Классификация мировых конституций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является изучение вопроса классификации конституций зарубежных стран. Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие вопросы:
1. Установить, что такое конституция, какого её место в системе правовых актов государства, рассмотреть исторические аспекты исследуемого вопроса.
2. Рассмотреть основные функции конституции и её юридические свойства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………...
3
1. Конституция, как основной закон государства

1.1. Основные понятия и определения, исторические аспекты…………..

1.2. Функции конституции, её юридические свойства…………………….

2. Классификация конституций………………………………….

2.1. Цели классификации, основные критерии

2.2. Виды конституций зарубежных стран …………………………….

2.3.Особенности различных видов конституций зарубежных стран

2.3.1. Классификация конституций по фактическому применению
2.3.2. Классификация конституций по времени принятия
2.3.3.. Унитарные и федеративные конституции.
2.3.4. Классификация по принадлежности самому федеративному государству или его субъектам
2.3.5.. Классификация в зависимости от характера политического режима.
2.3.6.. Писанные и неписанные конституции
2.3.7. Временные и постоянные конституции
2.3.8. Классификация конституций по способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены
Характеристика конституций зарубежных стран
Конституция Российской Федерации 1993 года.
Конституция Франции
Конституция Великобритании
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Лучшая работа 1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

Из характера  конституции вытекает и то, что  труды ученых - юристов признаются за источник конституционного права, поскольку  они содержат необходимые обобщения, анализ писанных и неписаных норм конституции. Толкование законов, прецедентов  и обычаев является не первичным, а производным источником права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой. Так, палата лордов в 1920 г. по делу Attorney - General v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное выдающимся английским государствоведом конца прошлого века А.В.Дайси определение королевской прерогативы. “Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по - видимому не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в расчет, и некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того, что к их мнению присоединяются судьи”.

Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный  раздел, посвященный основным правам человека. В британской конституции  такого обобщающего раздела или  акта нет; несколько законодательных  текстов содержат лишь отдельные  права и свободы, регулируют главным  образом вопросы, связанные с  произвольным арестом, с правами  сторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими  актами парламента (о народном представительстве 1983 г. и др.), многие права и свободы  определяются судебными прецедентами.

Для британской конституции в большей мере, чем  для других основных законов капиталистических  стран, свойственен формализм, разрыв с действительностью. Этому способствует и то обстоятельство, что многие нормы, институты, органы, созданные  очень давно, иногда несколько веков  назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Названная особенность  была замечена английскими учеными  еще в середине прошлого века. Крупнейший представитель английской государственно - правовой науки В.Беджгот писал: “Писатель, пытающийся дать изображение современной ему конституции, поставлен в тупик и смущен: предмет его наблюдений с каждым днем изменяется; он должен изобразить его таким, каким он был в какой - нибудь определенный момент времени, иначе он соединит в своем изображении то, что в действительности никогда не существовало одновременно”. Наиболее ярко этот разрыв заметен в положении центральных органов государственной власти. Будучи парламенской монархией, Великобритания формально управляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями. При монархе состоит тайный совет, который опять же по конституции помогает управлять ему страной. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают свою власть от монарха, Фактически же страной управляет правительство, а точнее премьер - министр, в подчинении которого находится и парламент. Тайный совет существует и поныне, но монарх не является “хозяином” даже этого органа; его состав формируется помимо монаршей воли.

Правительство Великобритании имеет пестрый состав; во главе его находится премьер - министр, формально назначаемый  монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в  палате общин. Занимая исключительное место в системе государственных  органов, премьер - министр обладает огромной компетенцией, позволяющей  ему влиять на все стороны политической жизни страны. Премьер - министр (является одновременно первым лордом казначейства и министром по делам гражданской службы) располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, дает рекомендации, а фактически самостоятельно формирует высший состав англиканской церкви, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации. В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и кабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого отношения. Названная структура правительства сложилась в силу исторических причин. Особенности структуры нисколько не влияют на развитие установившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм в деятельности правительства в пользу одного лица - премьер - министра и отражающей организационную консолидацию и совершенствование государственного аппарата.

Законодательная власть согласно британской конституции  принадлежит парламенту, состоящему из монарха, палаты лордов и палаты общин. Формализм пронизывает и  эту “ветвь” государственной  власти. Родоначальник всех буржуазных парламентов - британский парламент  в целом и палата общин, как  важнейшая его часть, - утратили свою прежнюю зависимость в решении  государственных дел; большинство  его полномочий осуществляется под  руководством кабинета министров через  механизм партийного контроля.

Кажущийся олицетворением малоподвижности, консерватизма, хранителем средневековых традиций британский парламент, однако, постоянно  приспосабливается к меняющимся условиям.

Монархия - наиболее древний политический институт Великобритании. Наследственный король или королева - глава государства, и в этом качестве они персонифицируют  государство. С теоретической точки  зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной  и главной судебной власти, командующим  вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в  результате длительной эволюции под  воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются правительством, и случаи, когда  монархи вмешивались в принятие решений, весьма немногочисленны.

Негативные  последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими  авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе премьер - министра, когда отсутствует в палате общин  большинство у какой либо партии; косвенное воздействие монархии, как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелания менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия - идеологическое орудие воздействия  на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является многонациональной  страной. Еще Ф.Энгельс отмечал, что  в Англии “...на двух островах живет  четыре нации и, несмотря на единство парламента, существуют друг подле  друга три системы законодательства”. Великобритания как унитарное государство  сложилось в 16 - 17 вв. в результате присоединения “кельтских” территорий; в правовом отношении очередное  присоединение оформлялось как  “уния” (Акт об унии с Шотландией 1707 г., акты об Уэльсе 1536 и 1542 гг., Акт  об унии с Ирландией 1901 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Написание дипломной работы позволило ответить на поставленные в начале вопросы.

Конституция для современного общества является одним из важнейших  институтов демократии. Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Первые конституции появились  в конце XVIII века как инструмент установления демократии. В данном направлении они и получили дальнейшее своё развитие.

Фактически, конституция  является политическим, юридическим  и идеологическим документом. Политическая сторона конституции определяет соотношение социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридические свойства конституции выражаются в том, что она является юридической основой (первоисточником) развития законодательства, существующего правопорядка в государстве. С точки зрения идеологии, конституция выражает в той или иной степени взгляды определённых социальных слоёв общества.

В дипломной работе для примера дана краткие характеристики: Конституции РФ, Конституции Великобритании, Конституции Франции Классификация конституций, их деление по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.

Классификация облегчает  восприятие общей картины конституционного законодательства в мире. В то же время, классификация конституций, как и любая другая классификация  вообще, носит условный характер. С  помощью классификации выявляются общие, существенные признаки конституций. Классификация позволяет точнее определить природу конституций и их особенности, глубже вникнуть в их содержание. Она ведет к четкому оформлению общественных знаний о конституции.

Классификацию конституций  производят по следующим параметрам и признакам: о фактическому применению; по времени принятия конституции;  в зависимости от формы территориального устройства государства; по принадлежности самому федеративному государству  или его субъектам; в зависимости от характера политического режима; по способу объективирования;  по времени действия конституции;  по степени сложности процедуры внесения поправок, изменений и дополнений.

Виды конституций в  зависимости от квалификационных признаков раскрыты в работе. Исходя из существующих критериев Конституцию РФ можно отнести к новой, унитарной, федеративной, демократической, писаной, жесткой.

Британская Конституция – уникальное явление в современном мире, главные ее особенности состоят в историческом характере, гибкости и в том, что она является неписаной

Конституция Великобритании представляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию  и функционирование государственной  власти, а также отношения между  государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились  в разное время.

 

Акты конституционного характера  отличаются от обычных только предметом  регулирования, они не имеют юридических  отличий и особого положения  в иерархии правовых актов, в силу этого они могут быть в любой  момент отменены парламентом.

 

Конституция Великобритании является неписаной. Термин «неписаная»  означает отсутствие единого, «кодифицированного» акта с соответствующим названием, в этом смысле она как бы не «записана». Большую роль в ней играют конституционные обычаи, принципы и практики, которые известны, но действительно не зафиксированы официально.

 

Конституция Великобритании включает: статуты; акты делегированного  законодательства; нормы, установление которых является прерогативой Короны; нормы и правила Палаты общин  и Палаты лордов; судебные прецеденты; обычаи и конституционные конвенционные  нормы; акты европейского права и  доктрину.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ, 1993, № 237 – 25 декабря.
  2. О референдуме Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ // РГ, 2004, № 137-д – 30 июня.
  3. О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ // РГ, 1998, № 46 – 10 марта.

 

Литература

 

  1. Авакьян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 2001.
  2. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право российской Федерации: Курс лекций: Ч. 1. Основы теории конституционного права. – М.: Профобразование, 2002.
  3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2005.
  4. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2003.
  5. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Том 3. – М.: Профессиональное образование, 2001.
  6. Калинин В.В. Комментарий Конституции РФ. – М.: Омега-Эл, 2000.
  7. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2001.
  8. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Европейский союз, Соединённые штаты Америки. – М., 2003.
  9. Конституционное право зарубежных стран: Конспект лекций в схемах. / Под редакцией Водопьянова В.П. – М.: Приор, 2004.
  10. Кудрявцев Ю.В. Комментарий к конституции РФ. – М.: Юристъ, 1996.
  11. Лозовский В.Ш., Райзберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М, 2004.
  12. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. – М.: Волтерс Клувер, 2003.
  13. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Юридический центр Пресс, 2003.
  14. Смоленский М.Б. Конституционное право российской Федерации. – М.: Феникс, 2005.
  15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2005.
  16. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. – М.: Международные отношения, 2002.
  17. Якушев А.В. Конституционное право России. – М., 2004.
  18. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран: Общая часть. – М.: Приор, 2004.

Информация о работе Классификация мировых конституций