Вещное право: виды и общее положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Вещное право - имущественное абсолютное закрепленное законом право: 1) объектом которого является индивидуально-определенная вещь или вещные права, связанные с этой вещью; 2) выражающееся в наличии у правообладателя правомочий владения, пользования и распоряжения, всех вместе или по отдельности, в полном объеме или частично;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА I Общие положения о вещном праве…………………………9

Понятие Вещного права…………………………………………….9
Признаки Вещного права…………………………………………..20
ГЛАВА II Виды Вещного права………………………………………30

Право землепользования…………………………………………..40
Право хозяйственного ведения……………………………………46
Право оперативного управления………………………………….54
Другие вещные права……………………………………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..79

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………..82

Работа содержит 1 файл

Вещное право.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

    Землепользование  по срокам бывает постоянным (бессрочным) и временным. Право постоянного землепользования предоставляется: крестьянским (фермерским) хозяйствам; лицам, владеющим зданиями и сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; государственным и негосударственным юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и лесохозяйственное производство лицам, осуществляющим землепользование на землях, особо охраняемых природных территорий, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст.40 Указа).

    Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 3-х лет) или долгосрочным (от 3 до 99 лет). Негосударственные землепользователи вправе осуществлять временное землепользование возмездно или безвозмездно, а государственные землепользователи только возмездно и лишь с согласия собственника. Право землепользования возникает путем:

  1. наделение лица правом  землепользования непосредственно государством (первичные землепользователи);
  2. наделение лицом права землепользования другим землепользователям (вторичные землепользователи);
  3. перехода прав землепользования в порядке универсального правопреемства, а именно: наследование по закону или при реорганизации юридического лица. Предоставление, передача и переход права землепользования должны осуществляться с учетом целевого назначения земли.

      Объектом права землепользования  являются земельные участки, предоставленные  в установленном законодательством  порядке отдельным землепользователям. Земельный участок как объект  права имеет определенные размеры,  точное местонахождение и внешние границы.

    По  своему правовому режиму земельные  участки как объекты права  землепользования отличаются друг от друга в зависимости от их  хозяйственного назначения, целевого использования, субъектов землепользования, видов права землепользования  (постоянное и временное, отчуждаемое и неотчуждаемое, приобретаемое возмездно и безвозмездно). Кроме того, своеобразным объектом землепользования является земельная доля в общем землепользовании. Земельная доля - это количественно определенная доля участия вместе с другими лицами в правах и обязанностях на земельный участок, выделение которой может быть произведено в случаях и условиях, установленных законодательством.

    Содержание  землепользования определено в п.2 ст.195 ГК РК. Имеются особенности в правомочиях на право землепользования в зависимости, кто является обладателем права землепользования.

    Государственные землепользователи, обладающие землей на праве хозяйственного ведения  имеют право владения и пользования  земельным участком, лишь в пределах целевого назначения предоставленных ему земель, указанных в актах.

    Землепользователи, обладающие землей на праве оперативного управления, также владеют и пользуются земельным участком, но правомочия распоряжения находятся как у  государства, так и у негосударственных юридических лиц, которые являются собственниками. Так, государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащие ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога. Государственный землепользователь может сдать принадлежащий ему земельный участок в долгосрочную аренду лишь с согласия государства в лице уполномоченного органа, а сдача принадлежащего ему земельного участка во временное безвозмездное землепользование вообще не допускается, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке служебного надела. Что же касается граждан и негосударственных юридических лиц, получивших земельные участки под строительство производственных и не производственных объектов, то они обладают более широкими правами. Как и собственник, они имеют правомочия владения, пользования и распоряжения. Согласно ст.ст.43,44 Указа "О земле", они могут без какого - либо разрешения государственных органов распоряжаться своим правом землепользования, как-то: продавать, дарить, сдавать во временное землепользование, сдавать в залог, вносить в качестве взноса в уставные капиталы хозяйственных товариществ или взноса в имущество кооперативов, в том числе с  иностранным участием, а также совершать в отношении этого права иные сделки, не запрещенные законодательством. Землепользователь вправе использовать по своему усмотрению и без необходимости получения каких - либо разрешений все, что находится над и под поверхностью этого  участка, если такое использование не нарушает права других лиц или государства, в том числе права на недра, воды, леса и воздушное пространство (ст.14 Указа). Вещные права на земельный участок распространяются на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, лесные насаждения.

    Прекращение права землепользования допускается  по основаниям, предусмотренным законом  и договором. Согласно п.1 ст.60 Указа "О земле", право землепользования прекращается при:

  1. отчуждении земельного участка землепользователем другим лицам;
  2. отказе землепользователя от права землепользования;
  3. утрате права землепользования и иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

    Для отказа от права землепользования закон предусматривает определенный порядок. Так, для отказа необходимо, чтобы землепользователь об этом объявил, либо совершил ряд действий, определенно свидетельствующих об их устранении от принадлежащих ему прав на земельный участок без намерения сохранить это право (Например, отъезд, длительное неиспользование и т.д.). В данном случае участок принимается на учет как бесхозяйное имущество. По истечении 3-х лет со дня взятия на учет как бесхозяйное имущество такой земельный участок по требованию исполнительного органа на основании решения суда возвращается в государственную собственность. Отказ от права землепользования не влечет прекращения прав и обязанностей землепользователя в отношении земельного участка до момента приобретения права землепользования на данный участок другим лицом. Как общее правило, изъятие (выкуп) земельного участка у землепользователя не допускается. Однако, законом предусмотрены определенные случаи когда это возможно:

  1. Обращения взыскания на земельный участок по обязательствам землепользователя. Причем, право землепользования прекращается с момента возникновения права землепользования у лица, к которому это право переходит в порядке, предусмотренным законодательством;
  2. Изъятие (выкуп) у землепользователя земельного участка для государственных надобностей. Условие и порядок изъятия (выкуп) земельных участков определяются по правилам статей Указа "О земле" и постановлением Правительства;
  3. Изъятие у землепользователей земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства;

    4. Конфискация.

    В случаях, предусмотренных законодательными актами, земельный участок может  быть безвозмездно изъят у землепользователя в судебном порядке в виде санкции за совершенные преступления. Договорной порядок прекращения права землепользования возможен в случаях:

  1. истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
  2. досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора временного безвозмездного землепользования;
  3. прекращение трудовых отношений, в связи с которыми землепользователю был предоставлен служебный земельный надел.
 

    2.2 Право хозяйственного ведения 

    Трансформация права государственной собственности  в отношении передаваемого государством собственникам имущества, юридическому лицу, происходит на основе вещных прав - права оперативного управления казенных предприятий.

    Государственные предприятия наделяются имуществом для участия в товарно-рыночных отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Самостоятельность в данном значении связана с наделением правами юридических лиц, понимаемыми в широком смысле как возможность от своего имени и за своей ответственностью участие в различных отношениях.

    Общие положения о государственных предприятиях содержаться в ст.ст. 102-104 ГК РК и специальном Законе "О государственных предприятиях". Гражданский кодекс определяет предприятие как объект прав (ст.119 ГК РК). В то же время на основе ст.ст. 34,36 ГК РК следует, что государственное предприятие как субъект права хозяйственного ведения или права оперативного управления является юридическим лицом.

    Согласно  закону, юридические лица - это прежде всего "организация", которая имеет  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету(ст.33 ГК РК). С категорией вещных прав связано наличие такого относительного признака, как имущественная обособленность.

    Имущественная обособленность - важнейший признак  юридического лица и выражается в  обладании или вещных прав на имущество: право собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления.

    Степень обособления юридического лица различна и зависит от формы собственности на это имущество (государственной и частной). Если это государственное коммерческое предприятие, то имущество закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия) и этим обособленно от имущества других предприятий.

      Признаки имущественной обособленности  предприятий являются самоокупаемость и самостоятельный бухгалтерский баланс. В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители могут сохранять обязательства или вещные права. В отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения  и оперативного управления, его учредители сохраняют право собственности.

    Субъектом права хозяйственного ведения является государственное предприятие, осуществляющее свою деятельность на базе государственной  собственности.

    К государственным предприятиям относятся:

    1. основанные на праве хозяйственного ведения;

    2. основанные на праве оперативного  управления (казенное предприятие).

    В зависимости от вида государственной  собственности государственные  предприятия можно классифицировать на такие категории:

  1. предприятия, находящиеся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия;
  2. предприятия, находящиеся в коммунальной собственности - коммуникационные государственные предприятия.

    Вещному праву - праву хозяйственного  законодатель  придал унитарный характер, наделив им лишь государственные предприятия.

    "Право  хозяйственного ведения" означает "утрату" собственником правомочий  владения пользователя, возможно  даже частично, распоряжения в  отношении передаваемого имущества,  в части, обусловленный административным актом.

    Тем самым, само государство ограничивает себя как собственника в рамках им на установленное правонарушение.

    Право хозяйственного ведения выражается в двух самостоятельных, хотя и неразрывно связанно, правоотношениях. Для отношений  с органами государства характерны отношения власти и подчинения (п.п.45 ст.ст.102-104 ГК РК), а для отношений с другими лицами – гражданско-имущественные правомочия. Рассматриваемая первая группа правоотношений, в которых и в качестве управомоченного, и в качестве обязанного лица участвуют определенные конкретные субъекты: государство  как учредитель данного предприятия и предприятие как юридическое лицо, несущее перед ним определенные обязанности. Однако данный вид правоотношений нельзя назвать гражданско - правовым обязательством, характерным для которого является равенство сторон. Особенно ярко это проявляется на примере казенных предприятий, создаваемых лишь на основе административных полномочий властных органов.

    Вторая  группа правоотношений - право хозяйственного ведения имеет абсолютный характер, поскольку управомоченному субъекту - государственному предприятию как юридического лица, обладателю вещных прав противостоят все другие лица, обязанные воздерживаться от нарушения правомочий хозяйственного ведения. Гражданским кодексом предусмотрено, что учреждением предоставлена возможность заниматься деятельностью  приносящей доходы. Доходы полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Информация о работе Вещное право: виды и общее положение