Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это изучение видов юридической ответственности за нарушение прав потребителей.
Задача данной работы состоит в глубоком изучении основных понятий, детальном рассмотрении видов ответственности за нарушение прав потребителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей……..6
2. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей ……………..…12
3. Административная ответственность за нарушение прав потребителей……….19
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

Суд первой инстанции  действия предпринимателя квалифицировал по части первой ст. 14.4 КоАП РФ, т.е. за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Федеральный арбитражный  суд Северо-Западного округа при рассмотрении кассационной жалобы по данному спору указал, что с выводом суда первой инстанции о том, что предприниматель, являющийся продавцом, реализующим товары непосредственно населению, не является субъектом ответственности по части первой ст. 19.19 КоАП РФ, согласиться нельзя.

По мнению ФАС СЗО, совершенное предпринимателем правонарушение посягает на режим государственного регулирования качества продукции, т.е. на нарушение государственного стандарта, который не относится к законодательству о защите прав потребителей.

Учитывая изложенное, суд отклонил доводы заявителя о  том, что в данном случае следует  применять годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, посчитав, что они противоречат содержанию ст. 19.19 КоАП РФ.19

В то же время в практике судов отмечены и другие подходы  к применению ст. 19.19 КоАП РФ. Так, ФАС МО отменил решение суда первой инстанции об отказе в привлечении акционерного общества открытого типа "ЭРГ-AL" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований ГОСТ при реализации электрочайников.

Отменяя указанное решение, ФАС МО отметил, что утверждение  суда первой инстанции об истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ 2-месячного срока привлечения к административной ответственности сделано без исследования обстоятельств спора.

Рассматривая данный спор, Арбитражный суд г. Москвы не определил, в сфере каких правоотношений выявлены правонарушения, в каких  целях и в защиту чьих интересов  государственными стандартами введены  обязательные требования. В связи  с чем не применил норму, подлежащую применению.

Неуказание в протоколе  нарушений ссылки на Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не меняет по существу правовую природу выявленного правонарушения.20

О сложности разграничения  в правоприменительной деятельности судов ст. 14.4 КоАП РФ и ст. 19.19 КоАП РФ отмечается и в научно-методической литературе.21

Все вышеизложенные примеры  свидетельствуют о том, что при применении административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей отсутствует четкость в понимании того, какие конкретно правонарушения следует относить к данному законодательству. Как видно из вышеизложенного, в немалой степени это вызвано отсутствием общепризнанного перечня таких правонарушений.

Однако проблемы правоприменительной  практики не исчерпываются только данным обстоятельством.

При анализе содержащихся в главе 14 КоАП РФ правонарушений обращает на себя внимание дублирование отдельных положений составов о нарушениях прав потребителя в различных статьях. Например, право потребителя на информацию закреплено и в ст. 14.5 КоАП РФ, и в ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Очевидно, что по содержанию эти нормы дублируются. В связи с этим представляется вполне логичным закрепить указанное право потребителя в одной статье, а именно в ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку эта статья непосредственно посвящена ответственности за нарушение прав потребителей.22

Корректировка ст. 14.5 КоАП РФ требуется и по другой причине. В ст. 14.5 содержится два совершенно различных состава правонарушений. Правонарушения, предусмотренные ч. 1 данной статьи, являются нарушением законодательства о защите прав потребителя. В то же время содержащийся в ч. 2 вышеуказанной статьи состав правонарушения, связанный с применением контрольно-кассовых машин, не относится к нарушениям прав потребителя. Позиция ВАС РФ состоит в том, что правонарушения, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой машины, не относятся к нарушениям законодательства РФ о защите прав потребителей, поскольку посягают на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы, а такой порядок ВАС РФ, как следует из Постановления, связывает с обеспечением фискального режима.23

Выделение ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отдельную правовую норму помимо того, что будет способствовать более четкой регламентации правонарушений в сфере защиты прав потребителей, представляется правильным и по той причине, что за нарушение данных правил налагать наказания уполномочены налоговые органы, в то время как за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, при отсутствии установленной информации наказания налагаются органами Роспотребнадзора.

Обращают на себя внимание и другие, более частные вопросы. Так, представляется, что после ст. 14.4 КоАП РФ, регулирующей общие правила продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил, логично было бы расположить ст. 14.15 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Приведенный анализ лишь некоторых статей об административной ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителя и практики его применения свидетельствует о том, что это законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании как посредством выделения и законодательного закрепления таких правонарушений в отдельную группу, так и путем совершенствования содержания правовых норм, определяющих составы таких правонарушений.

Исходя из анализа  содержания указанных статей, можно  утверждать, что их назначение выражается в защите основных прав потребителей - на качество, информацию и безопасность.24

Таким образом, рассматривая права потребителей, законодатель одновременно предусматривает и варианты их правовой защиты различными отраслями права. Тем самым обеспечивается комплексный  характер мер, направленных на предупреждение и пресечение совершения правонарушений, затрагивающих интересы потребителей.

 

 

Заключение

Развитие предпринимательских  отношений в сфере потребительского рынка объективно ставит вопрос о  совершенствовании законодательства о защите прав потребителей, которое все больше и больше включает разнообразные административно-правовые средства. Именно с помощью административно-правовых средств можно эффективно обеспечить правопорядок на потребительском рынке, а также защиту основного субъекта потребительских отношений - человека.

Рассуждая о потребительском  рынке, практически каждый ответит, что большинство людей - это потребители: физические лица, приобретающие товары не для бизнеса, а для удовлетворения своих потребностей (бытовых или  производственных). Меньшую по количеству часть покупателей составляют индивидуальные предприниматели и юридические лица различных форм собственности, приобретающие потребительские товары в предпринимательских целях (для оптовой или розничной продажи, оказания услуг, выполнения работ), которые в правовом смысле потребителями не являются.25

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что потребитель занимает центральное  место в структуре потребительского рынка. Потребитель имеет правовой статус, который определяется нормами  как гражданского, так и административного права. Соответствующие нормы между собой логически взаимосвязаны, однако, несмотря на это, нормы административного права преимущественно определяют охранительные отношения в механизме защиты прав потребителей.

В силу особых случаев и сложившихся традиций русского гражданского права в особых ситуациях, каковой является защита прав потребителей, правонарушители привлекаются к ответственности по принципу презумпции их вины. Практически они обязаны доказать свою невиновность в причинении вреда потребителю. Именно приоритет прав потребителя - свидетельство становления правового государства.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Потребитель

Гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

2.

Нарушение прав потребителей

не исполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) прав покупателя-потребителя в связи с продажей ему товара (услуги) не соответствующего качества, ненадлежащим качеством обслуживания, не предоставлением информации и т.д. Отношения в области защиты прав потребителей регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «О защите прав потребителей» и другие федеральные законы, а так же принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

3.

Гражданско-правовая ответственность

Возникающая на основании  гражданского правонарушения обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено, к исполнению которой правонарушитель может быть присужден по иску потерпевшего, т.е. которая может быть возложена судом на правонарушителя.

4.

Уголовная ответственность

Юридическая ответственность  с применением мер, которые применяют  государственные органы вследствие совершения преступления и применима  с целью восстановления законных прав потерпевшего при их нарушении и с целью осознания преступником обязанности не совершать преступные деяния, запрещенные уголовным законом.

5.

Административная ответственность

Применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.

6.

Контрагент

Одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях.

7.

Гарантийный срок

1. Срок, в течение которого покупатель может, установив скрытые недостатки продукции (товара), предъявить соответствующие претензии поставщику (продавцу).                                                     2. Срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия.

8.

Предпринимательская деятельность

Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке

9.

Сертификация продукции

Подтверждение соответствия качества продукции и (или) услуг установленным требованиям (требованиям стандартов: ГОСТ, ТР и т.д.), которое осуществляет так называемая третья сторона, т.е. организация, действующая независимо как от изготовителя так и от потребителя.

10.

Государственный стандарт

Основная категория стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ.Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В настоящее время являются нормативными неправовыми актами.


 

Список использованных источников

1.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и  доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

2.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

3.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

4.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.

5.

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4553.

6.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О  качестве и безопасности пищевых  продуктов" (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, N 2, ст. 150.

7.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 25.06.2012) // Собрание Законодательства РФ, 1996, N 3, ст. 140.

8.

Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О  совершенствовании Гражданского кодекса  Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, N 29 (ч. 1), ст. 3482.

9.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ, 2009, N 11.

10.

Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" // Вестник ВАС РФ, 2004, N 6.

11.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18  "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 09.02.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2006, N 12.

12.

Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (ред. от 10.11.2011) // Вестник ВАС РФ, 2004, N 8, С. 10.

13.

Постановление Президиума ВАС РФ от 7 декабря 2004 г. N 8981/04 // СПС КонсультантПлюс

14.

Постановление ФАС СЗО от 8 февраля 2005 г. N А05-18862/04-26 // СПС КонсультантПлюс

15.

Постановление ФАС МО от 11 марта 2003 г. N КА-А40/1070-03 // СПС КонсультантПлюс

16.

Постановление ФАС СЗО от 1 марта 2005 г. N А05-24434/04-29 // СПС КонсультантПлюс

17.

Постановление ФАС СЗО от 23 августа 2005 г. N А56-7035/2005 // СПС КонсультантЛюс

18.

Постановление ФАС МО от 9 июля 2008 г. N КА-А40/5512-08 // СПС КонсультантПлюс

19.

Постановление ФАС МО от 10 июня 2009 г. КА-А41/5018-09 // СПС КонсультантПлюс

20.

Постановление ФАС МО от 1 июля 2009 г. N КА-А40/5904-09 // СПС КонсультантПлюс

21.

Постановление ФАС МО от 19 ноября 2009 г. N КА-А40/12499-09 // СПС КонсультантПлюс

22.

Кратенко М.В. Несправедливые условия  в договорах с потребителями: понятие, виды, способы судебной защиты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 4. С. 98.

23.

Яковлев В.Ф. Интернет-конференция  на тему "Концепция развития гражданского законодательства" // СПС КонсультантПлюс

24.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, 2012. С. 598 - 599.

25.

Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления  за 2004 год с комментариями / Под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2007. С. 52.

26.

Колоколов Н.А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях. М.: Юрист, 2009. С. 172.

27.

Парций Я.Е. Комментарий к изменениям в Законе РФ "О защите прав потребителей". М., 2008. С. 72.

28.

Науджина Е.В. Права потребителей как объект административно-правовой охраны // Современное право. 2009. N 4. С. 2.

29.

Фомов С.В. Криминологическая характеристика и профилактика мошенничества в  сфере оборота товарно-материальной ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 21.


Приложения

   
   
   

1 Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 25.06.2012) // Собрание Законодательства РФ, 1996, N 3, ст. 140.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

5 Кратенко М.В. Несправедливые условия в договорах с потребителями: понятие, виды, способы судебной защиты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 4. С. 98.

6 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ, 2009, N 11.

7 Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, N 29 (ч. 1), ст. 3482.

8 Яковлев В.Ф. Интернет-конференция на тему "Концепция развития гражданского законодательства" // СПС КонсультантПлюс

9 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.

10 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, 2012. С. 598 - 599.

11 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (ред. от 10.11.2011) // Вестник ВАС РФ, 2004, N 8, С. 10.

12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18  "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 09.02.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2006, N 12.

13 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4553.

Информация о работе Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей