Система субъектов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность государственного управления;
-рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;
-дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;
-раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
-проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.
-охарактеризовать иные представители государственного управления

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления…………………………………………………………………………9
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13
3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17
3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17
3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19 3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31
4.Президент как субъект государственного управления………………………34
5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35
6. Иные представители государственного управления……………………….…36
Заключение………………………………………………………………………..…39
Список используемой литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 92.28 Кб (Скачать)

е) разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление  органами исполнительной власти субъектов  РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.16

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные  функции;

в) действия юридического характера  и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов  государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

3.2.Классификация органов исполнительной власти

1.В соответствии с федеративным устройством различают:

а)федеральные органы исполнительной власти;

б)региональные органы исполнительной власти-органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2.По порядку принятия решений:

а)коллегиальный орган исполнительной власти;

б)единоличный орган исполнительной власти.

3.По объему компетенции:

а)органы общей компетенции;

б)органы отраслевой компетенции;

в)органы специальной компетенции.

4.По направлениям деятельности:

а)органы общей компетенции;

б)органы управления экономикой;

в)органы управления в социальной сфере;

г)органы управления в административно-политической сфере.

3.3.Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией РФ, конституциями республик в  составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Система органов  исполнительной власти - это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни. Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. 17

 

3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти

Исполнительная  власть

олицетворяется  в определенной

системе государственных  органов,

связанных между собой

по вертикали  и горизонтали

М.В. Баглай

 

Федеральные органы исполнительной власти, являясь составными элементами системы  государственных органов, в свою очередь также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру. В конституционно установленных  пределах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. При этом на конституционном уровне не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом. Конституция РФ применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства РФ, осуществляющего согласно ее ст. 110 исполнительную власть Российской Федерации, устанавливает состав Правительства РФ, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78).

Органы исполнительной власти - это  многоуровневые системы, выполняющие  исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется  в том, что они выступают как  непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов  законодательной власти, а также  вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность этих органов  выражается в том, что они принимают  меры путем издания своих собственных  актов (распоряжений) и обеспечивают выполнение данных требований подчиненными им органами и организациями. Вся  их деятельность осуществляется в рамках, на основании и во исполнение законов.

В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами федерации органы исполнительной власти образуют единую систему. Это находит свое отражение в их тесной организационно-правовой взаимосвязи. На этом основании администрации субъектов федерации в рамках совместных предметов ведения входят в систему федеральной исполнительной власти.

Основным звеном системы органов  исполнительной власти являются министерства, которые организуются для управления в наиболее важных сферах социально-экономической  и политической жизни. Значение министерств  подчеркивается тем, что их руководители (министры) - члены правительства. В  то же время, как показывает управленческая практика, развитию рыночных отношений в большей мере отвечают органы межотраслевого государственного управления, обеспечивающие горизонтальные связи, координацию и контрольные функции, а также инвестиционное, тарифное, кредитное и им подобное-регулирование. Поэтому помимо традиционных министерств получили распространение разнообразные виды органов исполнительной власти, которые можно объединить общим понятием «ведомства», осуществляющие вместе с функциями общего управления специализированное регулирование тех или иных сторон общественной жизни. Ведомства являются самостоятельными в организационно-правовом аспекте структурами правительства и не могут входить в состав министерств.

Для реализации полномочий по осуществлению  государственного управления в субъектах  федерации органы федеральной исполнительной власти создают территориальные  органы. В пределах своей компетенции  органы исполнительной власти обладают необходимой для их эффективного функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные  задачи государственного управления различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

Определение видов федеральных  органов исполнительной власти, поскольку  оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации  и деятельности системы органов  государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона. Однако этим не исключается  возможность регулирования указанных  вопросов, исходя из предписаний Конституции  РФ, другими нормативными актами, устанавливающими полномочия Президента РФ (ст. 80, 83, 86, 87 и 89 Конституции РФ), а также регламентирующими  порядок образования и деятельности Правительства РФ (ст. 110, 112-114).

Такая правовая позиция выражена Конституционным  Судом РФ в постановлении от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1). В данном постановлении  указано, что до принятия соответствующих  законодательных актов по вопросам установления системы федеральных  органов исполнительной власти, порядка  их организации и деятельности Президент  РФ может издавать указы, которые  не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. Так, Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  были определены виды федеральных органов  исполнительной власти: министерства РФ (федеральные министерства), государственные  комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные  надзоры России, иные федеральные  органы исполнительной власти.

Давая толкование понятия «структура федеральных органов исполнительной власти», содержащегося в ч. 1 ст. 112, Конституционный Суд РФ учел, что эта статья относится к  гл. 6 Конституции РФ, регулирующей вопросы формирования и деятельности Правительства РФ, и находится в системной взаимосвязи с п.«д» ст. 83, устанавливающей полномочие Президента РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначать на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Из этих конституционных положений следует, что структура федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства РФ в установленный ч. 1 ст. 112 недельный срок предлагает Президенту РФ, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве РФ (ч. 2 ст. 112).

Структура федеральных органов  исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства  РФ по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции  РФ и конкретизированными в Федеральном  конституционном законе «О Правительстве  Российской Федерации». Для реализации этих полномочий создаются также  другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с  Правительством РФ структуру федеральных  органов исполнительной власти.

Информация о работе Система субъектов государственного управления