Территориальное общественное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом варианте закона о местном самоуправлении

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие организационных основ местного самоуправления……………..4
2 Система и структура органов местного самоуправления………………….6
3 Модели организации местного самоуправления………………………….10
4 Территориальное общественное самоуправление………………………...14
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы………………………… …………………………………19

Работа содержит 1 файл

Организация местного самоуправления в РФWord.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

      Территориальная (районная) модель предполагает выделение района как единого муниципального образования, которому подчинены населенные пункты районного подчинения (волости, поселки). Преимуществом этой модели служит то, что более крупное муниципальное образование может располагать достаточным бюджетом, позволяющим ему решать проблемы входящих в него населенных пунктов. Не секрет, что в России сложилась целая сеть муниципальных образований, бюджет которых полностью определяется финансовыми вливаниями региональных властей, а некоторые так называемые муниципальные образования и вовсе не имели бюджета. К недостаткам рассматриваемой модели можно отнести низкую степень инициативности граждан организовывать на этом уровне полноценную работу в сфере самоуправления.

      При использовании поселенческой (волостной) модели статусом муниципального образования наделяется определенный круг административно-территориальных единиц (города, волости, сельсоветы), тогда как на уровне административного района или его подразделения создаются органы государственной власти на местах. Это обстоятельство связано с отсутствием на районном уровне представительных органов муниципальной власти. Таким образом, государственная власть на уровне субъекта федерации осуществляется сразу на двух уровнях: субъекта федерации и района. К несомненным преимуществам приведенной модели относится то, что власть муниципального образования в этом случае территориально больше приближена к населению, а потому и подконтрольна ей. Недостатком же этой модели является отсутствие возможности у малых территориальных образований иметь право на реализацию местного самоуправления. Так, в Тюменской области с приходом в 2000 г. нового губернатора, стал осуществляться постепенный переход от поселенческой модели к территориальной. Увеличение размеров муниципального образования путем объединения сельсоветов, по мнению разработчиков этой модели, должно способствовать усилению роли местного самоуправления.

      Двухуровневая модель — включает в себя наделение правами муниципального образования сразу двух субрегиональных уровней: районного и поселкового (внутри района), с соответствующим разделением между ними полномочий, собственности и доходов. Новая редакция ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» создает нормативно-правовую основу для развития именно этой модели. И хотя эта модель может рассматриваться также как разновидность административно-территориальной модели, однако сводить ее полностью к ней некорректно. Все приведенные выше модели являются возможными лишь при условии совпадения административно-государственного и муниципального типов устройства территории, когда соответствующие этим уровням органы власти закрепляются в официально признанных и исторически сложившихся границах. Гораздо более сложной представляется имеющаяся в России практика создания специальных управленческих округов, создаваемых в обход сложившихся административно-территориальных единиц и призванных усилить контрольные функции со стороны региональных властей на территориях муниципальных образований. В русле этой практики сложились два варианта: создание особых округов, не совпадающих с границами муниципальных образований, где назначаются уполномоченные главами регионов лица для проведения политики субъекта федерации, и объединение муниципальных образований в рамках ассоциаций с последующим наделением вновь образуемой общности статусом муниципального образования.

      В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления», «территория субъекта РФ, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями». [3]

      Поселение формируется на исторически сложившихся землях отдельных населенных пунктов с включением в его состав прилегающих к нему земель общего пользования, рекреационных зон и земель для развития поселения. Территории всех поселений, кроме территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Очертания поселения должны иметь строгий и признанный характер: внутри него не может находиться никакого другого поселения, а его границы не должны пересекаться границами других населенных пунктов. А границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения. Что касается территории городского округа, то он не входит в состав муниципального района, составляя самостоятельный субъект хозяйствования, наделенный развитой социальной, транспортной и иной инфраструктурой для решения вопросов местного значения.

      Следует отметить, что сложившаяся в России двухуровневая модель сформировалась под влиянием двух факторов: масштаба территории и характера административно-территориального устройства, в соответствии с чем именно на районном и поселенческом уровнях исторически сформировались устойчивые формы самоорганизации населения. При этом, в отличии от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г., новый закон строго разграничивает сферы ответственности между двумя уровнями местного самоуправления.

      Особые  полномочия законом передаются на уровень  территориального общественного самоуправления, обладающего особым статусом в структуре органов местного самоуправления. Главное отличие в статусе органов местного самоуправления от территориального общественного самоуправления состоит в том, что верхний уровень местного самоуправления располагает статусом публичной власти и имеет право призвать к ответственности граждан, руководителей организаций, органов власти за неисполнение муниципальных правовых актов, тогда как нижний, получая полномочия органа территориального общественного самоуправления, действует сугубо в рамках переданных ему органами местного самоуправления полномочий и собственного устава. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Территориальное общественное самоуправление

      В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», население имеет право в учреждении территориального общественного самоуправления.

      «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения». [3]

      Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

      В соответствии с уставом муниципального образования, указанные органы могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъекта РФ, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Территориальное общественное самоуправление (далее  — ТОС) является одной из форм самоорганизации населения на территориальном микроуровне и ориентировано на создание устойчивых сообществ горожан, учрежденных по территориальному принципу.

      Основная  цель ТОСов заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории, для защиты их прав и интересов. Формой реализации этой цели является организация специальных административных органов, ответственных за решение текущих вопросов территориального значения и взаимодействие с местными органами власти.

      Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания специальных органов территориального общественного самоуправления. Границы территории, на которой оно осуществляется, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Оно может осуществляться в пределах следующих территориальных зон проживания граждан:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением.

      Органы  территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

      Являясь, в соответствии с уставом, юридическим лицом, территориальное общественное самоуправление подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

      Собрание  граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

      Конференция граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

      К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

  1. установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
  2. принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
  3. избрание органов территориального общественного самоуправления;
  4. определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
  5. утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
  6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

      «Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования». [9,c.154]

      К основным направлениям работы ТОС можно  отнести следующие:

    • привлечение населения к участию в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению прилегающей территории, охране общественного порядка;
    • проведение общественных работ на самоуправляемой территории;
    • организация досуга населения, содействие развитию народного творчества, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;
    • создание условий для организации воспитания, занятости и досуга молодежи;
    • защита всеми доступными средствами конституционных прав и свобод граждан, оказание помощи социально незащищенным слоям населения.

      В соответствии с решением представительного  органа, муниципалитет имеет право передать часть своих полномочий на уровень территориального общественного самоуправления, если они не возложены на них законом или приписаны Уставом к исключительному ведению представительного органа. Полномочия могут быть переданы на основе заключенного договора, одной из сторон которого выступает структурное подразделение администрации, а другой является зарегистрированный орган ТОС. ТОС лишено статуса органа публичной власти, хотя и может выполнять полномочия органов муниципального самоуправления на основе прямого их делегирования. Вызванный исключительно инициативой граждан, орган ТОС волен свободно определять зоны своей ответственности, структуру управления, перечень рассматриваемых вопросов и пр. Правовую базу развития ТОС составляет устав. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

    1. территория, на которой оно осуществляется;
    2. цели, задачи, формы и основные направления деятельности;
    3. порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
    4. порядок принятия решений;
    5. порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
    6. порядок прекращения территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

      К сожалению, несмотря на стремительное  распространение территориального общественного самоуправления, произошедшее в России за последние десять лет, общественный статус этих организаций остается невысоким.  
 
 

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление