господство других людей, обладающих возможностями  принуждения с помощью государственного аппарата, и обусловленная легитимным характером этой власти.

В пользу этого тезиса можно  привести слова М. Вебера: "Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство".3

Другой важной чертой, отличающей государственное управление, по мнению К.Б. Комарова, является его распространенность на все общество. Хотя этот отличительный  признак он приводит с оговоркой  о том, что он характерен лишь для  тоталитарных типов государственного устройства.

В качестве еще одной отличительной  черты государственного управления выступает его системный характер. К.Б. Комаров так характеризует  этот признак: "Принимая во внимание, какое большое количество людей, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов в нем задействовано, сколько  необходимо принимать управленческих решений и организационных действий, государственное управление немыслимо  без этого признака. Только его  наличие придает ему действенную  силу и результативность".4

В пользу этого тезиса высказывался Г.В. Атаманчук: "...в отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может состояться". 5

 

В свою очередь, Н.М. Конин приводит следующие признаки государственного управления:

1."Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управления - в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.

2.Второй признак государственного управления - его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова... Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

3.Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти".6

         К.Б. Комаров приводит следующие признаки государственного управления:

а) государственное управление всегда носит целенаправленный, планомерный, постоянный характер. Выбор целей  и перспектив государственного управления тесным образом связан с характеристиками и тенденциями развития управляемого им объекта - общества в целом или  его отдельных сфер, отношений. Постоянство  государственному управлению придает  несколько факторов:

- управленческое воздействие  носит целесообразный характер. Реализация или достижение одной  цели становится платформой для  достижения следующей;

- принцип "неперсонифицированности" государственных органов, т.е. отказ от понимания государственной деятельности исключительно сквозь призму представления их через конкретных лиц, полномочия которых могут носить временный характер;

- относительная стабильность  государственно-властных управленческих  институтов.

б) государственное управление имеет государственно-властный характер. Это означает, что управленческое воздействие государства носит  обязательный характер и обеспечивается материальными, идеологическими средствами и принудительной силой государства;

в) государственное управление осуществляется в правовой форме;

г) организационный момент. Организация в любом социальном процессе, разновидностью которого является и государственное управление, означает определение положения людей  в пространстве, распределение между  ними определенных функций, соединение их с ресурсами деятельности, обеспечение  взаимодействия между ними, расширение их возможностей путем консолидации усилий.7

Характеризуя отличительные  особенности государственного управления, необходимо сказать, что существует два подхода к определению понятия государственного управления.

1-ый подход. Согласно первому подходу, государственное управление рассматривается как деятельность органов государства. Так, А.Е. Лунев писал, что государственное управление - это организаторская деятельность, направленная на объединение, координацию усилий людей, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций в целях решения задач экономического, научно-технического, социально-культурного и административно-политического характера.8

 

 

2–ой подход. Иной же подход предлагает определять государственное управление как воздействие. Это поддерживал Г.В. Атаманчук, который писал, что сущность государственного управления обнаруживается, прежде всего, через такой атрибутивный признак, как воздействие органов государства на общественные отношения и связи 9. Эту же точку зрения разделял и Ю.А. Тихомиров, который писал, что любое управление, в том числе и государственное, необходимо понимать как целенаправленное, опирающееся на познание объективных закономерностей воздействие управляющей системы на происходящие процессы для оптимального достижения поставленных целей.10В.М. Корельский, говоря о государственном управлении, отмечал, что это целенаправленное воздействие государства, его органов на общественную систему в целом или на отдельные ее сферы на основе познания и использования присущих обществу объективных закономерностей его развития.11

Анализируя оба этих подхода, К.Б. Комаров отмечает, что в их основе лежит не просто спор о сходных с первого взгляда понятиях, а о различном понимании сути явлений. Так, исследователи государственного управления с точки зрения "деятельности" имеют в виду и концентрируют свое внимание только на субъекте управления, при этом из поля их зрения в значительной мере уходят управляемые объекты. Приверженцы же второго подхода, когда речь о государственном управлении идет как о "воздействии", при исследовании сути явления больше концентрируются на самом объекте управленческого воздействия. При этом К.Б. Комаров делает вывод, что, говоря так о явлении государственного управления, можно уйти в еще одну крайность, забыв об эффективности государственного управления, что в итоге может привести к "управлению ради управления"12

 

Таким образом, определение  понятия государственного управления необходимо строить с учетом как общего понимания управления, так и персонифицирующих его признаков.

  • К.Б. Комаров так определяет государственное управление:

"Целенаправленное упорядочивающее  воздействие государства на общественную  жизнедеятельность людей в интересах  реализации государственных функций,  опирающееся на его властную  силу и осуществляемое в правовой  форме».

Информация о работе Система субъектов государственного управления