Система субъектов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность государственного управления;
-рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;
-дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;
-раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
-проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.
-охарактеризовать иные представители государственного управления

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления…………………………………………………………………………9
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13
3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17
3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17
3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19 3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31
4.Президент как субъект государственного управления………………………34
5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35
6. Иные представители государственного управления……………………….…36
Заключение………………………………………………………………………..…39
Список используемой литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 92.28 Кб (Скачать)

Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из вышеперечисленных вариантов.

1. Высший орган исполнительной  власти республики возглавляет  и формирует высшее должностное  лицо самостоятельно. В этом случае  высший орган исполнительной  власти (правительство) полностью  ответственно перед высшим должностным  лицом субъекта федерации. Это  характеризует систему органов  исполнительной власти президентских  республик.

2. Высший орган исполнительной  власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом  субъекта РФ и законодательным  органом субъекта федерации. Высшее  должностное лицо не является  главой исполнительной власти  непосредственно, поскольку имеется  должность председателя правительства.  Это характерно для смешанных,  полупрезидентских республик и большинства краев и областей.

3. При коллегиальной системе  формирования и организации исполнительной  власти в парламентских республиках  исполнительная власть (правительство)  формируется представительным законодательным  органом власти. Это имеет место  в Удмуртской Республике, Республике  Дагестан.

Структура республиканских органов  исполнительной власти характеризуется  большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов исполнительной власти в республиках.

Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основным полномочиям относятся: осуществление мер по

обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и  общественного порядка; разработка бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечение его исполнения; разработка и представление на утверждение  законодательного представительного  органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отчетов об их исполнении; формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; управление и  распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации.

Органами отраслевого управления в системе органов власти республик  являются министерства.

В составе субъекта Российской Федерации  обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил (в связи с рассмотрением дела, поступившего из Удмуртской Республики) право республик создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. На одном уровне, т.е. параллельно, могут существовать органы государственной власти и местного самоуправления. Территориальные единицы иного уровня не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может произвольно  по каким-либо мотивам (превышение полномочий, нарушение прав граждан, отсутствие материально-технического обеспечения  и т.д.) ликвидировать орган государственной  власти административно-территориальной  единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации, так как это  противоречило бы принципам разделения властей и разграничения полномочий.

Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнительной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.

Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного  округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименования органам исполнительной власти (администрация, правительство и т.п.) и их главам даются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими органами субъекта Российской Федерации. Состав администрации формируется главой администрации. Администрация выполняет следующие основные функции:

• разрабатывает и представляет на утверждение представительному  органу бюджет и обеспечивает его  исполнение:

• распоряжается и управляет  имуществом, относящимся к собственности  субъекта Российской Федерации;

• разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, социальной сферой;

• осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

• принимает в пределах своей  компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).

 Администрация состоит из главы администрации, его заместителей, других подчиненных управленческих структур.

Губернатор сам возглавляет  непосредственно исполнительную власть, но может и не являться непосредственно  главой областного или краевого правительства (администрации).

Наиболее типичное для большинства  краев и областей построение системы  органов исполнительной власти, когда  глава администрации руководит  ее деятельностью на основе принципа единоначалия. Глава администрации своими постановлениями назначает и освобождает от должностей своих заместителей, руководителей управлений, комитетов, отделов администрации, а другие работники назначаются и освобождаются от должностей приказами управляющего делами; Для осуществления своих функций глава администрации формирует аппарат главы администрации. Основные его функции — организационно-методическое руководство и анализ деятельности управлений, комитетов, отделов краевой, областной администрации, отраслевых объединений, действующих на территории области. Аппарат включает в себя заместителей главы администрации, управление делами, возглавляемое управляющим делами аппарата главы администрации, который состоит из отделов, секретариатов, секторов. В структуру аппарата входит ряд отраслевых отделов, которые работают под руководством соответствующих заместителей главы администрации.21

Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и  т.п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации, 2) управления, комитеты, отделы, и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются  структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально-культурной и административно-политической сфер государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует работе министерств.

Проблемой является отсутствие единого  подхода к определению видов  органов власти на этом уровне. В  регионах имеются разные по наименованию органы. Так, в сфере образования  в республиках это министерства, в областях и краях - департаменты, комитеты, главные управления или  просто управления и т.д. Эти органы находятся в двойном подчинении: по вертикали они подчиняются  соответствующему федеральному органу власти, а по горизонтали - главе  краевой, областной администрации  и входят в структуру администрации. Управления, комитеты и отделы краевой (областной) администрации имеют, как  правило, в районах и городах  края (области) подчиненные органы, образуя соответствующие системы  управления отраслевого и межотраслевого характера в границах края (области). Следует отметить существующую неравнозначность вертикального и горизонтального подчинения для различных органов власти. Такие специфические структуры, как управление внутренних дел, а также территориальные органы налоговой службы, налоговой полиции и некоторые другие, имеют федеральное подчинение. Частично вопрос двойного подчинения находит свое разрешение в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, которые по Конституции РФ могут заключать между собой федеральные органы исполнительной власти и субъектов федерации. Однако в целом вопрос двойного подчинения не нашел пока разрешения ни в законодательстве, ни в науке.

Структура правительства  Нижегородской области: губернатор (председатель правительства Нижегородской области): Контрольно-ревизионное управление; вице-губернатор – первый заместитель губернатора по развитию научно-производственного и экономического потенциала: Министерство промышленности и инноваций, Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, Управление транспорта; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике: Министерство инвестиционной политики, Министерство экономики, Министерство финансов, Департамент государственного имущества земельных ресурсов; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству:Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства, Министерство топливно-энергетического комплекса, Департамент градостроительного развития территории области, Комитет информационных технологий и связи, Комитет природопользования и охраны окружающей среды; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по взаимодействию с органами местного самоуправления области, полномочный представитель губернатора в Законодательном собрании области: Комитет по взаимодействию с органами законодательной власти, Департамент по взаимодействию с органами местного самоуправления, Комитет общественных связей; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социальной политике: Департамент образования, Комитет по культуре, Комитет по развитию спорта, Департамент здравоохранения, Департамент социальной защиты; заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Нижегородской области: Аппарат губернатора и правительства.

3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти

В систему федеральных органов  исполнительной власти входят кроме  Правительства РФ отраслевые и межотраслевые  федеральные органы исполнительной власти. Основные направления деятельности:

1.социальные;

2.Экономика;

3.Реализация планов и программ  развития субъектов Федерации.

Все эти органы от своего имени  издают акты государственного управления.

Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время  включал министерства,государственные комитеты, комитеты,федеральные службы, агентства,надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления,осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют:министерства РФ, государственные комитеты РФ,федеральные комиссии РФ, федеральные службы России,Российские агентства,федеральные надзоры России.22

Министерство Российской Федерации  –как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный  орган системы.Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления,которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности,а также координирующий в случаях,установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти».

Министерство Российской Федерации  является центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром,который назначается на должность и освобождается от должности также Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства,его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия;несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы,распоряжения,указания, инструкции по вопросам,входящим в его компетенцию.

При каждом министерстве имеется совещательный  орган в лице коллегии, состоящей  из министра— председателя,его заместителей и других руководящих работников министерства.

В настоящее время существуют18 министерств:

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

Министерство Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (МЧС России)

Министерство иностранных дел  Российской Федерации (МИД России)

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)

Министерство образования и  науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Министерство промышленности и  торговли Российской Федерации (Минпромторг России)

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации (Минсельхоз России)

Министерство спорта, туризма и  молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития  России)

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Президент как  субъект государственного управления.

Анализ конституционно-правового  статуса Президента РФ приводит к  выводу, что ему предоставлены  обширные полномочия. Особенно значимые из них он может использовать в отношении исполнительной власти. Таким образом, Президент выступает субъектом государственного управления, когда реализует полномочия в сфере исполнительной власти.

Президент воздействует на исполнительную власть в двух формах: прямо( принимает решения в области исполнительной власти) и косвенно (участвует в принятии решений).

Информация о работе Система субъектов государственного управления