Современная издательская система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить современную издательскую систему России.
Задачи:
Изучить современную издательскую систему России.
Выявить место книжного дела в процессе демократизации общества.
Рассмотреть наиболее крупные книжные издательства России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Современная издательская система России 6
Глава II. Издательское дело в процессе демократизации общества 14
Глава III. Современные издательства России 18
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.60 Кб (Скачать)

 

Содержание.

Введение                                                                                                             3

Глава I. Современная издательская система России                                      6

Глава II. Издательское дело в процессе демократизации общества           14

Глава III. Современные издательства России                                               18

Заключение                                                                                                       26

Список литературы                                                                                         28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность:

В истекшем столетии объем выпуска  книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми.

Мировое книгоиздание располагает  развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции.

Сегодня читать любят немногие. Ведь информацию можно получить через интернет, введя в поисковик нужный запрос. А эмоции и впечатления предоставляют многочисленные телесериалы, боевики и триллеры. И все же читатели не перевелись.

При том, что число читателей  снизилось, резко возросло число  писателей. Профессия писателя переживает пик популярности. В писатели подались широкие массы - студенты и бизнесмены, домохозяйки и банкиры. Чем объясняется такая популярность, сказать непросто. Конечно, большую роль в этом явлении играет человеческое стремление легко разбогатеть - пример автора Гарри Поттера не дает покоя многим.

Лидером на издательско-писательском рынке является проза, причем наилучшие шансы у авторов фантастики, фэнтези и детективов, а также сентиментального любовного романа. Разумеется, чтобы издаться не за свой счет и даже что-то заработать, надо обладать легким пером, живым слогом, фантазией и писать на востребованные темы.

Одним словом, состояние отечественного книжного рынка практически отвечает мировым тенденциям, в том числе  тем, которые тревожат всех издателей без исключения. Например, прогрессирующее падение интереса к чтению и внедрение цифровых носителей текста (так называемые электронные библиотеки) отравляют жизнь не только нашим книгопечатникам, но и их зарубежным коллегам. Однако, как водится, у нас есть и свои, исключительно национальные трудности, которые позволили экспертам оценивать состояние российского книгоиздания если не как кризисное, то как находящееся в стагнации. Основные проблемы отрасли: угроза перепроизводства, попытки монополизации рынка, снижение тиражей.

Объект – современные издательства России.

Предмет – роль издательств в формировании культурного пространства страны.

Цель – изучить современную издательскую систему России.

Задачи:

  1. Изучить современную издательскую систему России.
  2. Выявить место книжного дела в процессе демократизации общества.
  3. Рассмотреть наиболее крупные книжные издательства России.

Методы научного исследования:

  1. Метод анализа опубликованных источников.

Изученность:

Данная тема изучается  давно, поскольку издательская деятельность возникла с изобретением письменности. Особый интерес к изучению темы возникает в начале ХХ века.

Хронологические рамки списка литературы охватывают период с начала 80-х годов по сегодняшний день.

Превалирующим типом издания  являются статьи. Авторы статей опубликованы в периодических профессиональных изданиях.

Представлены периодические издания – журналы «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Витрина» и «Библиотека». В данных периодических изданиях размещены статьи Даньшина И. [3], Кузнецов Б. [9], Майсурадзе Ю. [13-17].

Все издания можно разделить  на 2 группы. К первой относятся статьи о современной издательской системе России. Здесь представлены фамилии таких авторов как Аленичев В. [1], Ильницкий А.М. [5], Ленский Б.В. [11], Поройкова, О. [20]. Ко второй группе – статьи о современных издательствах России, это Комаров Е.И.. [7], Майсурадзе Ю. [17]. Соловьев В. [23].

Исходя из изученности, можно  выйти на структуру данной работы:

Введение, в котором описана  актуальность, цель и задачи курсовой работы;

Глава I. Современная издательская система России;

Глава II. Издательское дело в процессе демократизации общества;

Глава III. Современные издательства России;

Заключение, в котором  подводятся итоги курсовой работы;

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Современная издательская система России.

Несмотря на то, что книгопечатание начало развиваться в России спустя почти столетие после изобретения  Иоганна Гутенберга (первая точно  датированная русская печатная книга «Апостол» была выпущена в Москве в 1564 г.), наша страна быстро выдвинулась в число лидеров мирового книжного дела. Уже в начале XX столетия она занимала второе место в мире, уступая только Германии и опережая другие страны

Современная издательская система  сложилась в стране в последнее  десятилетие прошлого века. На ее структуру и особенности функционирования оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых является изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности. Правовой основой становления новой издательской системы стали важнейшие положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятого парламентом России в декабре 1991 г. и заменившего Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.), который утратил свою силу после распада Советского Союза. Демократизация сферы массовой информации и книгоиздания проходила на фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переход на рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка [4].

Серьезным фактором развития издательского бизнеса в этот период стало возрастающее развитие и применение новых информационных технологий. Правовые и экономические  аспекты книжного дела получили научно-технологическую  основу, что позволило буквально  за несколько лет проделать путь, на преодоление которого раньше понадобились бы десятилетия.

Наконец, формированию новой  издательской системы России в значительной степени способствовала глобализация информационного пространства, встраивание отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество. Это дало возможность изучать богатый международный опыт и более продуктивно использовать его в отечественной практике [5].

В результате действия упомянутых законов значительно расширились  возможности учреждения новых СМИ  и издательств, в связи, с чем  на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. К сегодняшнему дню количество организаций, прошедших соответствующую регистрацию, достигло почти 20 тысяч. Это вполне сравнимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это факт беспрецедентный, никогда в прошлом места не имевший в силу того, что осуществление постоянного тотального государственного, церковного, а впоследствии - партийного (КПСС) контроля за духовной жизнью общества и его отдельных слоев вела к стремлению иметь закрытую систему идеологических организаций, в том числе и книжного дела.

Конечно, как и в других странах, не все зарегистрированные издательские структуры одинаково  активно участвуют в книгоиздательском  бизнесе. Если принять в качестве критерия включения той или иной организации в издательскую систему выполнение ею требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» о представлении в Российскую книжную палату установленного числа обязательных экземпляров каждого выходящего издания, то получается, что активную деятельность на книжном рынке страны ежегодно ведет 5-6 тыс. издательств [5].

Если учесть, что до недавнего  времени в Российской Федерации  в составе СССР функционировало  немногим более 100 издательств, то можно  утверждать, что число реально действующих издательских структур на территории страны за 10 с небольшим лет возросло многократно. Серьезно изменилась топография их размещения. Количество городов, в которых сегодня работают те или иные книгоиздательские структуры, насчитывает более 300, причем во многих из них функционируют несколько десятков издающих организаций.

Вместе с тем следует  указать, что подавляющую часть  всего этого обилия издательских организаций составляют средние  и, преимущественно, мелкие предприятия, что, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны. Во всем мире совершается переход от массового маркетинга, ориентированного на гомогенизацию спроса, к групповому и от него - к индивидуальному, что в книгоиздании, например, находит воплощение в технологиях типа book-on-demand (изготовление книг по требованию) [4].

При этом нужно иметь в  виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По названиям он превышает 30%, а по тиражу составляет более двух третей всей книжной продукции. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, - АСТ, «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Эксмо-Пресс» - составляет около трети общего тиража по стране. Если добавить к ним еще семь издательских домов («Росмэн», «ИНФРА-М», «Фламинго», «Вагриус», «Панорама», «Радуга», «Рипол Классик»), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг [2].

В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности. Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила в 2002 г. около 75 % по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр превзошла 90%. Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России [11].

Как уже говорилось, действующая  сегодня в России издательская система  с самого начала формировалась как  рыночная, ориентированная главным  образом на то, что равноправными ее участниками являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие на основе единых правил, определяемых гражданско-правовым законодательством. Это коренным образом отличает ее от издательской системы советского периода, которая базировалась на административно-командном ресурсе и в которой само издательство было преимущественно идеологическим институтом, выполнявшим партийно-государственный заказ по выпуску определенного информационного продукта с заданными свойствами воздействия на потенциального читателя и ожидаемой обратной реакцией. Проблемы реализации этой продукции государство брало на себя, предоставляя соответствующие оборотные средства государственному же книготоргу для централизованной скупки и последующего распространения выходящей литературы [11].

В этих условиях и сама издательская система была ничем иным как государственным образованием. Огосударствление книгоиздания, начавшееся еще в конце 20-х годов прошлого столетия, привело к концу века к установлению тотального партийно-государственного управления и контроля за деятельностью всего издательского дела в стране. Поэтому важнейшей составной частью реформирования книгоиздания на демократической, рыночной основе стало разгосударствление ее, то есть трансформация из полностью государственной в преимущественно негосударственную. В настоящее время именно негосударственные структуры составляют основу издательской системы страны [20].

На долю государственных  издательств в 2002 г. приходилось  лишь около 3% выпуска книг и брошюр по числу названий (не считая ведомственной, нерыночной печатной продукции) и немногим более 10% суммарного тиража. При этом следует учесть, что подавляющее большинство из этих книг приходится на учебники, выпускаемые государственным издательством «Просвещение».

Информация о работе Современная издательская система России