Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это изучение видов юридической ответственности за нарушение прав потребителей.
Задача данной работы состоит в глубоком изучении основных понятий, детальном рассмотрении видов ответственности за нарушение прав потребителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей……..6
2. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей ……………..…12
3. Административная ответственность за нарушение прав потребителей……….19
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

Особенностью потребительского договора является то, что в большинстве  случаев он заключается путем  присоединения гражданина-потребителя  к договору в целом. Нормы о  договоре присоединения, закрепленные в ст. 428 ГК РФ, по отношению к принципу свободы потребительского договора выступают в двух аспектах. С одной стороны, положения п. 1 ст. 428 ГК РФ, определяющие понятие договора присоединения, предоставляют хозяйствующему субъекту возможность в полной мере реализовать указанный принцип, а именно заранее разработать условия потребительского договора, изложить их в формуляре и предложить гражданину-потребителю заключить потребительский договор путем присоединения к таким условиям в целом. Таким образом, хозяйствующий субъект фактически на законном основании может включить в потребительский договор недобросовестные (несправедливые) условия, так как особенностью данных условий является то, что они в явной форме не противоречат закону, но в конкретной ситуации могут лишать гражданина-потребителя прав, обычно предоставляемых по аналогичным потребительским договорам такого вида, исключать или ограничивать ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение потребительских обязательств и т.п. Одновременно это предполагает существенное ограничение свободы потребительского договора для гражданина-потребителя как присоединяющейся стороны - исключение возможности участвовать в формировании условий заключаемого потребительского договора.

В подп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и ст. 428 ГК РФ законодателем даны общие оценочные признаки недобросовестных (несправедливых) условий, в частности "невыгодные", "явно обременительные" условия. Данная трактовка недобросовестных (несправедливых) условий не способствует широкому применению указанных норм. Фактически отсутствует практика применения судами ст. 428 ГК РФ в качестве основания для изменения или расторжения потребительского договора, содержащего недобросовестные (несправедливые) условия. Задача легализации категории недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора будет успешно решена путем законодательного закрепления общего принципа добросовестности.

2 Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей

В настоящее время  наиболее эффективна, с точки зрения самого потребителя, уголовная ответственность. Она позволяет применять более  строгие санкции к нарушителям, чем в случае привлечения их к административной и гражданской ответственности. Меры административной и гражданской ответственности в виде минимальных штрафов и неустоек не выполняют в полной мере карательной и превентивной функций. Виновные лица вновь и вновь нарушают права потребителей. Целям предупреждения и пресечения подобных нарушений, а также восстановления социальной справедливости наиболее отвечает уголовная ответственность, особенно применение санкций "экономического" характера.

 Уголовная ответственность  наступает за преступления, поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности.

Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Уголовном кодексе РФ.

В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием для возникновения уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Согласно УК РФ лицо может быть признано виновным в совершении преступления и нести уголовную ответственность только в том случае, если совершенное им деяние прямо предусмотрено одной из норм Особенной части уголовного законодательства.

На потребительском  рынке совершается большое количество преступлений. К наиболее распространенным относятся следующие: мошенничество (ст. 159 УК); причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238).

 В частности, ст. 237 УК РФ предусматривает ответственность  за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

В свою очередь, в ст. 238 УК РФ предусмотрена ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, за выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Диспозиция ст. 238 УК РФ позволяет выделить:

объект преступления: не только здоровье населения, но и  отношения в сфере торговли, работ  и оказания услуг, обеспечивающие права потребителей;

предмет преступления: товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям  безопасности жизни или здоровья потребителей, а также официальные  документы, неправомерно удостоверяющие соответствие указанных товаров (работ, услуг) требованиям безопасности.10

Самые распространенные - случаи совершения мошеннических посягательств, связанные с хищением денежных средств граждан. Приведем пример из судебной практики. С июня 2000 г. по июль 2003 г. Р., являясь индивидуальным предпринимателем и осуществляя торгово-закупочную деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации, незаконно завладел денежными средствами граждан путем обмана и злоупотребления доверием под видом установления гражданско-правовых обязательств займа. При этом Р. убеждал потерпевших, что является добросовестным заемщиком, а деньги ему нужны для развития коммерческой деятельности. Всего им было похищено 398500 руб. Преследуя цель введения в легальный финансовый оборот незаконно находящихся у него денежных средств, он приобрел на эти средства личный автомобиль. Действия Р. были квалифицированы судом по ч. 2 ст. 159 (8 эпизодов) и ч. 1 ст. 174.1 УК РФ.

К основным видам наказаний, предусмотренных  уголовным законодательством за нарушение прав потребителей, отнесены: штраф, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из важнейших прав потребителя является право на получение  товаров, результатов работ и  услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о продукции (ст. 4 Закона).

Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245 Гк) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать  условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым  требованиям.

Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.

1. Закон в отличие  от ГК на первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов. Законом РФ от 28 мая 1992г. "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и “Закона о защите прав потребителей”. В законе РФ “О поставках продукции и товаров для государственных нужд” зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент, зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.

2. ГК отсылает обычно  предъявляемым требованиям в  тех случаях, когда требования  о качестве договором вообще  не предусмотрены (существенное  условие). Закон предал обычно  предъявляемым требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.

3. Закон дополнительно  ввел новый критерий информация  о продукции - критерий качества. Специфическим правом потребителя  в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг. Согласно Закону (ст. 23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ. Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен. Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск. Безопасность товаров (работ, услуг).

Введенный в действие на территории РФ закон “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.

Указанные законы предусматривают  обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для  здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

Закон “О защите прав потребителей” (ст. 5) устанавливает, что потребитель  имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и  транспортировке были безопасны  для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования, которые должны это обеспечивать.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель) . это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

Закон требует не только довести до сведения потребителя  специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока) , необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.

Введенный в действие на территории РФ закон “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.

Указанные законы предусматривают  обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для  здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

Закон “О защите прав потребителей” (ст. 5) устанавливает, что потребитель  имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и  транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования, которые должны это обеспечивать.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

Закон требует не только довести до сведения потребителя  специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.

Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные  ему полномочия в закрепленной области  или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.

Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально-исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.

Информация о работе Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей