Классификация мировых конституций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является изучение вопроса классификации конституций зарубежных стран. Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие вопросы:
1. Установить, что такое конституция, какого её место в системе правовых актов государства, рассмотреть исторические аспекты исследуемого вопроса.
2. Рассмотреть основные функции конституции и её юридические свойства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………...
3
1. Конституция, как основной закон государства

1.1. Основные понятия и определения, исторические аспекты…………..

1.2. Функции конституции, её юридические свойства…………………….

2. Классификация конституций………………………………….

2.1. Цели классификации, основные критерии

2.2. Виды конституций зарубежных стран …………………………….

2.3.Особенности различных видов конституций зарубежных стран

2.3.1. Классификация конституций по фактическому применению
2.3.2. Классификация конституций по времени принятия
2.3.3.. Унитарные и федеративные конституции.
2.3.4. Классификация по принадлежности самому федеративному государству или его субъектам
2.3.5.. Классификация в зависимости от характера политического режима.
2.3.6.. Писанные и неписанные конституции
2.3.7. Временные и постоянные конституции
2.3.8. Классификация конституций по способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены
Характеристика конституций зарубежных стран
Конституция Российской Федерации 1993 года.
Конституция Франции
Конституция Великобритании
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Лучшая работа 1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

Основной конституционный  текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Так, например, текст Конституции Италии состоит из раздела «Основные принципы» и двух частей – «Права и обязанности граждан» и «Государственный строй Республики». Части подразделяются на главы, главы на разделы, разделы на статьи. Схожую структуру имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть (США). Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения конституции по определенным вопросам. В отдельных конституциях имеются переходные положения (Италия).

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее  время они существуют только в  Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет  тот же круг предметов правового  регулирования, что и писаная. Иными  словами, неписаная конституция  закрепляет форму правления, форму  государственного устройства, структуру  высших органов государственной  власти, правовое положение личности и так далее, но ее предписания  содержатся не в едином документе, а  в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии в течение небольшого срока (1653 – 1660 гг.) действовала писаная конституция – орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная неписаная конституция Британии представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибка и удобна в практическом смысле, и в отличие от писаных конституций, не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов – от парламентского закона до создания нового прецедента.

Собственно конституция  Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, то есть принятые в различные годы и даже эпохи парламентом акты, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, каким считается Конституция страны, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, то есть зафиксированный на бумаге характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права.

Выражение «писанный» закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин «неписаный» закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом.

Судебные решения в  Великобритании составляют систему  «общего права», они затрагивают  главным образом права и свободы  граждан (что входит в любую писанную конституцию), а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество. Наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов – верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части  относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие  вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычаи представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность  кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения  правительства, находящегося у власти.

Суверенитет парламента –  фундаментальный принцип британского  конституционного права – также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами. В частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами10.

Исторически конституционные  соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств  в результате межпартийной борьбы. Здесь играет роль и медленная  эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто  не может заставить соблюдать  конституционный обычай. Парламент  – теоретический хранитель суверенитета – в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив  предыдущий обычай. Не существует точного  списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Статусное право носит  фрагментарный характер. Парламентских  актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех  тысяч, и это число постоянно  увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто  конституционные, целиком посвященные  какому – либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949  гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного  и уголовно – процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.11

Своеобразная система  английского конституционного права  в целом, безусловно, охватывает все  стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право  компонентов – судебные решения, закон или какой – либо обычай – не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

По своему характеру можно  сказать, что неписаная конституция  весьма близка по сути к фактической конституции. В настоящее время большинство конституций различных государств являются писанными, так как это облегчает работу государственных органов власти, имеющих единый, четкий источник положений, которыми данные органы должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности.

2.3.7. Временные и постоянные конституции

По времени действия конституции  делятся на временные и постоянные.

Обычно конституции принимаются  и действуют на постоянной основе, конечно, понятно, что даже наиболее тщательно разработанная конституция  может раньше или позже устареть и перестать отвечать вновь сложившимся  условиям (обычно политическим или  экономическим). Однако при принятии новой конституции предполагается, что она будет постоянной, то есть, ее действие рассчитано на более или  менее длительный срок. Постоянство  конституции страны – весьма положительный  признак, говорящий о стабильности данного государства, о тщательности разработки базовых положений основного  закона страны, о том, что развитие страны идет в направлении, предусмотренном при создании конституции.

Однако временный характер конституции не говорит об ее ущербности или неполноценности. Это скорее признак того, что в стране ожидают и готовятся к серьезным изменениям, к изменениям настолько важным и коренным, что принятие постоянной конституции не представляется целесообразным, так как ожидаемые изменения либо трудно предсказуемы, либо временная конституция выступает в роли своего рода проводника, обеспечивающего страховку, обосновывает существование и функционирование государства в течение какого-то периода.

Временные конституции могут  приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного  события. Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая всего 20 статей, действовала  до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Большинство конституций  являются постоянными. Например, Конституция  Мексики 1917 г., содержащая наибольшее число  поправок или самая старая конституция  – конституция США, являются постоянными, устойчивыми.12

Многие государства, обычно латиноамериканские, за сравнительно недолгий период своего существования  сменили десятки конституций, так  например Боливия – 20 конституций, Колумбия – 11, Доминиканская Республика – 15, Гаити – 23, Венесуэла  - 22. Это  было следствием частых военных переворотов, характерных для этих стран, а  также стремлением военных, пришедших  к власти насильственным путем, закрепиться  у власти более легальным и законным способом.

2.3.8. Классификация конституций по способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены

По способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены, конституции также подразделяются на: жесткие, особо жесткие и гибкие конституции.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который  принят для обычной законодательной  процедуры. Как принятие конституции, так и её изменение относится  к компетенции законодательной  власти.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские  законы. Никаких особых процедур для  этого случая не предусмотрено. К  этому типу относятся конституции  Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого  порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так, каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий  или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.

Гораздо сложнее обстоит  дело, когда нужно изменить жесткую  конституцию. Жесткость конституций  имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения  жесткости конституций.

Чаще всего для изменения  конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в  палатах парламента. Иногда требуется  повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких  конституций предусматривается  утверждение поправок на референдуме  или определенным большинством субъектов  федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.13

Жесткость является одной  из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.

В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в  большую часть положений Конституции  Мальты требуется абсолютное большинство  голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое  большинство присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке  избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции  изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим  утверждением на референдуме14. [19, 97]

В индийской Конституции  ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению  двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с  последующим одобрением не менее  половины легислатур (законодательных  собраний) штатов. Такие же положения  Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента.

Наиболее распространенный способ инкорпорирования поправок в  текст конституции — простая  замена прежних положений вновь  утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.).

Однако известен и другой способ включения поправок, а именно прибавление новых положений  к действующему тексту без формального  исключения тех норм, которые перестали  действовать. США первыми применили  такой способ: поправки публикуются  отдельно после первоначального  текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок  в абзаце 6 ст. 245: «Поправкам будут  присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться  вслед за текстом Конституции  без изменения ее текста со ссылкой  после какой измененной статьи на номер и дату поправки».15 Этот способ используется в Югославии.

Главная причина внесения изменений в конституции заключается  в новом соотношении политических сил в обществе. Для реформирования жестких конституций это соотношение  должно измениться в значительной мере, причем изменение должно быть более  или менее устойчивым.

Наиболее часто влияние  изменившегося соотношения сил  заметно при преобразованиях  коренных положений конституций  — о правах и свободах, о форме  правления и т.п. Однако есть поправки, которые носят технический характер и не вызывают острой борьбы в парламенте и обществе.

Информация о работе Классификация мировых конституций