Судебная система в России: проблемы современного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Судебная система - это самостоятельная ветвь власти в системе трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Согласно Конституции судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и структура судебной системы
Понятие судебной системы 8
Структура судебной системы 12
Правовой статус судей 16
Глава 2 . Проблемы и перспективы современного развития судебной системы РФ
Проблемы современного развития судебной системы 25
Перспективы развития судебной системы 30

Основые выводы 37
Литература 39

Работа содержит 1 файл

КПРФ Судебная Система РФ.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

    По  мнению Л.Ю.Грудцыны, существуют два аспекта понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.

   предназначение  судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве: 

   1) судебная  власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

   2) судебная  власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции  РФ, осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

   3) судебная  власть осуществляется в соответствии  с четко установленной процессуальной  формой (надлежащей правовой процедурой);

   Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.   В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. 

     К  настоящему  времени  сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые  принято именовать видами судопроизводства:

    . конституционное  судопроизводство;

    . гражданское  судопроизводство;

    . арбитражное  судопроизводство;

    . уголовное  судопроизводство;

    . административное  судопроизводство;

     Итак, Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

     Правосудие - это особый вид государственной  деятельности, осуществляемой исключительно  органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные  лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.[5].

Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ:

- принцип законности  – правосудие осуществляется  только в соответствии с законом  и подчиняется только закону;

- принцип осуществления  правосудия только судом (ст. 118 Конституции);

- принцип независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 Конституции);

- принцип осуществления  правосудия на основе равенства  всех перед законом и судом  (ст. 19 Конституции);

- принцип обеспечения  каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46 Конституции);

- презумпция  невиновности (ст. 49 Конституции);

- принцип обеспечения  подозреваемому и обвиняемому  права на квалифицированную защиту (ст. 48 Конституции);

- гласность судебного  разбирательства (ст. 123 Конституции);

- принцип участия  граждан в осуществлении правосудия  – любой гражданин может осуществлять  правосудие в качестве присяжного  заседателя (ст. 32Конституции);

- принцип охраны  чести и достоинства личности  – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 21 Конституции);

- непосредственность  и устность судебного разбирательства  – в основу судебного решения  ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном  заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.

   В следующем  параграфе будет  рассмотрена система судов по ее отдельным элементам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура судебной системы

    Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать  в три подсистемы:

      1. Конституционный Суд РФ

      2. Верховный  Суд РФ и суды общей юрисдикции

      3. Высший  Арбитражный Суд РФ и поднадзорные  ему суды.

    Статус  Конституционного Суда определен  в ст.125  Конституции  РФ,  в  ней также сформулированы его задачи и цели (как  судебного  органа,  призванного контролировать   конституционность   законов   и   иных   правовых   актов).

   Конституционный  суд  занимает  обособленное  положение среди   федеральных судов,  ему  напрямую  не  подчиняются  никакие  суды   (в   т.ч.   уставные (конституционные) суды субъектов РФ), хотя его решения в целом  могут  иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять  на  судебную практику.

  В ст.126 и 127 Конституции РФ говорится о  Верховном  Суде  РФ  и  Высшем Арбитражном Суде РФ. У этих судов есть свои подсистемы  судов,  в отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их  деятельностью  и  дают разъяснения по вопросам судебной практики. «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным  органом  по гражданским, уголовным,  административным  и  иным  делам,  подсудным  судам общей  юрисдикции,  осуществляет  в  предусмотренных   федеральным   законом процессуальных  формах  судебный  надзор  за   их   деятельностью   и   дает разъяснения по вопросам судебной практики» (СТ.126 КРФ)

  «Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации  является  высшим  судебным органом по разрешению  экономических  споров  и  иных  дел,  рассматриваемых арбитражными судами,  осуществляет  в  предусмотренных  федеральным  законом процессуальных  формах  судебный  надзор  за   их   деятельностью   и   дает разъяснения по вопросам судебной практики» (СТ.127 КРФ)

  Наибольшее количество федеральных судов именуются Судами общей юрисдикции(ст.126 КРФ). К ним относятся:

    - Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция);

    - Верховные суды республик (21), краевые (6) и областные (49)  суды,  судыгородов федерального  значения   (2:   Москва,   Санкт-Петербург),   суд автономной области (1) и автономных округов (11);

    - Военные специализированные суды.

  Суды общей юрисдикции (термин закреплен  в  Законе  о  судебной  системе)рассматривают  основную  массу  дел:   гражданские,   уголовные,   дела   об административных правонарушениях. Однако  Суды  общей  юрисдикции  не  могут заниматься  рассмотрением   экономических   споров,   а   также   не   могут осуществлять  конституционный  контроль  (эти  дела  находятся   в   ведении Арбитражного и Конституционного судов).

  Особую ветвь образуют военные суды. Их не  относят  к  числу  гражданских (общих) судов,  это  оговорено  в  ч.1  ст.22  Закона  о  судебной  системе:«Военные  суды  осуществляют  судебную   власть   в   войсках,   органах   и формированиях, где федеральным законом предусмотрена  военная  служба».  Эти специализированные суды  состоят  из  гарнизонных  военных  судов,  окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии.

  Основным звеном судов общей юрисдикции является районный суд. В районных судах   рассматриваются   дела   об   административных   правонарушениях   и большинство уголовных (за исключением дел об особо тяжких  преступлениях)  и гражданских дел (93-95%). В число  гражданских  (общих)  судов  входит  2456 районных судов и судов, равных им.

      В систему арбитражных судов входят:

       - Высший  Арбитражный Суд РФ;

       - Арбитражные   суды  субъектов  РФ  (суды  республик,  краев,  областей, городов  федерального  значения,  автономной  области   и   автономных  округов);

       - Федеральные  арбитражные суды округов.

Каждая из 3-х  подсистем  судебной  системы  имеет  свою  компетенцию  и  не вмешивается в дела друг друга.

 Законом о  судебной системе предусмотрена   возможность  образования   судов субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные  (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи. В  ч.1  ст.27  Закона  о  судебной системе обозначены полномочия  конституционных  (уставных)  судов  субъектов Федерации, к ним отнесено рассмотрение вопросов о  соответствии  конституции(уставу) субъектов Федерации:

        - Принятых в нем законов;

        - Нормативных правовых актов органов государственной власти;

        - Нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

        - Вопросов толкования конституции (устава).

    Решение   конституционного   (уставного)   суда,   принятое    в    пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим  судом (ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).

    Компетенция  мировых  судей  определена  достаточно   широко.   Они   должны единолично рассматривать по первой инстанции:

        - Уголовные дела о преступлениях,  за  совершение  которых может быть назначено максимальное  наказание,  не  превышающее  2-х  лет  лишения свободы;

        - Дела о выдаче судебного приказа;

        - Дела о расторжении брака (если нет спора о детях);

        - Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

        - Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений,  за  исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, 

      - лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

       - Дела по имущественным спорам при цене  иска,  не  превышающей  пятисот минимальных размеров оплаты труда,  установленных  законом  на  момент подачи заявления;

       - Дела  возникающие из  трудовых  отношений (кроме восстановления  на работе);

Информация о работе Судебная система в России: проблемы современного развития