Судебная система в России: проблемы современного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Судебная система - это самостоятельная ветвь власти в системе трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Согласно Конституции судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и структура судебной системы
Понятие судебной системы 8
Структура судебной системы 12
Правовой статус судей 16
Глава 2 . Проблемы и перспективы современного развития судебной системы РФ
Проблемы современного развития судебной системы 25
Перспективы развития судебной системы 30

Основые выводы 37
Литература 39

Работа содержит 1 файл

КПРФ Судебная Система РФ.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

   Квалификационная  коллегия судей субъекта РФ формируется  по нормам представительства, установленным  федеральным законодательством. Судьи в состав квалификационной коллегии судей субъекта РФ избираются тайным голосованием на конференции судей в порядке, определяемом этой конференцией. Избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта РФ вместо выбывших в период между конференциями производится советом судей субъекта РФ.

   Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначаются  законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта РФ в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

   Представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначается Президентом  РФ.

   Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и  их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

   Полномочия  члена квалификационной коллегии судей  из числа судей могут быть досрочно прекращены либо по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного  проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей – соответствующим советом судей.

   Представителями общественности, представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях  судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами.

   Полномочия  Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ: рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения; объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ; осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов; присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей; знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий.

   Высшая  квалификационная коллегия судей РФ может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.

   Полномочия  квалификационных коллегий судей субъектов  РФ. Квалификационные коллегии судей  субъектов РФ:

   рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую  должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

   утверждают  состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

   объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих  федеральных судов с указанием  времени и места приема и рассмотрения документов;

   организуют  проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами  на вакантные должности;

   приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей  соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

   осуществляют  квалификационную аттестацию судей  соответствующих судов, а также  мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов;

   присваивают судьям соответствующих судов, а  также мировым судьям, председателям  и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

   дают  заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

   налагают  дисциплинарные взыскания на судей  соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети

Глава 2 . Проблемы и перспективы  современного развития судебной системы  РФ.

  1. Проблемы современного развития судебной системы.
 
 

    Можно выделить следующие проблемы в судебной системе РФ  

     Действительная, а не декларативная независимость  судей от любых влияний—проблема, которая рассматривается в контексте  соответствия общеевропейским правам человека. Без обретения судьей подлинной  независимости государство не может обеспечить подлинного правосудия и, следовательно, доверия общества к решениям суда.

     Председатели судов и руководители коллегий наделены чрезвычайными властно-распорядительными полномочиями. Повсеместно практикуется единоличное распределение ими дел, назначенных к рассмотрению, между судьями при полном отсутствии инструкций, содержащих критерии для предсказуемого распределения.

     Другая  проблема порождена острым дефицитом помещений в российских судах. Заслушивание гражданских, арбитражных, а порой и уголовных дел в кабинетах судей (куда доступ публике вообще заказан) стало уже почти нормой. Даже с формальной точки зрения такая практика может послужить поводом для отмены решений суда, так как процесс согласно законодательству должен носить открытый, гласный характер. Понимая, что международная норма «один зал судебного заседания на трех судей» едва ли может быть выполнена в России в ближайшем будущем, зарубежные эксперты считают первоочередной задачей обеспечить соответствующими помещениями мировых судей (этим прежде всего должны озаботиться местные власти) и предоставить отдельные залы кассационным судам.

     Низкий  уровень равенства процессуальных возможностей сторон и права на состязательное судопроизводство в отношении уголовных дел. То есть прокурор, представляющий государство в качестве обвинителя, должен обладать примерно равными правами с обвиняемым. Для осуществления этой задачи следует сделать максимально доступной бесплатную помощь адвоката и бесплатное юридическое представительство в суде, поддерживать любые другие формы бесплатной юридической помощи и юридического представительства (в качестве примера экспертами названы «юридические клиники», организуемые студентами-юристами; работа в таких клиниках могла бы явиться составной частью их юридического образования).

     Низкий уровень оправдательных приговоров, выносимых в российских судах, рассматривающих дела без участия присяжных заседателей. Такие приговоры составляют менее одного процента, что «поразительно отличается от статистики других государств — членов Совета Европы». Одна из предполагаемых причин сложившегося положения заключается, вероятно, в склонности судов придавать больший вес пояснениям и мнению прокурора, нежели доводам защиты, что противоречит принципу indubio pro reo и нарушает ст. 6 международной конвенции.

     Самого  пристального рассмотрения в контексте  проблемы защиты прав человека заслуживает  положение несовершеннолетних обвиняемых. эксперты подчеркивают, что располагают  достаточными свидетельствами, говорящими о незащищенности интересов указанной категории лиц. Они полностью поддерживают идею создания специализированных ювенальных судов и, в частности, проект Федерального закона «О судах по делам несовершеннолетних», прошедший к моменту работы над докладом первое чтение в Государственной думе. В законе предусмотрен особый подход к ребенку, обвиняемому в совершении преступления, учитывая его «возраст, степень зрелости, интеллектуальные и эмоциональные черты личности».

     Называя, как уже говорилось, самой болезненной  проблемой медленное отправление судопроизводства, можно выделить два основных способа ее решения: усовершенствование работы судебного механизма и улучшение организационной постановки дела в судах, главным образом первой инстанции.

     Основные резервы уменьшения падающей на суды нагрузки возможно изыскать в сфере внесудебного и досудебного разрешения споров. Значительную часть споров административно-правового характера, например, могли бы вполне эффективно разбирать органы по разрешению конфликтов, созданные в системе исполнительной власти. К тому же существует целый ряд так называемых бесспорных исков (они во множестве направляются в арбитражные суды), для рассмотрения которых могут использоваться внесудебные механизмы. Наконец, требуется сформировать органы, не входящие в судебную систему, способные разрешать споры с обоюдного согласия сторон и выносить обязательные для тяжущихся сторон решения. Такими органами могли бы стать действующий уже несколько лет третейский суд (закон о нем до сих пор еще не принят) или социальные конфликтные комиссии по образцу организованных в порядке эксперимента в Самарской области. В любом случае назрела необходимость принять в качестве одного из компонентов судебной реформы государственную концепцию развития «альтернативной юстиции», а идеей, определяющей законотворчество, следует признать содействие примирению сторон при разрешении спора во всех случаях, как в досудебной стадии, так и в судебном разбирательстве.

     Ускорить  прохождение дел в судебной системе могло бы создание специализированных судов: административных, ювенальных, пенитенциарных и др. Из ныне действующих к таковым относятся только военные и арбитражные суды. Кроме того, должна широко внедряться и специализация среди судей.

     Значительную  роль в загруженности судов играет несовершенство норм, заложенных в законах, которые в ряде случаев создают спорные ситуации искусственно, побуждая к инициированию исков, или, наоборот, не препятствуют подаче необоснованных исков. Наиболее ярким примером является закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.2002. Арбитражные судьи убеждены, что отдельные положения данного закона не только не содействуют его идее — развитию экономики, но порой прямо направлены против нее.

     С полным единодушием можно отмечают необходимость отмены института народных заседателей. Его контингент составляют в основном пенсионеры и безработные, не подготовленные юридически, а потому не способные ориентироваться в сложных правовых вопросах.

     Неоправданно  высокая степень отмены судебных слушаний (до 50 процентов) из-за неявки участников процесса — адвокатов, свидетелей или экспертов. Неэффективна практика вручения повесток. Судьи не располагают действенной возможностью наказывать не явившихся за неуважение к суду. Не разработана система соответствующих дисциплинарных мер в отношении адвокатов. Российские эксперты, соглашаясь с необходимостью ужесточения санкций, предлагают употреблять их в отношении любой стороны, если она, получив судебное уведомление, не предпримет процессуальные действия в установленные законом или судом сроки. В зависимости от обстоятельств к таким санкциям могут относиться: лишение права на процессуальные действия; решение о возмещении ущерба и компенсации издержек; наложение штрафа; отказ рассматривать заявление.

     К весьма серьезным недостаткам относится и жесткая регламентацию сроков рассмотрения дел вне зависимости от степени их сложности. Подобная ситуация может квалифицироваться как давление на судей, ибо побуждает их к скорейшему завершению судопроизводства. Результатом становятся жалобы на преждевременные и необоснованные решения, после которых дела вновь возвращаются в суды первой инстанции. Во избежание этого неоходимо ввести классификацию дел по степени сложности (стандартные, как свидетельствует практика, составляют 30–40 процентов, а сложные — не более пяти процентов), установив соответствующие сроки движения дел разных категорий.

     На  медлительность судебных инстанций  влияет и отсутствие четких формулировок в процессуальных кодексах, подмеченное  западными правоведами. Расплывчатость иных положений вызывает к жизни практику «переброски» дел от судов к следователям (по причине отсутствия достаточных доказательств), обжалование со стороны обвинения любых оправдательных приговоров (хотя такие приговоры выносятся крайне редко), нежелание кассационных инстанций принимать решения по существу, предпочитая возвращать дела в нижестоящие инстанции. Покончить с подобной практикой могло бы внесение в процессуальные кодексы определенных правил и указаний, препятствующих «переброске».

     Устранение  организационных недостатков в деятельности судов — также важный резерв повышения ее эффективности. Судья должен быть освобожден от несвойственных ему обязанностей не процессуального характера. Таков лейтмотив всех предложений на этот счет. В частности, необходимо освободить судью от приема исковых заявлений персонально (в настоящее время суды выделяют один день в неделю исключительно для «приема населения»), переложив эту обязанность на плечи помощников судей, а в более отдаленной перспективе — на специально подготовленных работников канцелярии. Каждый судья, занятый рассмотрением дел по первой инстанции, непременно должен иметь помощника, который бы находился только в его личном распоряжении и не отвлекался на другую работу (сейчас, как правило, на весь состав суда приходится не более одного помощника). Поскольку суды теперь имеют в своих штатах администраторов, именно к ним должны перейти все функции по организации и координации деятельности сотрудников суда.

Информация о работе Судебная система в России: проблемы современного развития