Источники гражданского и граждаского процессуального права

Автор: k**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы источников гражданского права и гражданского процессуального права весьма значительна. На сегодняшний день в нашей стране регулярно происходит изменение и обновление законодательной базы, принимаются различные новые законы, отменяется действие старых, а следовательно, изменяются и источники.
Задачами данной работы являются:
1. Определить понятие источников гражданского права и гражданского процессуального права, их виды.
2. Провести сравнительный анализ вышеупомянутых источников, выявить их возможные схожие и различные черты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие и виды источников гражданского права и гражданского процессуального права……………………………………………………………5
Глава 2. Нормативные акты как источники гражданского права и гражданского процессуального права………………………………….………8
2.1. Конституция Российской Федерации…………………………………….....9
2.2. Гражданский кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ…..11
2.3. Законы РФ………………………………………………………………….17
2.4. Подзаконные нормативные акты………………………………………….26
2.4.1 Указы Президента РФ……………………………………………………..26
2.4.2 Постановления Правительства РФ………………………………………33
2.4.3. Акты федеральных органов исполнительной власти………………….33
2.5. Нормы международного права……………………………………………34
2.6. Обычаи делового оборота…………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных нормативных правовых актов и литературы……..39

Работа содержит 1 файл

источники ГП и ГПП.docx

— 74.56 Кб (Скачать)
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
    • финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
    • федеральный бюджет;
    • федеральные налоги и сборы;
    • внешнеэкономические отношения;
    • гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
    • правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.

     Федеральные законы также как и Конституция  имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую  силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.

     Принимаются федеральные законы Государственной  Думой с соблюдением установленной  процедуры.

     Если  иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается  первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или  «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном  порядке законы не имеют юридической  силы и не должны применяться. Это  положение распространяется также  и на законы, принятые субъектами РФ.

     Могут также действовать законы СССР и  РСФСР, при условии, что они не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации и не противоречат нормативным актам Российской Федерации.

     В качестве примеров можно привести такие законы как:

  • Патентный закон РФ, регулирующий «…отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов»11;
  • Закон РФ «О защите прав потребителей», который «…регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав»12;
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который «…определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления»13.

     Нормы Гражданского процессуального права также содержатся и в законах, которые в разном объеме регулируют отношения в области гражданского процесса. Так, Закон РФ “О государственной пошлине” содержит нормы, относящиеся к такому гражданско-процессуальному институту, как государственная пошлина. Федеральные законы “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве” регламентируют организацию и деятельность в сфере исполнения судебных актов. Другие законы, например, Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” или Закон РФ “О средствах массовой информации” содержат лишь отдельные нормы гражданского процессуального права о подведомственности дел суду, об установлении субъектов, имеющих право возбуждать дела в суде, о доказательствах, специфике исполнительного производства по различным категориям дел и так далее.  

     Примеры из судебной практики14

     Ф. обратилась в суд с заявлением к органу, осуществляющему государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, о признании  незаконным отказа в государственной  регистрации права собственности  на конкретное жилое помещение и  требованием обязать ответчика  произвести такую регистрацию. 

      По  делу установлено, что вступившим в  законную силу решением суда за Ф. признано право собственности на жилое  помещение в порядке приватизации. В государственной регистрации  права собственности на данную квартиру органом, осуществляющим государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, отказано на основании  абзаца одиннадцатого п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним». В Едином государственном  реестре прав на недвижимое имущество  и сделок с ним (далее – ЕГРП) содержатся сведения о государственной  регистрации права собственности  на весь жилой дом, в котором расположена  данная квартира, за организацией (ОАО), то есть имеются противоречия между  заявленными и зарегистрированными  правами. 

      Разрешая  дело и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил  из того, что отказ в государственной  регистрации права собственности  Ф. на жилое помещение нарушает её права, установленные ранее вынесенным решением суда, вступившим в законную силу. Имеющаяся в ЕГРП запись о  государственной регистрации права  собственности ОАО (ответчика по делу) на весь жилой дом не является препятствием для регистрации права  собственности на конкретную квартиру в этом жилом доме. 

      Суд кассационной инстанции, отменяя решение  суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, указал, что поскольку ОАО является собственником  всего жилого дома, а, следовательно, – собственником всех помещений  в данном доме, регистрация права  собственности Ф. на указанное жилое  помещение без регистрации прекращения  права собственности на него ОАО  невозможна; наличие противоречий между  зарегистрированными правами и  правами, заявленными на государственную  регистрацию, в том числе и  на основании судебного акта, является основанием для отказа в государственной  регистрации. 

      Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение судебной коллегии по гражданским  делам областного суда, оставив в  силе решение суда первой инстанции  по следующим основаниям. 

      В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» государственная  регистрация прав на недвижимое имущество  и сделок с ним – юридический  акт признания и подтверждения  государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения  прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 

      Согласно  ст.17 указанного Закона основаниями  для государственной регистрации  наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты. 

      В силу п.17 Правил ведения ЕГРП, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. №219 при  прекращении права погашается соответствующая  запись ЕГРП. Данные Правила предусматривают  процедуру погашения регистрационных  записей, в том числе и при  переходе права собственности к  новому правообладателю или без  такого перехода (пп. 62 – 65). 

      Согласно  ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных  лиц, граждан и организаций и  подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.  

      Таким образом, ранее вынесенное решение  суда по делу по иску Ф. к ОАО о  признании права собственности  на жилое помещение, вступившее в  законную силу, подлежало безусловному исполнению и являлось самостоятельным  основанием, как для государственной  регистрации права на указанное  имущество, так и для погашения  регистратором соответствующей  записи в отношении этого имущества.  

      Кроме того, из материалов дела видно, что  решение суда о признании за Ф. права собственности на жилое  помещение в порядке приватизации было разъяснено тем же судом и  указано, что спорное жилое помещение  относится к жилищному фонду, подлежащему бесплатной приватизации, в связи с чем переход права  на указанную квартиру от ОАО к  Ф. подлежит государственной регистрации.  

      При наличии таких обстоятельств  у суда кассационной инстанции не имелось законных оснований для  отмены постановленного по делу решения  суда, которым заявленное требование удовлетворено правомерно.  

Определение по делу № 4-В09-30. 

     Н. обратилась в суд с заявлением об установлении факта постоянного  проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. - день вступления в силу Закона Российской Федерации  от 28 ноября 1991г. №1948-1 «О гражданстве  Российской Федерации», указав, что  установление данного факта необходимо ей для получения гражданства  Российской Федерации. 

      Определением  судьи районного суда заявление  возвращено Н. на основании п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ ввиду несоблюдения заявителем установленного федеральным законом  для данной категории споров досудебного  порядка урегулирования спора и  в связи с неподсудностью дела данному суду. 

      Определением  суда кассационной инстанции определение  судьи районного суда отменено и  Н. отказано в принятии поданного  в суд заявления со ссылкой  на п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ. 

      Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала вывод суда кассационной инстанции  об отказе в принятии заявления, основанным на неправильном толковании и применении норм процессуального права по следующим  основаниям. 

      В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд  устанавливает факты, от которых  зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных  прав граждан, организаций. 

      Поскольку перечень юридических фактов, которые  могут быть установлены в судебном порядке, приведён в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они  порождают для заявителя юридические  последствия. К таким юридическим  фактам относится факт постоянного  проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г. (дата вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации») и после этой даты, являющийся основанием для получения российского  гражданства. 

      В соответствии с п.«а» ст.5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие  гражданство Российской Федерации  на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу ч.7 ст.4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации  либо факт наличия у лица в прошлом  гражданства СССР определяется на основании  законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных  договоров Российской Федерации, РСФСР  или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. 

      Согласно  ст.13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно  проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.  

      Таким образом, фактическое положение  всех лиц, постоянно проживающих  в Российской Федерации по состоянию  на 6 февраля 1992г., не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации. Обстоятельством, исключающим такое признание, являлось наличие гражданства другого государства.  

      Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации» предусмотрел для  граждан бывшего СССР возможность  получить гражданство в упрощённом порядке при условии их регистрации  по месту жительства на 1 июля 2002 г., либо при наличии у них разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, если они заявят об этом до 1 июля 2009 г. При отсутствии регистрации по месту жительства на 1 июля 2002г., разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство российское гражданство не может  быть приобретено вышеназванными лицами.  

      Иного внесудебного порядка подтверждения  факта постоянного проживания на территории Российской Федерации бывших граждан СССР действующим законодательством  не предусмотрено. 

      В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации непосредственно действующие  права и свободы человека и  гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. 

Информация о работе Источники гражданского и граждаского процессуального права