Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Двадцатый век оставил в истории человечества не только свидетельства его безумия – мировые войны, вооруженные конфликты, но и именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности

Содержание

Введение……………………………………………………………….………...3
Глава 1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………………………………………….........….5
1.1. Механизм защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………………..……………..………....5
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………….….….10
Глава 2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав граждан………………….…….…………………14
2.1. Правовое положение и направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………..14
2.2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав граждан……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

Еще до принятия данного  федерального конституционного закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченного по правам человека - известного правозащитника, ныне директора Института прав человека, С.А. Ковалева, который находился в этой должности с 17 января 1994 г. до 10 марта 1995 г. Но уже тогда велась активная подготовка проекта закона. Из-за разногласий между Государственной думой и Советом Федерации принятие закона затянулось на год. 17 апреля 1996 года он был принят Государственной Думой в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил. Главное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать региональное представительство было заменено правом субъектов самим учреждать данную должность, которая финансировалась бы из средств бюджета субъекта Федерации. Поэтому, учитывая федеральный характер устройства российского государства в проект федерального конституционного закона была внесена норма следующего содержания: «В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации»11.  И, наконец, с учетом замечаний Совета Федерации закон был подписан президентом и с 4 марта 1997 года официально вступил в силу. В мае 1998 года на данную должность был избран депутат Государственной Думы О.О. Миронов, которого 13 февраля 2004 года в связи с истечением срока деятельности на должности по назначению Государственной Думы сменил В. П. Лукин.

Как следует из текста закона, данный институт был создан в целях  соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами прав и свобод граждан, обеспечения гарантий их государственной защиты. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав  и свобод гражданина, не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивает защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Данное положение закона не случайно, так как уполномоченный – это не альтернативный, а дополнительный (субсидиарный) способ правообеспечения, который ни в коей мере не посягает на полномочия и сферу юрисдикции других органов государства, разрешающих жалобы и споры граждан с административными органами.     

Что же касается необходимости  существования данного института, то полемика по этому вопросу уже  существенно пошла на убыль по сравнению с началом 90-х годов, когда этот вопрос остро стоял на повестке дня. Сейчас не возникают вопросы, нужен он или нет – прошедшее время подтвердило необходимость его существования, сегодня все больше задаются вопросы, в каком направлении должно идти дальнейшее развитие данного, нового для России, института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность Уполномоченного  по правам человека

в Российской Федерации по защите прав граждан.

2.1. Правовое положение и направления деятельности

Уполномоченного по правам человека

в Российской Федерации.

 

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  назначается на должность и освобождается от исполнения своих обязанностей Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2)12. Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко13. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсман представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации.

В соответствии с действующим российским законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Основными направлениями  деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  являются:

- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

- анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие международного сотрудничества в области прав человека;

- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

- подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

- выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

- обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

- обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

- информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

- направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Помимо прямо предусмотренных  Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции. Так, Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе двухсторонних соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.

Подготовка ежегодных  докладов о деятельности, а также  специальных докладов доведение  их до сведения должностных лиц и  широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

В 1998-2000 гг. Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации были направлены также четыре специальных доклада Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей действительности, где систематически нарушаются права человека:

- О нарушениях прав  граждан, страдающих психическими  расстройствами;

- О нарушении уставных  правил взаимоотношений между  военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;

- О конституционном праве  на свободу передвижения, свободный  выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации;

- О нарушениях прав  граждан сотрудниками Министерства  внутренних дел Российской Федерации  и уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской федерации  выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

Основная масса дел, связанных  с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

У граждан есть также возможность  обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по "горячей телефонной линии" и получить необходимые консультации.

Важной формой работы, позволяющей  получить "из первых рук" представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы "выездных приемных" в тех субъектах Российской Федерации, откуда поступает наибольшее количество жалоб. В 2000 году Уполномоченный лично посетил многие регионы Российской Федерации, в том числе Чеченскую Республику и другие районы Северного Кавказа, непосредственно примыкающие к зоне вооруженных столкновений в Чечне, отдаленные северные территории, включая Чукотский автономный округ.

С начала деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации (с мая 1998 года) к нему поступило свыше 52 тыс. жалоб и обращений граждан14.

Уполномоченному поступает  корреспонденция практически из всех субъектов Российской Федерации, из государств-участников Содружества  Независимых Государств и стран  Балтии, из государств дальнего зарубежья.

Жалобы и обращения  граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Наибольшее число жалоб (более 40 процентов) связано с уголовной проблематикой. Около 12 процентов обращений касаются вопросов гражданского права и жилищного законодательства, 9 процентов - трудовых отношений, 6 процентов - социальных и пенсионных проблем, около 5 процентов - нарушений в области конституционных процедур и административного права. Письма военнослужащих, а также членов их семей составляют чуть более 4 процентов, жалобы от беженцев и вынужденных переселенцев - около 2 процентов, 1 процент обращений посвящен вопросам международного права, 7 процентов - другим проблемам.

Значительное место в  деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению  в сфере прав человека, форм и  методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Уполномоченный оказывает  консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное  право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Деятельность Уполномоченного  по правам человека 

в Российской Федерации по защите прав граждан.

 

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать институт Уполномоченного жизнеспособным, ибо отказ от подобной нормы может обернуться лавинной обращений граждан к Уполномоченному, что парализует его деятельность15.  Российский омбудсмен не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека