Внешнее управление как процедура банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 06:27, реферат

Описание работы

Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям. В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

Содержание

Введение 3

1.Внешнее управление: понятие, порядок введения и его последствия 4- 9

2.Кредиторы как участники процедуры внешнего управления 10-15

3.Внешний управляющий 16-20

4.План внешнего управления 21-24

5. Меры по восстановлению платежеспособности 25-30

Заключение 31

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

гражданское право.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     — имущество, являющееся предметом залога, может быть продано только на открытых торгах;

     — продажа такого имущества допускается  только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого  имущества;

     — требования залогодержателя в этом случае погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами (за исключением кредиторов первой и второй очереди).

     Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися  порядка утверждения арбитражных  управляющих.

     Внешний управляющий, являясь арбитражным  управляющим, обладает всеми правами  и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст. 99 Закона о банкротстве 2002 г.).

     Полномочия  внешнего управляющего на данном этапе  можно разделить на две группы:

     а) полномочия, осуществляемые внешним  управляющим в качестве руководителя должника;

     б) полномочия, связанные с выполнением  мероприятий в рамках процедуры  внешнего управления.

     Так, к первой группе следует отнести  полномочия внешнего управляющего по самостоятельному распоряжению имуществом должника (с ограничениями, установленными ст.101, 104 закона о банкротстве 2002 г.), по проведению инвентаризации, по ведению бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности. При проведении инвентаризации внешний управляющий выявляет фактическое наличие имущества должника, сопоставляет фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверяет полноту отражения в учете обязательств организации-

     должника. В настоящее время при проведении инвентаризации применяются Федеральный  закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» и методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Отметим, что законодатель наделяет внешнего управляющего правом самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, установленными законом. Это означает, что внешний управляющий не обязан руководствоваться ограничениями, установленными для руководителя юридического лица.

     Ко  второй группе законодатель относит, в частности, полномочия внешнего управляющего, связанные с формированием и ведением реестр требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст. 100 Закона о банкротстве 2002 г.). Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст. 450 ГК РФ).Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором. Закон о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 102) закрепляет основания,

     при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:

     а) договор должен быть не исполнен сторонами  полностью или частично;

     б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

     в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.

     Внешнему  управляющему предоставляется три  месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

     Вместе с тем не допускается отказ от исполнения следующих договоров:

     — заключенных в ходе наблюдения с  согласия временного управляющего;

     — заключенных в ходе финансового  оздоровления с согласия административного  управляющего либо собрания кредиторов (при этом признается, что такие договоры должны быть заключены в соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002г.).

     Следует заметить, что проблема, связанная  с возможностью отказа от исполнения сделок должника, в научной литературе получила название «проблемы текущих контрактов» (она стала объектом исследования некоторых авторов). Суть ее заключается в том, что существует некоторое количество договоров, заключенных должником, срок исполнения которых приходится на период внешнего управления. Это означает, что такие требования являются текущими и не подпадают под действие моратория. Вместе с тем исполнение таких договоров не всегда согласуется с целью восстановления платежеспособности должника. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция законодателя, в соответствии с которой управляющий вправе оценить необходимость исполнения соответствующих договоров должника и в случае ее отсутствия отказаться от них.

     Итак, внешний управляющий назначается  арбитражным судом, он заменяет руководителя должника. На него возлагаются обязанности по выведению предприятия из кризиса, поэтому он должен соответствовать определенным требованиям, иметь соответствующую квалификацию и высшее образование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. План внешнего  управления. 

     Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г.). Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется внешним управляющим в арбитражный суд. Однако в случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. По мнению ряда авторов, сам по себе факт непредставления арбитражному суду плана внешнего управления не может служить основанием для признания должника банкротом. В этом случае должны быть выявлены причины непредставления плана и фактическое положение должника. Вместе с тем, если внешнее управление было введено в случае досрочного прекращения финансового оздоровления, то основанием для принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может служить непредставление в арбитражный суд плана внешнего управления в течение двух месяцев с даты введения внешнего управления (п. 5 ст. 107 Закона о банкротстве 2002 г.). Разработка плана внешнего управления является обязанностью внешнего управляющего, причем исключительной, поскольку Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает (п. 2 ст. 96), что до даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, установленных законом, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего. В практике арбитражных судов уже возникал вопрос о том, ограничены ли полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника рамками полномочий, установленных для руководителя организации-должника. Высший Арбитражный Суд РФ в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997 г. № 20 разъяснял, что при решении этого вопроса арбитражным судам нужно исходить из следующего.

     При введении внешнего управления арбитражный  суд назначает арбитражного управляющего, полномочия которого определены в законе. Эти полномочия включают в себя и  право распоряжаться имуществом должника без каких-либо ограничений. Следовательно, ограничение полномочий, установленных для руководителя организации-должника при распоряжении имуществом должника, на внешнего управляющего не распространяются (например, необходимость одобрения советом директоров сделок, совершенных руководителем организации, свыше определенной суммы, предусмотренной в уставе должника). Это положение применимо и к действующему Закону о банкротстве 2002 г. Следует заметить, что закон не предусматривает детальной регламентации формы и содержания плана внешнего управления. Однако в отличие от ранее действовавших законов Закон о банкротстве 2002 г. в большей степени уделяет внимание этим категориям. Так, план внешнего управления согласно ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г. должен содержать как минимум три группы положений:

     1) положения, касающиеся конкретных мер по восстановлению платежеспособности должника (причем должны быть указаны не только сами меры, но и обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок);

     2) положения, предусматривающие срок  восстановления платежеспособности должника;

     3) положения, касающиеся разграничения  компетенции между собранием  кредиторов и комитетом кредиторов  в части утверждения сделок  должника, если такое разграничение  не установлено собранием кредиторов  или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов (п. 3 ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г. Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., в качестве основной цели внешнего управления предусматривает восстановление платежеспособности должника. При этом платежеспособность должника признается восстановленной, если отсутствуют формально установленные признаки банкротства (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г.). Это означает, что должник в установленные планом сроки должен удовлетворить требования кредиторов или иным образом прекратить обязательства, чтобы к моменту окончания внешнего управления у него отсутствовала задолженность, просроченная более чем на три месяца. Арбитражная практика исходит из того, что платежеспособность должника считается восстановленной при условии погашения задолженности по сумме основного долга, существовавшего на момент введения внешнего управления и отсутствия просроченной текущей задолженности. Показательным в этом отношении является следующий пример из судебно-арбитражной практики. Арбитражным судом рассмотрено дело несостоятельности ОАО, по результатам которого признан факт неплатежеспособности должника. В ходе проведения внешнего управления предприятием-должником заключен договор аренды нежилых помещений сроком на 10 лет с ЗАО, во исполнение условий которого арендатор (ЗАО — банк) внес арендную плату путем перечисления суммы основного долга на счета кредиторов ОАО (арендодателя) согласно реестру требований кредиторов. Разрешая вопрос о восстановлении платежеспособности должника, суд в силу ст. 3, 4, 82 Закона о банкротстве 1998 г, правомерно исходил из обязанности ОАО произвести расчет с кредиторами по основному долгу, имевшему место на момент введения внешнего управления. Признав данный факт доказанным и установив отсутствие текущих обязательств, областной арбитражный суд определением производство по делу прекратил в связи с восстановлением платежеспособности должника.

     По  итогам внешнего управления внешний управляющий должен составить отчет внешнего управляющего, который представляется собранию кредиторов. В зависимости от оснований прекращения внешнего управления (восстановление платежеспособности, установление невозможности восстановления платежеспособности или окончание установленного срока внешнего управления) внешний управляющий предлагает собранию кредиторов принять одно из следующих решений:

     — о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением  платежеспособности должника;

     — о заключении мирового соглашения;

     — о продлении установленного срока  внешнего управления;

     — о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

     Таким образом, в плане внешнего управления должны быть предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника. Это может быть:

     — перепрофилирование производства;

     — закрытие нерентабельных производств;

     — ликвидация дебиторской задолженности;

     — продажа части имущества должника;

     — уступка прав требования должника;

     — исполнение обязательств должника собственником  имущества должника-унитарного предприятия  или третьим лицом (третьими лицами);

     — продажа предприятия (бизнеса) должника;

     — иные способы восстановления платежеспособности должника. 

     5. Меры восстановления  платежеспособности  при внешнем управлении. 

     Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут  осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьими лицами, продажа предприятия должника.

Информация о работе Внешнее управление как процедура банкротства