Цели правового регулирования туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение правовой основы туристической деятельности.
Задачи:
1.изучить основные нормативно- правовые акты туристической деятельности;
2. рассмотреть принцип правовых отношений в современном туризме;
3. рассмотреть источники регулирования туристической деятельности;
4. ознакомиться с основами международного правового регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в Российской Федерации……………………………………….... 6
1. Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" и законопроект «О туризме и туристской индустрии в РФ». …………………...6
2. Законодательные акты общего значения………………………………….9
3. Федеральные законы специального законодательства туриндустрии…11
II. Принцип правовых отношений в сфере туризма, основные понятия…..14
1. Туристский договор, основные требования…………………………...14
2. Турист и туроператор. Права и обязанности сторон……………….…17
III. Международно- правовое регулирование туристской деятельности……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Лицами, заключающими договор, с одной стороны, является туроператор (турагент), с  другой – потребитель (турист).

     2. Турист и туроператор.  Права и обязанности  сторон.

     По  российскому законодательству, туристом считается лицо, которое временно покинуло место своего постоянного проживания и находится в другой стране или другой местности с целью, не связанной с выполнением оплачиваемой работы. Его пребывание, по общему правилу, не должно быть менее 24 часов и более 6 месяцев. Гражданин  приобретает статус туриста также в том случае, если на территории временного пребывания имела место хотя бы одна ночёвка.4

     Туроператор или турагент - это юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по реализации туристского продукта на основании соответствующей лицензии.

     Основными функциями турфирм являются организаторская ("производственная"), посредническая и информационно-консультационная. Первая из них соответствует туроператорской деятельности, а вторая и третья - как туроператорской, так и турагентской.

     В целях защиты прав и интересов  туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и  турагентской деятельности, а также  объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"5 обязывает все турфирмы получить новые лицензии. Причем если раньше как туроператорам, так и турагентам выдавалась единая лицензия, то теперь они  получают разные лицензии. А если турфирма или предприниматель занимаются и туроператорской, и турагентской деятельностью, то им придется получить две лицензии. Лицензии туроператорам и турагентам выдает Минэкономразвития России (или его территориальные органы), сроком на пять лет.

     Для того, чтобы получить лицензию, организация  должна соблюсти ряд условий. В целом  они одинаковы и для туроператоров, и для турагентов. И те и другие должны:

  • иметь сертификат соответствия туристских услуг требованиям безопасности;
  • раз в три года направлять своих сотрудников на курсы повышения квалификации;
  • информировать туристов обо всех особенностях поездки и правилах пребывания в той стране, куда они отправляются;
  • прежде чем организовывать тур, заключать со всеми клиентами договоры;
  • предоставлять клиентам информацию о местонахождении и режиме работы фирмы, о фамилиях, именах и отчествах работников, которые отвечают за то или иное направление туристической деятельности, а также о наличии лицензий и сертификатов.

     Кроме того, туроператору необходимо иметь  в штате не менее семи работников, которые занимаются непосредственно  организацией туров и реализацией  путевок. А 30 процентов из них должны иметь стаж работы в туризме не менее пяти лет или специальное  образование.

     Сколько работников, занимающихся непосредственно  туристическими операциями, должно быть у турагента, постановление Правительства  РФ от 11 февраля 2002 г. N 956  не устанавливает. Однако и у турагента в штате должно быть не менее 20 процентов сотрудников с профильным образованием или с опытом работы в туризме не менее трех лет.

     И, наконец, у руководителя туроператора (турагента) обязательно должны быть и специальное образование, и  опыт работы в туризме не менее  пяти (трех) лет.

     Таким образом, государство, осуществляя  функцию контроля за деятельностью  туристских компаний, занимающихся международным  туризмом, установило для них довольно жесткие требования, предъявляемые  к сертификации услуг и обеспечению  безопасности туристов.

     Одним из важнейших лицензионных требований при осуществлении туроператорской  и турагентской деятельности является наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям  безопасности, таким образом  безопасность туризма – одна из основных обязанностей турфирмы.

     Безопасности  туристов посвящена глава VII Федерального закона  "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность  их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.7 Также сказано, что организация - туроператор должна предусмотреть безопасность туристов, когда разрабатывает и формирует туры. Турагенту же нужно внимательно изучить туры, которые предлагает туроператор, и брать на продажу только те из них, в которых не пострадают клиенты.

     Кроме того, следует информировать клиентов об особенностях путешествия и об опасностях, с которыми можно столкнуться  в той или иной стране. Сведения о путешествии, которые нужно  предоставить туристам, указаны в статье 6 Закона «О туристской деятельности». Какая же это информация?

  • Сведения о пограничном, таможенном и санитарном контроле:

     Сотрудник фирмы должен рассказать туристу  все о правилах въезда в данную страну и выезда из нее. Так, путешественнику важно знать, как декларировать валюту и какие товары и предметы нельзя ввозить и вывозить. Такую же информацию надо предоставить туристу и о тех иностранных государствах, через которые он следует транзитом.

  • Сведения о внутриполитической обстановке:

     Стремясь  предложить искушенным и состоятельным  клиентам новые поездки, многие турфирмы готовы отправить туристов в малоизвестные  страны. А иногда такие поездки  заказывают сами туристы, которые хотят  увидеть что-нибудь очень необычное.

     Но  далеко не всегда подобное путешествие соответствует требованиям безопасности. Во многих экзотических странах периодически возникают внутренние вооруженные конфликты, а местные жители порой не доброжелательны к туристам. Поэтому власти многих развитых стран составляют для своих граждан перечень государств и местностей, которые не рекомендуется посещать.

     Чтобы уточнить, стоит ли отправлять туристов в ту или иную страну, турфирма может  обратиться в какой-либо государственный  орган. Это:

     - Минэкономразвития России - федеральный исполнительный орган в сфере туризма

     - МЧС России

     - МИД России

     - органы санэпиднадзора.

     Например, не так давно МИД России указал, что из-за внутриполитических конфликтов в Непале поездки в эту страну опасны.8

  • Сведения о климате и окружающей среде:

     В странах с тропическим климатом существует угроза инфекционных заболеваний. Согласно Закону от 4 октября 1996 г., туристы  должны сами позаботиться о том, чтобы  им сделали профилактические прививки. Но вместе с тем этот же Закон  гласит, что турфирмы обязаны сообщать клиентам о том, каковы условия в данной стране и какими болезнями там можно заразиться. Так,  Письмом Минздрава РФ  "Об изменении требований по проведению вакцинации против желтой лихорадки при выезде российских граждан  в зарубежные страны" установлен перечень стран, требующих международное свидетельство о вакцинации против желтой лихорадки, это: Бенин,  Буркина Фасо, Габон, Гана, Заир, Камерун, Конго, Кот-д Ивуар, Либерия, Мавритания (для лиц, прибывающих на срок более 2 недель),  Мали, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Того,  Французская Гвиана, Центрально-Африканская Республика.9

  • Сведения о законах, обычаях, религии:

     Сотрудник турфирмы, который рассказывает клиенту  о предстоящем путешествии, не должен ограничиваться общими фразами о  режиме работы магазинов, размере чаевых таксистам и официантам и т.п. Ведь очень часто, особенно в мусульманских странах, обыкновенный, по мнению европейца, поступок может повлечь за собой серьезные неприятности для туриста, да и просто испортить ему отдых.

     Исходя из анализа действующего законодательства, можно  выделить права, возникающие у гражданина как у потребителя туристских услуг и которым корреспондируют обязанности туристической фирмы по надлежащему исполнению договора о туристском обслуживании, а также права гражданина как туриста, имеющие в основном абсолютный характер. Условия для реализации этих прав должны создаваться государством. Для этого, прежде всего, требуется законодательное закрепление прав туриста и механизмов их осуществления. 10

     Далее рассмотрим подробнее те права, которые предоставляются туристу в соответствии с российским законодательством.

     Право на свободу передвижения закреплено как во внутреннем законодательстве, так и в международных актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека.11 Оно направлено на создание гарантий против неоправданного ограничения возможностей гражданина перемещаться внутри государства, в том числе и в туристических целях, а также выезжать за пределы своей страны и возвращаться в неё. Применительно к туризму данное право дополняется правом на свободный доступ к туристским ресурсам, которое исключает дискриминацию туристов по каким-либо признакам, в частности в зависимости от вероисповедания, национальной принадлежности и так далее. Однако это не означает невозможности установить определённые требования, в частности, основанные на уважении традиций местного населения. К примеру, во многие храмы не пускают посетителей, одежда которых не соответствует, согласно существующим в стране пребывания нормам и религиозным догмам, требованиям нравственности. Право на свободу доступа к туристским ресурсам предполагает обязанность государства, на территории которого они находятся, создать условия для ознакомления с ними всех желающих. Вместе с тем, в Законе «О туристской деятельности» указывается, что свобода передвижения и доступа к туристским ресурсам в стране пребывания может быть ограничена. Следует отметить, что хотя большинство государств, где развит туристический бизнес, предоставляют иностранным туристам практически те же права в области туризма, что и своим гражданам, в интересах обеспечения безопасности государства могут быть установлены ограничения посещения некоторых местностей и населённых пунктов.

     Одно  из основных прав туриста – право  на информацию, оно несколько расширено по сравнению с аналогичным, закреплённым в статьях 8 - 10 Закона «О защите прав потребителей». Согласно статье 8 данного Закона, потребитель вправе получить от исполнителя услуги необходимую и достоверную  информацию о самом исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах. Применительно к туристу, право на информацию включает в себя также возможность требовать представления сведений о стране или местности, в которую планируется совершить путешествие, существующих  там обычая и традициях и др. Чаще всего туристу в дополнение к договору выдаются памятки, брошюры, инструкции, содержащие основные сведения о правилах поведения, особых требованиях к безопасности  в определённых  местах, номера телефонов и адреса служб, в которые турист может обратиться за оказанием ему помощи в той или иной критической ситуации (например, при хищении имущества).

     На  международном уровне правительственными организациями универсального и  регионального характера разработано  много юридических документов, затрагивающих проблему обеспечения безопасности туристов.

     Так, право на безопасность туриста закреплено во Всеобщей декларации человека на неприкосновенность личности и собственности,  статья IV пункт «в» Хартии туризма и  Кодекса туриста (1985 г.) гласит, что  государствам следует обеспечивать безопасность посетителей и их имущества посредством превентивных мер и мер защиты.12 Положения о необходимости обеспечения безопасности туризма закреплены в Гаагской декларации, в частности, в разделе «Принцип VII» говорится, что безопасность и защита туристов, уважение их достоинства – непременное условие.13 Всемирная туристская организация реализует программу по безопасности и защите туристов, целью которой является – принятие общих правил, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов.14

     Российское  законодательство не раскрывает понятие  безопасности туриста. В Законе «О туристской деятельности» говориться о «безопасности  туризма», в частности, в статье 6 Закона «О туристской деятельности»  провозглашаются права туриста  на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.

     Итак, с точки зрения российского законодательства понятие безопасности туриста –  составляющее более общего понятия – безопасность туризма. Первая, прежде всего, заключается в безопасности туриста как биологического существа. Соответственно ему должны гарантироваться право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность. Однако поскольку человек – существо  социальное, его право на здоровье включает в себя не только физическое, но также душевное благополучие, которое обеспечивается его психической неприкосновенностью, уважением его чести, достоинства. Сохранность имущества туриста также можно  рассматривать как составляющую его безопасности. 15

     «Право  на туризм» вытекает из многих конституционных  положений и появление этого  права было бы невозможно без создания для граждан определённых социальных гарантий: сокращение рабочего времени  и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков (статья 37 Конституции). В то же время, реализация права на отдых посредством занятия туризмом невозможна без конституционных положений  о свободе передвижения (статья 27 Конституции): каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы Российской Федерации, в том числе беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Информация о работе Цели правового регулирования туристской деятельности