Цели правового регулирования туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение правовой основы туристической деятельности.
Задачи:
1.изучить основные нормативно- правовые акты туристической деятельности;
2. рассмотреть принцип правовых отношений в современном туризме;
3. рассмотреть источники регулирования туристической деятельности;
4. ознакомиться с основами международного правового регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в Российской Федерации……………………………………….... 6
1. Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" и законопроект «О туризме и туристской индустрии в РФ». …………………...6
2. Законодательные акты общего значения………………………………….9
3. Федеральные законы специального законодательства туриндустрии…11
II. Принцип правовых отношений в сфере туризма, основные понятия…..14
1. Туристский договор, основные требования…………………………...14
2. Турист и туроператор. Права и обязанности сторон……………….…17
III. Международно- правовое регулирование туристской деятельности……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     2. Законодательные акты общего значения.

  • Конституция РФ - закон, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Он закрепил основные права и свободы человека и гражданина, важные для сферы туризма, в том числе: право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право на отдых, право на охрану здоровья, в связи, с чем в РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. В Конституции РФ закрепляется также гарантия государства обеспечивать своим гражданам защиту и покровительство за пределами РФ.
  • ФКЗ20 «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ. Данный нормативный акт закрепляет обязанности Правительства, непосредственно или опосредованно касающиеся сферы туризма (по обеспечению свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств), а также защиты интересов отечественных производителей товаров, исполнителен работ и услуг. Кроме того, Правительство принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.
  • Гражданский кодекс РФ. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая: введена в действие с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г.) были устранены многочисленные наслоения и противоречия в прежнем законодательстве. Своими нормами Гражданский кодекс охватывает и сферу туризма. В нем закрепляются базовые принципы гражданского права, понятие и признаки юридического лица, различные организационно-правовые формы юридических лиц, которые  применяются в том числе и в туристкой сфере. В Гражданском кодексе РФ сформулированы общие положения о договоре в специальном подразделе Общей части обязательственного права, куда включены статьи определяющие понятие, условия и виды договоров. Эти нормы являются основополагающими при реализации туристского продукта.
  • ФЗ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. №2300-1. Он регулирует взаимоотношения, возникающие между потребителями и исполнителями тур услуг, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации их прав.
  • Закон РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996г. №114-ФЗ и Федеральный закон РФ от 09.03.2010 г. № 24-ФЗ об изменениях в законе о порядке выезда из РФ и въезда в РФ регулирует основные вопросы туристских формальностей, включая паспортный, визовый, таможенный и санитарный контроль туристов.6. К федеральным законам общего характера относятся также Таможенный кодекс РФ; Закон РФ « О Государственной границе РФ», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и некоторые другие, которые регулируют различные стороны общественных отношений, касающихся сферы туризма.

  3. Федеральные законы специального законодательства туриндустрии.

  • Важнейшим событием в области туризма стало принятие в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон имел огромное значение, так как был призван ликвидировать «белые пятна» в правовом туристском пространстве. Настоящий закон впервые определил принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, который регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ. В норме закона было заявлено, что туризм является отраслью экономики, которой придается одно из первенствующих значений; сформулированы цели и принципы государственного регулирования туристской деятельностью3.
  • ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ. Данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе туристской.
  • ФЗ - «О техническом регулировании» от 27.07 2002 № 184 Данный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на обязательной и добровольной основе требований к продукции, процессам. производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (в т.ч. туристских), оценке соответствия. Важное место в правовом обеспечении туризма занимают подзаконные акты. Прежде всего, это Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Их действие распространяется на всю территорию страны и на весь круг лиц. По юридической силе они следуют за законами. Важной группой подзаконных актов, регулирующих сферу туризма, являются нормативные документы различных министерств и ведомств. К ним можно отнести нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства транспорта и связи РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии и других государственных учреждений. Источниками национального законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности являются также нормативные правовые акты субъектов РФ. К ним относятся как законы субъектов РФ, так и подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами этих субъектов. Так, например, Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

  В 2007г. вступило в силу Постановление  от 3 февраля 2007 г. N 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и Соглашение от 2 марта 2007 г. № 2778-ГГ/Ф7 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа». Эти правовые акты установили формы поддержки развития туризма органами государственной власти Алтайского края; порядок учета субъектов туристской индустрии, нуждающихся в поддержке; закрепил приоритетные направления туризма в  Алтайском крае. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Принцип правовых отношений в сфере туризма.

    Туристский  продукт формируется туроператором  по его усмотрению исходя из конъюнктуры  туристского рынка или по заданию  туриста или иного заказчика туристского продукта.

    Реализация  туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.  (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации")

  1. Туристский договор, основные требования.

       Уже более четырнадцати  лет прошло с момента принятия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а дискуссии относительно правовой природы договора между туристом и туристической фирмой по поводу предоставления туристского обслуживания не ослабевают.

     Согласно Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предметом договора туристского обслуживания является «туристский продукт», под которым подразумевается  «право на тур, предназначенное для реализации туристу». В свою очередь, «тур» означает «комплекс услуг, которые предоставляются туристу». Иными словами, предметом договора является комплексная туристская услуга, воздействие которой на туриста осуществляется при обязательном физическом присутствии последнего в месте её потребления. Целью данного договора является удовлетворение потребностей физического лица в путешествиях, отдыхе и туризме.

     Согласно  статье 10 Закона «О туристской деятельности»  реализация турпродукта происходит на основании договора, который следует заключать в письменной форме. Договор должен соответствовать законодательству России, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. В договоре обязательно должны найти отражение существенные условия реализации турпродукта - предмет договора, условия, которые названы в законе (в данном случае в Законе о туризме) или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

     К существенным условиям договора, указанным  в законе, относятся:

  • информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
  • информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
  • дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
  • порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
  • минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
  • условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
  • порядок и сроки предъявления претензий туристом.

     Другие  условия договора определяют его стороны.

     Турист  вправе требовать от туроператора или  турагента записи в договор об оказании ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

     К существенным изменениям обстоятельств относятся:

  • ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
  • недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
  • резкое изменение курса национальных валют.

     Согласно  этой же статье 10 Закона «О туристской деятельности», возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами стороны. При этом сумма, выплачиваемая в порядке возмещения убытков, не может превышать двукратного размера стоимости тура.

     Следует иметь в виду, что, если турист откажется  от исполнения договора до его реализации по собственной инициативе, он должен компенсировать турфирме ее расходы. Это  предусмотрено статьей 782 Гражданского кодекса РФ. В зависимости от сроков расторжения договора размер этой суммы может колебаться от 10 до 100% стоимости тура. Турфирмы, как правило, фиксируют данное условие в договоре.

     Таким образом, во- первых, обе стороны должны взвесить свои возможности и лишь после этого ставить подписи под текстом договора о туристическом обслуживании. Во-вторых, для заключения договора необходимо соблюсти четыре условия его действительности: о законности содержания договора; о форме договора; о лицах, заключающих договор, и о существенных условиях договора. Договор заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами, в двух экземплярах, каждый из которых имеет равную юридическую силу. Особенность заключения договора туристского обслуживания состоит в необходимости наличия туристской путевки. В ней указываются конкретные условия путешествия и розничная цена туристского продукта. Путевка выдается на руки туристу, поэтому до момента ее передачи потребителю договор считается не заключенным.

     Важные  гарантии прав гражданина – туриста  содержаться в нормах главы 3 Закона «О защите прав потребителей».  Указанный закон, в частности, закрепляет права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги (в том числе туристической): гражданин вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены услуги, возмещения понесённых гражданином расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Условия договора об оказании туристских услуг, противоречащие этим нормам и лишающие гражданина какого-либо из указанных прав, являются ничтожными.

Информация о работе Цели правового регулирования туристской деятельности