Система субъектов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность государственного управления;
-рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;
-дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;
-раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
-проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.
-охарактеризовать иные представители государственного управления

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления…………………………………………………………………………9
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13
3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17
3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17
3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19 3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31
4.Президент как субъект государственного управления………………………34
5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35
6. Иные представители государственного управления……………………….…36
Заключение………………………………………………………………………..…39
Список используемой литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 92.28 Кб (Скачать)

Президент РФ опосредствованно (по представлению  председателя правительства РФ) утверждает структуру федеральных органов  исполнительной власти и формирует  персональный состав их руководителей. Причем в отличие от зарубежной практики члены российского правительства  назначаются президентом вне  связи с партийным распределением депутатских мест в нижней палате парламента. Однако конституционная  конструкция не закрепляет жесткую  связь президента и правительства. Задача президента - определять главные  цели государственного развития, контролируя  их осуществление. Практическая реализация провозглашенной президентом политики возлагается на правительство, которое  несет всю полноту ответственности, в первую очередь за положение  дел в хозяйственно-экономической  сфере.23

Официальная императивность взаимоотношений  президента с правительством очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности, из: а) исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти; в) права председательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отправить Правительство РФ в отставку; д)Президенту непосредственно подчинятся ряд федеральных органов исполнительной власти; е)является верховным главнокомандующим; ж)назначает дипломатических представителей; з)предлагает ГД кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ; и)Присваивает государственные награды; к)отменяет акты Правительства; л)вправе приостановит действия актов Органов исполнительной власти субъектов  РФ до разрешения вопроса судом; м) издает от своего имени акты  государственного управления.

 

 

 

5. Центральный Банк как  субъект государственного управления.

 

ЦБ РФ - это  конституционный государственный  институт, обладающий определенными  полномочиями органа исполнительной власти. Основными организационными принципами Центрального банка Российской Федерации являются: принцип организации Центрального банка Российской Федерации на основе федеральной собственности, принцип централизации системы Центрального банка Российской Федерации, принцип единства системы Центрального банка Российской Федерации, принцип вертикальной структуры управления и принцип коллегиальности управления.

Определяющими целями деятельности Центрального банка  Российской Федерации, непосредственно  связанными с его конституционно-правовым статусом, являются защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов (ст. 3 Федерального закона). Указанные цели Центрального банка Российской Федерации связаны  с управлением денежно-кредитной  и банковской системами, повышением их эффективности и надежности и, безусловно, включают защиту прав и  законных интересов всех участников экономических отношений.

Возложенные на него функции Центральный банк Российской Федерации осуществляет от имени  Российской Федерации. Такая деятельность носит государственно-властный, общеобязательный характер и означает, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции государственного управления в кредитно-денежной и банковской сферах. Государственное управление денежно-кредитной и банковской деятельностью осуществляется Центральным банком Российской Федерации путем денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля, регулирования Центральным банком Российской Федерации банковской деятельности (банковское регулирование), а также в форме надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, непосредственно ему не подчиненных. Следовательно, Центральный Банк Российской Федерации является государственным органом, наделенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями по проведению единой финансовой, денежно-кредитной политики, организации валютного регулирования и осуществлению государственного финансового надзора за функционированием банковской системы.24

6. Иные представители  государственного управления.

В качестве отдельных субъектов государственного управления можно выделить  муниципальные органы. Они выступают в качестве субъектов государственного управления, когда реализуют отдельные государственные полномочия

Делегирование государственных  полномочий органам местного самоуправления - это предоставление органами государственной  власти Российской Федерации или  субъекта федерации принадлежащих  им полномочий органам и должностным  лицам местного самоуправления.

Делегирование органами государственной  власти своих полномочий органам  местного самоуправления осуществляется на основе следующих принципов:

- законности и целесообразности;

- социально-экономической обоснованности;

- реальности и гласности осуществления  делегированных полномочий; — материально-финансовой  обеспеченности делегируемых полномочий;

- подконтрольности осуществления  делегируемых полномочий.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основании федерального закона или закона субъекта федерации  и в пределах полномочий, составляющих Их предметы ведения или находящихся  в границах компетенции органов  государственной власти. В законах  о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления должна быть обоснована целесообразность такого делегирования и его практическая полезность. Делегирование государственных  полномочий не может нарушать или  ограничивать права и гарантии местного самоуправления, установленные законодательством  России.

Делегирование государственных полномочий производится в интересах социально-экономического развития муниципального образования  и территории субъекта Российской Федерации, с учетом возможности и реальности их осуществления органами местного самоуправления. Делегируемые государственные  полномочия не могут создавать препятствия  для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и ухудшать социально-экономическое положение  муниципального образования. В процессе делегирования государственных  полномочий должен соблюдаться принцип  гласности, информированности населения  об объеме делегированных полномочий и их финансовой обеспеченности. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти осуществляется в таких организационно-правовых формах, как:

— делегирование по закону Российской Федерации;

— делегирование по закону субъекта федерации;

— делегирование на основе договоров  и соглашений между исполнительными  органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления (при  обязательной ратификации всех договоров  и соглашений законодательным органом  субъекта РФ и представительным органом  местного самоуправления).

Практика делегирования на основе договоров применяется в ряде субъектов Российской Федерации, хотя отчасти противоречит федеральному законодательству.

Делегирование государственных полномочий может быть разовым, на определенный срок или бессрочным. Например, к  разовому следует отнести предоставление муниципального жилья военнослужащим, работникам налоговых служб и  другим категориям государственных  служащих; к срочному -предоставление бесплатного проезда на муниципальном транспорте отдельным категориям граждан, обеспечение выплаты пособий гражданам, имеющим детей; к бессрочному - государственную регистрацию актов гражданского состояния, выполнение задач паспортно-визовой службы, военный учет граждан и др.

Государственные полномочия могут  делегироваться всем муниципальным  образованиям или только отдельным  муниципалитетам.

Основной формой делегирования  государственных полномочий является делегирование по закону. При этом не допускается делегирование полномочий, относящихся к исключительной компетенции законодательного и исполнительного органов государственной власти и изменяющих устав субъекта РФ, а также обеспечивающих защиту прав и свобод граждан.

При делегировании государственных  полномочий органам местного самоуправления по закону проект данного закона заблаговременно  направляется представительным органам  соответствующих муниципальных  образований для согласования и  мотивированного заключения. Возражения органов местного самоуправления относительно характера, объема делегируемых полномочий и порядка их финансирования подлежат рассмотрению в комиссиях законодательных  органов государственной власти.

Государственные полномочия органов  власти могут быть делегированы местному самоуправлению по договору, который в обязательном порядке должен отражать:

- цели, объем и характер делегируемых  полномочий;

- порядок их осуществления и  срок действия договора;

- взаимные права и обязанности  по реализации делегированных  полномочий;

— объем и порядок материально-финансового  обеспечения делегированных полномочий;

- формы и меры ответственности  сторон за нарушение условий  договора;

- условия расторжения договора  и возможности возврата делегированных  полномочий.

Указанный договор подписывается  главами администраций субъекта РФ и соответствующего муниципального образования и вступает в силу после его утверждения законом  субъекта федерации и решением представительного  органа местного самоуправления.

Договор может предусматривать  заключение на его основе соглашений между органами исполнительной власти субъекта РФ и соответствующего муниципального образования о делегировании  и принятии государственных полномочий.

Осуществление делегированных государственных  полномочий органами местного самоуправления строится на соответствии российскому  законодательству и законодательству субъектов РФ. Органы местного самоуправления свободны в выборе форм и методов  реализации переданных государственных  полномочий. Вместе с тем они несут  ответственность за осуществление  переданных им государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены органами государственной  власти материально-финансовыми ресурсами, а также насколько выполнимы  иные обязательства, необходимые для  реализации этих полномочий.25

Также в качестве отдельных  представителей государственного управления можно рассмотреть Пенсионный Фонд РФ.Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции: 
-получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственныхпенсий. 
-организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 
- индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств; 
-организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинение вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; 
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; 

Заключение

Исследовав тему курсовой работу необходимо сделать вывод, что  государственное управление -это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором, реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. И субъектами государственного управления являются органы исполнительной власти.

Субъект государственного управления - это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства. Выделим, что исполнительная власть - это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление. Она реально воздействует на общественные отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, которые являются органами исполнительной власти, т. е., по существу, органами государственного управления и муниципального самоуправления.

Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти. Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами государственного управления, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

Таким образом, исполнительная власть важнейшая ветвь власти и  значение органов исполнительной власти в государственном управлении немаловажно. Особое значение исполнительных органов власти в государственном управлении имеет то, что исполнительная власть берет на себя роль распорядителя и исполнителя в государственном управлении. Сущность исполнительной власти, заключающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении.

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативные акты

 

 

  1. Федеральный Закон от 27.07.2004 г. №79 ФЗ (ред. от 21.11.2011 с изм. От 15.11.2012 г.)» О государственной гражданской службе в Российской Федерации»//Российская газета, №162 ,31.07.2004г.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями от 31 декабря 1997 г. - Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 1997. № 51. Ст. 5712.
  3. Указ Президента РФ № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.;
  4. Указ Президента РФ № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями в редакции указов от 22 сентября 1998 г.
  5. Указ Президента РФ № 1142, от 25 мая 1999 г. № 651, от 17 мая 2000 г. № 867, от 1 декабря 2000 г. № 1953; «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. № 1326.
  6. Постановление Правительства РФ № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» от 18 июня 1998 г. - СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3176.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации от 27 января 1999 г. - СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
  8. Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ «О Перечне сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти» от 4 июля 2000 г. № 903/676. - Российская газета. 2000. 18 июля. № 137.

Информация о работе Система субъектов государственного управления