ФКЗ об Уполномоченном по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

Особое место в правоообеспечивающем законодательстве России занимает Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В соответствии с его положениями Уполномоченный - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Работа содержит 1 файл

Аналитич. справка - ФКЗ об уполномоченном по правам человека.doc

— 54.00 Кб (Скачать)


 

РЕФЕРАТ

по курсу

«Конституционное право РФ»

 

на тему

«ФКЗ об Уполномоченном по правам человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 г.


Введение

«Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека». [1]

Конституция Российской Федерации как Основной Закон признает общепринятые принципы и нормы международного права составной частью правовой системы России и отдает международным договорам приоритет перед внутренним законодательством. Таким образом, данные принципы и нормы, прежде всего касающиеся прав и свобод человека и гражданина, берутся за основу, в первую очередь, законодательными органами Российской Федерации, что ставит Россию на один уровень с наиболее развитыми и цивилизованными странами мира. За последние годы была принята целая серия важных нормативно-правовых актов, регламентирующих и защищающих права человека. Среди них — новый Уголовный кодекс (1.01.1997 года с редакцией от 29.12.2010 года), ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (21.07.1994 года с редакцией от 28.12.2010 года), ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (20.08.2004 с редакцией от 29.12.2009).

Особое место в правоообеспечивающем законодательстве России занимает Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В соответствии с его положениями Уполномоченный - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является одной из основных тенденций развития демократического правового государства. Важность данного института обуславливается необходимостью защиты граждан от неправомерных действий органов управления. Институт Уполномоченного по правам человека представляет собой особое публично-правовое установление, в сферу деятельности которого входит: способствование восстановлению нарушенных прав, совершенствование законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина(приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права), развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвящение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

История создания, предпосылки, развитие института уполномоченного по правам человека в России

История появления такого феномена, как институт уполномоченного по правам человека, берет свое начало в Швеции в первой четверти XIX века. 1 марта 1809г. парламентом скандинавской страны был назначен первый  Уполномоченный по правам человека, или омбудсмен, что в переводе со шведского означает «защитник чьих-либо интересов». В его компетенцию входило рассмотрение жалоб граждан на несоблюдение законов и нарушение их администрацией.

Долгое время шведский институт уполномоченного по правам человека являлся уникальным в своем роде, так как идея его создания не принималась другими странами. Однако в начале XX столетия страны Северной Европы решили последовать примеру Швеции и перенять этот ценный опыт. В 1919г. должность Омбудсмена появляется в Финляндии, в 1952г. в Норвегии и в 1953г. в Дании. С течением времени идея института уполномоченного по правам человека распространилась и за пределы Европы, и первым неевропейским государством, учредившим данный пост в 1962г., стала Новая Зеландия. Активное распространение этого феномена во всем мире началось после Второй Мировой войны в связи с острой необходимостью обеспечения защиты граждан. Принятие важных международно-правовых документов в области прав человека, например Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г., также внесло немалый вклад в развитие института Уполномоченного по правам человека. Уже к 1983г. должность Омбудсмена существовала в 21 стране, к 1997г. в 87, а летом 2004г. 122 странах мира.

В России идея создания института уполномоченного по правам человека начала всерьез обсуждаться лишь в начале 90х годов. До этого данный институт различных стран лишь описывался и анализировался в научных работах, постепенно приобретая популярность в сфере научной литературы.

Первый шаг к созданию и узакониванию  должности Омбудсмена был предпринят 22 ноября 1991г. при принятии Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ. Согласно этому документу предусматривалось создание должности Парламентского Уполномоченного по правам человека, который подотчетен парламенту, назначается сроком на пять лет и обладает такой же неприкосновенностью, как и народный депутат. Однако появлению этой должности помешало серьезное противостояние между Президентом и Верховным Советом. Закон так и не был принят.

Следующее упоминание об Уполномоченном по правам человека нашло своё отражение в Конституции 1993г., где в ст. 103 к ведению Государственной Думы отнесено «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом».

Несмотря на то, что сам федеральный конституционный закон появился только 26 февраля 1997г., сам Уполномоченный появился намного раньше. Первым Омбудсменом в России стал известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев, который уже с сентября 1993г. возглавлял Комиссию по правам человека при Президенте РФ. Появление Уполномоченного лишь подчеркнуло острую необходимость принятия федерального закона, что однако блокировалось фракциями в Государственной Думе, которые не поддерживали кандидатуру Ковалева. В марте 1995г. правозащитная деятельность Ковалева была прекращена.

Федеральный конституционный закон был принят во время второго думского созыва 25 декабря 1996г, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997г., подписан Президентом 26 февраля и вступил в силу 4 марта 1997г.

Второй Уполномоченный по правам человека был избран уже в 1998г. после проведения рейтингового голосования. Им стал член коммунистической партии Олег Орестович Миронов. Изначально его кандидатура на роль Омбудсмена вызывала большие сомнения у правозащитников, ведь он являлся приверженцем коммунистической идеологии, но Миронову удалось заслужить авторитет в обществе.

В настоящее время третьим Уполномоченным по правам человека в России является заместитель председателя партии «Яблоко» Владимир Петрович Лукин, который в 2009г. был переизбран на второй срок по предложению Президента Дмитрия Медведева.

Основные положения закона. Направления деятельности Уполномоченного по правам человека.

     Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года. Данный нормативный документ состоит 5 глав и 44 статей. Он определяет порядок назначения на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

В соответствии с вышеупомянутым ФКЗ, Уполномоченным по правам человека может быть назначен только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. В ряде стран обязательным требованием к кандидату на данную должность является обязательное наличие профессионального юридического образование. Российский же закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности. Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа ее депутатов тайным голосованием. Деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги(5 лет).

Основной обязанностью Уполномоченного по правам человека, закрепленной в ФКЗ, является рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Для выполнения своих обязанностей Уполномоченный наделен достаточно большим спектром прав:

     Он вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

     Запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

     Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих;

     Проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

     Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях и некоторые другие.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в России являются:

- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

- анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие международного сотрудничества в области прав человека;

- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

- подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, Генеральному прокурору РФ;

- выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;

- обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

- обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;

- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

- информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;

направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека - не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Материальное и финансовое обеспечение российского омбудсмена находится на крайне низком уровне. Аппарат не раз подвергался реорганизации и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько в Польше (130 человек), где значительно меньше населения, чем в России. Кроме того, предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе, т.е. рядовые граждане, по сути, никак не могут влиять на процесс выбора.

В ст. 3 ФКЗ также указывается, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на недостаточную пока еще развитость института Уполномоченного по правам человека в РФ, само его введение - важный шаг России на пути создания правового государства.

Заключение

Появление, развитие и становление института Уполномоченного по правам человека несомненно характеризует переход общества в целом на качественно новый уровень развития. Потребность в подобном феномене объясняется  тем, что существующие институты не удовлетворяют решению всех задач и возникает необходимость дополнительной защиты граждан от административного произвола.

Информация о работе ФКЗ об Уполномоченном по правам человека