Судебная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Судебная система Российской Федерации……………………………………………6
1.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации…………………..6
1.2. Суды общей компетенции (юрисдикции)………………………………………………8
1.2.1. Районный (городской) суд………………………………………………….....…..9
1.2.2. Мировой суд………………………………………………………………………10
1.2.3. Суды среднего звена системы общих (гражданских судов)…………………...12
1.2.4. Военные суды……………………………………………………………………..13
1.3. Верховный суд РФ………………………………………………………………………15
1.4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы……………………………...……..18
1.4.1. Высший арбитражный суд РФ…………………………………………………..20
1.4.2. Федеральные арбитражные суды округов……………………………………....21
1.4.3. Арбитражные суды субъектов РФ………………………………………………21
1.4.4. Иные арбитражные органы………………………………………………………23
1.5. Конституционный суд РФ. Конституционный суд субъектов РФ ………………….25
Глава 2. Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов………………………………………………………………………….......28
Заключение………………………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)
  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими сонеты судей.

     В соответствии с законом органы судейского сообщества:

  1. обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  2. проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  3. рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
  4. представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  5. избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов). По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

     Органы  судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. (К примеру, буть незаконным и необоснованным требование должностного лица какого – либо органа государственной власти о предоставлении какой – либо информации по рассматриваемому судьей делу). Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. Организационную деятельность органов судейского сообщества в соответствии со ст.31 Закона о судебной системе обеспечивает Судебный департамент Российской Федерации и входящие в его систему органы. Руководитель Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской федерации. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чипы и специальные звания. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

     Отдельного  рассмотрения требует статус судьи  Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок не допускается. В ст. 11 Закона дан перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Так, судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально  их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

     Гарантии  независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации приведены в ст. 13 Закона.

     Независимость судей Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, особым порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязанностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности, соответствующих его высокому статусу которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

       Должностное лицо, произведшее задержание  судьи Конституционного Суда  Российской Федерации на месте  преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд Российской Федерации, который в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в таковом. 
 
 
 
 

 

     Заключение

     Принцип осуществления правосудия только судом – главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

     Будет ошибкой сведение судебной власти к  суду как к учреждению, государственному органу (нередко говорят: "Судебная власть – это суд"). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уровня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судебных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встречающиеся рассуждения об "организации судебной власти", "об усовершенствовании структуры и организации такой власти" и т.п. Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, предприятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать. По существу, это полномочие, функция, но не ее исполнитель. Пользуясь театральной терминологией, вполне допустимо утверждать, что власть – это роль, но не актер. Довольно распространено также неоправданное стремление сводить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятельности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия, и наоборот. А кое-кто норовит поставить знак равенства между понятиями, с одной стороны, судебной власти, а с другой – судопроизводства. Такого рода заблуждения встречаются, пожалуй, чаще, чем отмеченное выше. С ними можно столкнуться при изучении не только литературных источников, но даже некоторых действующих законов, а равно решений высших судебных инстанций, считающихся архиавторитетными.

     Судебная  система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

     К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

     К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

     В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

     Отсюда  следует, что действующие в нашей  стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

 

     

Список  использованной литературы: 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года
  2. Федеральный Конституционный Закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999г. № 1
  3. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от  05 апреля 2005г. № 3
  4. Федеральный Конституционный Закон РФ ''О конституционном Суде РФ'' от 21 июля 1994г
  5. Федеральный Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 марта 2006г. № 36
  6. Федеральный Закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
  7. Указ Президента РФ от 26 февраля 2000г. №441 «О назначении судей районных судов»
  8. Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы: Учебник для ВУЗов.– М., 1996.
  9. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник.- М.: Юристъ, 2005
  10. http://www.arbitr.ru/ – сайт Высшего Арбитражного Суда РФ
  11. http://www.ksrf.ru/ – сайт Конституционного Суда РФ
  12. http://www.supcourt.ru/ – сайт Верховного Суда РФ

Информация о работе Судебная власть в РФ