Вина в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 02:08, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о субъективном условии гражданско-правовой ответственности – вине – всегда был одним из сложных и дискуссионных вопросов в гражданском праве. Он имеет историю столь же длительную, как и история гражданского права. На всем ее протяжении представление о том, нужно ли учитывать субъективное отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, повлекшему возникновение убытков или вреда у другого, менялось, как менялись нормы гражданского права.

Содержание

Введение
Глава 1. Ответственность «за вину» и ответственность «без вины» в гражданском праве: проблема соотношения
1.1. Исторический аспект проблемы
1.2. Ответственность без вины и понимание вины
1.3. Ответственность без вины и степень вины
1.4. Ответственность без вины и презумпция вины
Глава 2. Основания освобождения от ответственности без вины
2.1. Общая характеристика освобождения от ответственности без вины
2.2. Непреодолимая сила
2.3. Договорные форс-мажорные оговорки
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Вина в гражданском праве-3 курс.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     То, что ответственность выступает в виде мести, взыскания, обращенного на личность правонарушителя, свидетельствует о неразвитости в тот период

имущественных отношений и, соответственно, имущественно обособленных друг от друга лиц.

     Постепенно осознание нежелательности для общества ответственности-мести, не только не восстанавливавшей положение потерпевшего, но и удваивающий ущерб, который   несло   общество   в   целом,    привело   к   принятию государственных  мер, направленных на ее ограничение. Первым шагом было установление вместо личной   расправы.  Теперь   потерпевший   не   мог осуществлять  самосуд   по своему усмотрению, но имел возможность удовлетворить свое чувство мести путем нанесения равноценного  –  «око за око, зуб за зуб»  -  вреда  своему  обидчику.  Затем

последовал второй шаг – полная замена на основании Закона личной расправы и денежным, имущественным выкупом – пеней.     

     В результате этих государственных мер месть потеряла свое значение ответственности и заменилась пеней, по существу, настоящей имущественной ответственностью.

      То обстоятельство, что постепенно взыскание, обращенное на личность правонарушителя, заменилось имущественным взысканием – пеней, свидетельствует о том, что в обществе достаточное распространение получили имущественные отношения между обособленными друг от друга в имущественном плане субъектами, то есть товарные отношения.

     Несмотря на то, что месть утратила значение ответственности, чувство мести потерпевшего оставалось в качестве условия взыскания с правонарушителя имущественного выкупа, пени, которая по-прежнему уплачивалась без учета субъективного отношения правонарушителя к своему поведению, причинившему ущерб. Таким образом, основным началом ответственности по-прежнему оставалось начало причинения, предполагающее возложение ответственности без вины.

     Однако имущественный выкуп мести – пени – способствовал имущественному индивидуализму и потерпевшего и правонарушителя. Имущественная обособленность личности неизбежно привела к становлению самосознания личности5, то есть к ее психологическому индивидуализму. Этот процесс также отразился на праве. Вначале он затронул способ определения размера причинных убытков.

     Объективный способ заменился субъективным, определяемым самим потерпевшим (кредитором). Так в большей степени учитывались его интересы.

     Но процесс усиления внимания к субъективной сфере личности распространился и на правонарушителя. Это выразилось в том, что при применении к нему мер ответственности стало учитываться его отношение к допущенному правонарушению. «Ответственность в противоположность к старому праву, была поставлена в зависимость от субъективных условий: умысла (dolus) и нерадения (culpa)6 , которые уже впоследствии были объединены общим понятием «вина». Это означало появление нового начала ответственности – начала вины.

    С этого времени наступает классический период римского частного права, а с ним   и   второй   этап   исторического   соотношения   ответственности   «за вину»   и    ответственности  без  вины.  Вина  правонарушителя приобретает значение важнейшего условия возложения ответственности за большинство правонарушений. Ей стало придаваться исключительное значение вплоть до утверждения «без вины нет ответственности»7 (в цивилистике XIX-XX в.в. получившем название «принцип вины»), означавшем, что невиновность правонарушителя должна быть основана на освобождении от ответственности, а поэтому ответственность без вины не допускается. Начало вины потеснило древнейшее начало ответственности независимо от субъективного отношения правонарушителя к своему поведению (начало ответственности независимо от вины) и стало основным началом гражданско-правовой ответственности на многие столетия.

     В конце XIX в. наступил третий период исторического соотношения ответственности «за вину» и ответственности без вины, который продолжается и в настоящее время. Начало этого периода совпало с началом промышленной революции, давшей мощный толчок развитию производственных сил, в том числе созданию источников повышенной опасности, приведший к углублению общественного разделения труда, усилению взаимосвязей между различными участниками гражданского оборота, возникновению монополий. Именно эти обстоятельства привели к некоторому усилению начала ответственности независимо от вины до непреодолимой силы, в соответствии с которой допускалась ответственность без вины в гражданском праве стран Европы.

     Историческое развитие после 1917 года внесло свои коррективы в сложившееся соотношение ответственности «за вину» и ответственности без вины, сделав его противоположным. В 1922 году начал действовать единственный в то время кодифицированный нормативный акт, устанавливающий общие условия имущественной ответственности – Гражданский кодекс. Статья ГК предписывала освобождение должника от ответственности за неисполнение договора, если будет доказано, что невозможность исполнения произошла вследствие умысла или неосторожности кредитора8.

     Вплоть до 1938 года названная статья, устанавливающая в качестве важнейших оснований освобождения от ответственности за причинение вреда его непредотвратимость, а также умысел или грубую неосторожность потерпевшего, истолкованная  в  духе  отрицания начала вины. В частности, А.Г. Гойхбарг утверждал, что Гражданский кодекс закрепил «социальный принцип причинения, а не индивидуальный принцип вины».

     Принятым же в 1983 году Воздушным кодексом СССР9 допускалась еще

более жесткая ответственность без  вины для воздушного перевозчика  за вред, причиненный смертью или повреждением  здоровья пассажира, третьих лиц или члена экипажа при исполнении им трудовых обязанностей  поскольку непреодолимая сила названными статьями не признавалась основанием освобождения от ответственности.

     Однако, несмотря на значительное количество норм, которые допускали возможность ответственности без вины, в подавляющем большинстве случаев ответственность без вины все же не допускалась, и в соотношении ответственности «за вину» и ответственности без вины главенствующее значение имела ответственность «за вину». Это соотношение изменилось, когда на территории Украины с 03.08.1992 года были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые 31.05.1991 г.

     Аналогичное правило об ответственности предпринимателя содержится и в ныне действующем Гражданском кодексе установлено. Наряду с названной нормой, в ГК содержатся несколько новых норм, в соответствии с которыми возможно возложение ответственности без вины.

     Нормы, в соответствии с которыми в настоящее время возможно возложение ответственности без вины, содержат также Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. и Закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г.

     В Законе «О защите прав потребителей» воплощены положения иностранного законодательства о защите прав потребителей, получившего наибольшее развитие в 70-80 г.г.  XX в., в частности, так называемая «конституция ответственности за продукт».10Одной из основных черт этой конструкции является возможность возложения ответственности на продавца без его вины, причем в конкретном договоре продажи запрещено устанавливать условия его освобождения от ответственности или предусматривать   более   легкую   ответственность    за нарушение   обязательств. 
 

1.2. Ответственность  без вины и понимание  вины. 

     Казалось бы, общепринятое представление о вине как о субъективном условии гражданско-правовой ответственности, отраженное во всех учебниках гражданского  права, является совершенно очевидным и бесспорным. Однако за кажущейся  очевидностью скрыта сложнейшая теоретическая и практическая проблема ограничения вины от противоправности и причинной связи как субъективных и объективных условий гражданско-правовой ответственности.

    Проблема заключается в том, что в правоприменительной практике и в юридической литературе встречаются различные варианты отождествления этих условий друг с другом. Например, в соответствии с теорией причинной связи «ответчик должен считаться причинившим вред и нести за него ответственность,  если только он мог и должен был предвидеть последствия своих действий»11. По мнению О. В. Дмитриевой12, совпадающей с высказыванием О. С. Иоффе, эта теория стирает всякие различия между причинностью и виновностью, превращая причинность из объективной в субъективную категорию13. Иначе говоря, причинная связь отождествлялась с виной.

     Что касается противоправности, то в цивилистической литературе неоднократно подчеркивалось, что противоправность не должна предполагать осознание ее ответственным лицом, а если предусматривать необходимость этого осознания, то получается смешение противоправности и виновности14.

     Отождествление объективных условий гражданско-правовой ответственности с ее субъективным условием не приводит к каким-либо последствиям, которые вызывали бы интерес к точке зрения темы нашего исследования. Однако отождествление, напротив, субъективного условия с объектами вызывает интерес, поскольку оно может приводить к возложению на правонарушителя ответственного без вины тогда, когда он должен нести ответственность только за вину. Проблемы отождествления вины с причинной связью и противоправностью по существу есть проблема понимания вины в гражданском праве. Она имеет отождествление  вины  с  объективными   условиями   возложения ответственности – первостепенное значение, поскольку от понимания вины зависит понимание ответственности без вины.

    При понимании вины как умысла или неосторожности «ненормативная»

ответственность без вины, как правило, невозможна, поскольку вина сохраняет самостоятельное значение субъективного условия ответственности. Исключение составляют лишь случаи ответственности организаций. При понимании вины как непринятия правонарушителем всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения договорного обязательства либо для предотвращения причинения вреда «ненормативная» ответственность без вины организаций исключена, однако такое понимание вины охватывает только неосторожность, но не умысел, что не соответствует законодательству. Наиболее удачно определение вины в ГК, сочетающее в себе оба подхода к пониманию вины, «психологический» и «поведенческий», поскольку его применение на практике полностью исключает «ненормативную» ответственность без вины.

     Вина как субъективное условие ответственности может быть только «своей» для правонарушителя, «чужая» вина условием его ответственности быть не может.

     Поэтому то, что называют ответственностью «за чужую вину» (ответственность должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами), на самом деле есть ответственность без вины.  

1.3. Ответственность  без вины и степени  вины.

 

     В гражданском законодательстве Украины, как и у стран континентальной Европы, для определения понятия «вина» традиционно используются «психологические» взгляды и вина определяется как умысел или неосторожность правонарушителя. Неосторожность же подразделяется на грубую, «граничащую» с умыслом и легкую (простую) «граничащую» с невиновностью.

     В современном гражданском праве Украины ответственность независимо от вины предпринимателей, в т. ч. профессиональных хранителей, изготовителя и продавца товара, исполнителя работы перед потребителем, владельцев источников повышенной опасности основана на высоком критерии неосторожности и соответствует ответственности за обязанность соблюдать наивысшую заботливость по римскому праву. Такой вывод следует из того, что в ГК устанавливается, что наличие вины лица определяется исходя из той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условием оборота, а то, что от названных выше лиц требуется не обычная, а повышенная степень заботливости и осмысленности, подтверждается закреплением в ГК и другими статьями ГК, регулирующих их ответственность, в качестве основания освобождения от ответственности не случая (как при ответственности среднего критерия неосторожности), а непреодолимой силы. Установление для них высокого критерия неосторожности связано с характером тех особых видов деятельности, которыми они занимаются и которые, безусловно, требуют повышенной внимательности и осмотрительности. Если эти субъекты соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к ним со стороны высокого критерия неосторожности, то возлагаемая на них ответственность, представляющаяся ответственностью без вины с точки зрения среднего критерия, для них оказывается условностью, т. к. на самом деле это ответственность  «за вину». Такую условную ответственность без вины можно назвать «нормативной», поскольку она допускается нормативным актом или договором.

     Если же субъекты, к которым право предъявляет повышенные требования, по индивидуальному уровню развития не соответствуют им, то их ответственность наступает при условном наличии вины, т.к. другие, соответствующие этим требованиям субъекты, действуют в аналогичной ситуации виновно. Фактически же это ответственность без вины, которая также является «нормативной».

Информация о работе Вина в гражданском праве