Британская конституция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 05:31, контрольная работа

Описание работы

Характерными чертами конституции Великобритании, по мнению М.В. Баглая[1], являются те факты, что-
1. Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;
2. Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции : Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions).

Содержание

1. Характерные черты и источники британской конституции…………2
2. Конституционно-правовое положение личности……………………..4
3. Политические партии и партийная система…………………………...7
4. Система органов государственной власти………………………….....9
5.Основы судебной системы ……………………………………………..12
6.Местное управление и самоуправление ……………………………....14
Список литературы………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Контрольная по КП Зар стран.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

б) Палата лордов  является не только второй палатой   Парламента, но и высшей   судебной апелляционной  инстанцией  Великобритании;

в) Тайный совет -  совещательный, исполнительный орган при монархе- в лице своего   Судебного комитета  является высшей  инстанцией  для рассмотрения  апелляций  на решения  церковных  судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной  юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха  свое мнение по вопросам права.

  В настоящее время Парламент  Великобритании  состоит из монарха  и двух палат:  Палаты общин и Палаты лордов.  Нижняя палата-Палата общин- представляет собой   общенациональный  представительный орган, избираемый  одновременно  на пять  лет  по мажоритарной  системе относительно большинства. Руководит палатой спикер. Важную роль в работе палаты  играют парламентские комитеты.Палата лордов - это верхняя палата  английского  парламента.  В настоящее время палата находится  в состоянии существенного реформирования. Принят закон об  упразднении членства  в ней наследственных  пэров.

  Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль в  законодательном процессе и в осуществлении парламентского контроля  играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Палату лордов можно охарактеризовать  как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она  может лишь отсрочить  его принятие, так как  Палата общин вправе преодолеть  выражения верхней палаты.

  Исполнительная власть Великобритании имеет сложную  структуру. В стране имеет Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров.  Правительство никогда вместе на заседании не собирается. В рамках Правительства  действует Кабинет - гораздо меньшее по численности собрание  министров (около 20). Именно  Кабинет принимает от имени  Правительства  все  решения.

  Судебная  система  Соединенного Королевства  является  весьма  сложной.  Фактически в стране  сосуществуют  три  судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной  Ирландии. При этом свободными  инстанциями, действующими  в масштабах  всей страны, являются только  Палата  лордов и Тайный  совет.

  Территориальное устройство Соединенного Королевства является унитарным.  Исторически Соединенное Королевство Великобритании  и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

  Политико-административное деление регионов различно.  Англия и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа -  на общины (приходы). Графства Уэльса  непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит  из графств, они –из округов, округа- из общин. Шотландия  территориально поделена  на округа, состоящие из общин.

  В большинстве местных единиц  действуют органы местного  самоуправления. Это, прежде всего, выборные  непосредственно населением советы. Каждый совет ежегодно   выбирает из своего состава  председателя , а также комитеты, которым делегируются  многие полномочия совета и которые осуществляют  исполнительную деятельность.  Следовательно, особых  исполнительных органов  местного самоуправления  в Великобритании нет. Чиновники, назначаемые  центральной властью и осуществляющие   местное  управление, тоже отсутствуют. Компетенция органов  местного  самоуправления  традиционна, однако на практике  возникают сложности по вопросу  о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней.

  Особый  статус имеет  столица  Соединенного Королевства – Лондон.  Вместе с  прилегающими  пригородами  он образует  единый  конгломерат, именуемый Большим Лондоном.  В настоящее время органами управления Большим Лондоном  являются  состоящая из 25 депутатов Ассамблея  и Мэр, избираемые  непосредственно  населением  столицы.

  Соединенному  Королевству  принадлежат  также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

  Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен   остров Мен и острова  пролива Ла-Манш. Они являются  «коронными»  владениями  и подчиняются  суверенитету  Соединенного Королевства. Острова  имеют  собственные  органы  управления, но по вопросам  обороны, внешних  сношений и таможенного  дела  законы принимает  английский парламент.

  Зависимые  территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие  государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности.


5.ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

 

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению (последний раз в 2004 г.), но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной,  даже запутанной, но работают суды эффективно.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники судей в графствах. Они могут рассматривать дела с незначительной ценой иска. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют общественные магистраты — граждане, не являющиеся профессиональными судьями. На них возложены функции мировых судей (их приблизительно 30 тыс. человек), половина из них — женщины. Вознаграждения за свою деятельность они, как правило, не получают. Магистраты (мировые судьи), имеющие юридическое образование, рассматривают дела единолично, не имеющие — коллегиально (два-три судьи).

Более крупные гражданские дела  рассматривают коллегиально суды графств. Те уголовные дела, которые неподсудны общественным магистратам и мировым судьям, рассматриваются Судом короны. Суд короны может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья, судья Высокого суда, адвокат, имеющий специальное образование и полномочия, исполняющий обязанности судьи.

Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей.  Присяжными могут быть лица в возрасте 18—70 лет, проживающие в стране не менее пяти лет. Уклонение от обязанностей присяжного влечет штраф в 1000 ф.ст.. По судебной реформе 2003 г. число дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных,  существенно уменьшено.

Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда правосудия (юстиции). Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей-председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения. Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей, которые образуют несколько коллегий, каждая из трех судей. Коллегии рассматривают апелляции на решения отделений Высокого суда.

Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда — высшими судами, а все они вместе назывались до 2004 г. Верховным судом. Они вправе создавать судебные прецеденты. Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию — Верховный суд, созданный в 2004 г.

Все судьи в Великобритании назначаются: высшие суды — короной (по рекомендации лорда-канцлера, министра, ведающего юстицией, до 2003 г.), низшие — самим министром. Судьи в Великобритании могут быть подвергнуты импичменту — смещены по решению обеих палат парламента. Исполнением решений судов ведают шериф графства и назначаемый им бейлиф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Великобритания — унитарное государство с политической  и административной автономией. В правительстве Великобритании есть государственные секретари по вопросам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В 2000 г. Англия разделена на четыре региона, где создаются ассамблеи и формируемые ими исполнительные органы. Особое положение занимают несколько мелких островов, имеющие свои законодательные органы. Кроме того, Великобритания имеет владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар, Фолклендские острова. В них назначаются губернаторы (лейтенант-губернаторы).

Национальная ассамблея (собрание) Уэльса (60 членов), также избираемая на четыре года по смешанной системе, законов не издает. Она принимает постановления по вопросам экономического развития автономии, образования, культуры и экологии. Уэльс сам (а не министр — государственный секретарь по делам Уэльса) будет распоряжаться дотациями из центра (8 млрд ф. ст.). Представительные органы Шотландии и Уэльса, как и в Северной Ирландии, создают свои исполнительные комитеты, которые вправе принимать нормативные акты, подлежащие утверждению представительным органом. С 2003 г. вопросами Шотландии и Уэльса занимается министерство по конституционным вопросам.

Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Некоторые из островов  до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от короны и управляются местным владельцем.

Закон о местном управлении 2000 г. установил единообразие в системе местного управления, хотя он предлагает несколько моделей отношения совета — мэра и разные способы их выборов. Теперь во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на четыре года.

Советы вправе издавать нормативные акты, имеющие подзаконный характер. Они должны быть утверждены соответствующим министром и опубликованы. Лишь в малых приходах  решения принимаются на общих собраниях, жителей — лиц, обладающих избирательным правом. На этих собраниях избирается председатель.

Возможны три варианта управления, выбор которых определяется гражданами при принятии устава (с 2000 г.): 1) мэр — кабинет (мэр избирается прямыми выборами, назначает заместителя и создает кабинет (до девяти человек); 2) лидер-мэр — кабинет (мэр избирается из состава совета и либо он, либо совет создает кабинет); 3) мэр — управляющий (мэр избирается прямыми выборами, но управлением занимается назначенный по контракту советом управляющий (главный администратор). Иногда создаются советы соседских общин, но только для выражения мнения населения, исполнительных органов они не имеют.

Назначенных на места чиновников общей компетенции для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра существует. Во-первых, наряду с законами парламента министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб.

Во-вторых, существует институт адаптивных законов; по существу, это не законы парламента, а типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов.

В-третьих, контроль осуществляется в форме министерского инспектирования, правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением. Если результаты работы при инспектировании признаются неудовлетворительными, соответствующие полномочия местных советов могут быть переданы чиновникам, назначенным министром, или другим органам местного самоуправления, что бывает очень редко.

В-четвертых, министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся, «нечестные действия».

В-пятых, контроль обеспечивается за счет того, что многие чиновники муниципального управления  должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.

Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. Кроме того, в каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Министры вправе обращаться в суд с исками против незаконных, по их мнению, действий органов местного самоуправления.

2

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – с. 279-294.

2.        *Конституционное (государственное) право зарубежных  стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1998. Гл. 1., т.3. гл.14

3.        *Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002.  Гл. 15.

4.        *Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. – М.: Юриспруденция, 2001. – с. 279-294.

5.Алебастрова И.А.  Конституционное  право зарубежных  стран: Курс лекций.- М.:  Юрайт- М, 2002.

6. Barnett H. Constitutional and Administrative Law. L.: CP, 1995. P.7

7.Конституционное право зарубежных стран. Учебник  для вузов.  Под общ. ред.  члена- корр. РАН, проф. М.В. Баглая.- М.:  Издательская  группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999

8.Шестакова К.Д.  Конституционное право  зарубежных  стран.:  Учеб. пособие.- М.:  Издательство РИОР, 200

 

17

 



[1] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для  вузов. Под общей ред. члена- корр. РАН, проф. М.В. Баглая.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999 С. 400


Информация о работе Британская конституция