Классификация (виды) третейских судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

Различные экономические споры между хозяйствующими субъектами решаются двумя законными способами: основным – через государственный суд, и альтернативным, который отнюдь не менее значим. Современная правовая система любой страны должна предусматривает оба этих способа. Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Содержание

Введение
1. Краткая характеристика развития третейских судов.
2. Понятие и виды третейских судов
1. Понятие международного и коммерческого арбитража
2. Виды третейских судов
3. Заключение.
4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по несуд формам защиты гп.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Оглавление:  

     Введение

  1. Краткая характеристика развития третейских судов.
  2. Понятие и виды третейских судов
    1. Понятие международного и коммерческого арбитража
    2. Виды третейских судов
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Различные экономические споры между хозяйствующими субъектами решаются двумя законными способами: основным – через государственный суд, и альтернативным, который отнюдь не менее значим. Современная правовая система любой страны должна предусматривает оба этих способа. Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и развитием регулирования связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ.

  Использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия.                 

Однако мой реферат  посвящен классификации третейских судов, но начать свою работу хочется с краткой истории развития.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1. Третейские суды: краткая история развития  

Третейский суд  является самым первым судом в  истории общества и наиболее демократично формируемым органом разбирательства споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада».

И некоторые  исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд предшествовал  государственному.

 На Руси  наиболее распространенной была форма договорного разрешения споров при посредничестве третейского суда, как суда авторитета третьего лица. Древнейшим историческим памятником института третейского суда на Руси является Договорная грамота великого князя Дмитрия Ивановича  Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым от 1362 г. Главное назначение третейского суда на Руси – не столько строгое следование букве закона, сколько прекращение самой вражды, распри.

Существовали  следующие формы древнерусского третейского суда:

1. Третейский  суд   с   суперарбитром:   последним   нередко    был  митрополит.

2. Третейский  суд  без  суперарбитра,  из  нескольких лиц, во главе  которых стоял игумен, иногда  в качестве третейских судей  был только игумен с братией.

3. Мировой ряд – весьма употребительная форма окончания споров полюбовным соглашением при участии «рядцев и послухов».

Первоначально применяемой формой договора была устная, которая затем, с развитием цивилизованности трансформировалась в письменную. Этот акт назывался записью. По уложению 1649 г., запись существовала «для силы компромисса». Запись свидетельствовалась рукоприкладством участников договора. Решение третейских судей по древнерусскому праву – только мнение, которое тотчас же объявлялось сторонам. Решение третейских судей должно было быть единогласным и получало силу окончательного решения сразу после оглашения. Жалоба на третейских судей допускалась только в тех случаях, когда между самими третейскими судьями возникали разногласия, а потому и не могло состояться решение.

В таком случае предусматривалась кассация приговора. В Соборном уложении 1649 г. решение  третейского суда впервые приравнивается к решению суда государственного. Формируемый на основе добровольного  соглашения сторон, третейский суд  относился к числу особых судов, дело в которых начиналось лишь по искам частных лиц. В 1832 г. было утверждено Положение о третейском суде. Это Положение входило в Свод законов 1833, 1842 и 1857 гг. По Положению 1831 г. узаконенный третейский суд предназначался для разбора споров между членами товарищества и вообще споров по делам акционерных кампаний, как между самими акционерами, так и между кампаниями и лицами посторонними. Узаконенному третейскому суду предписывалось руководствоваться в производстве дел правилами и обычаями, принятыми в общей торговой практике.

На узаконенный  третейский суд допускалась апелляция, которая подавалась во вторую инстанцию  суда. В 1887 г. Министерство юстиции вышло  в законодательном порядке с  представлением о дополнении Устава гражданского судопроизводства категорическим запрещением поручать третейским судам дела, касающиеся недвижимого имущества. Государственный совет постановил изменить постановление о третейском разбирательстве в том смысле, чтобы оно не могло служить орудием обхода закона. Было включено правило о том, что разрешению третейского суда не подлежат дела о недвижимом имуществе, когда в числе участвовавших были лица, ограниченные по закону в права приобретения, владения и пользования им.

Таким образом, идея третейского  суда была существенно нарушена. К деятельности третейских судов настороженно относились не только  позднейшее законодательство и судебная практика, но и ученые юристы-практики. Третейские суды фактически были изъяты из гражданского оборота. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года было предусмотрено, что граждане имеют право передавать свои споры о праве гражданском на рассмотрение третейского суда.   В период НЭПа институт третейских суда успешно использовался частными, предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы их споры по коммерческим операциям не стали достоянием гласности.

В 20-е годы государственным  предприятиям было запрещено прибегать  к помощи третейского суда, в 60-е  запрет касался колхозов и организаций  с их участием. Если третейский суд и внедрялся когда-то в странах бывшего СССР, то лишь с целью разгрузки государственных арбитров.

В начале 30-х  годов третейские суды в России получили новое развитие. Были образованы два  постоянно действующих третейских суда:

1. Морская арбитражная  комиссия (МАК, образована в 1930 году, ныне состоит при торгово-промышленной палате Российской Федерации);

2. Внешнеторговая  арбитражная комиссия – ВТАК, образована в 1932 г. Создание  ВТАК было связано с необходимостью  освобождения советских хозяйственных  и торговых организаций от третейского разбирательства почти всех дел за границей. Затем в 1993 году Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации был переименован в Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП Российской Федерации. За последнее время в России были созданы третейские суды в банковской сфере, в частности в 1992 г.

– Третейский суд  Ассоциации российских Банков (АРБ) –  принят порядок разрешения споров в  этом суде, который является постоянно  действующим третейским судом, при Юридическом агентстве Ассоциации.  

2. Понятие и виды третейских судов. 

2.1. Понятие международного коммерческого арбитража. 

Термин «международный коммерческий арбитраж» используется, во-первых, для обозначения в целом  механизма рассмотрения коммерческих споров; во- вторых, для обозначения органа (организации), созданного для рассмотрения таких споров; в-третьих, для обозначения конкретного состава арбитров, рассматривающего конкретный спор. В последних двух случаях используют дополнительный термин «арбитражный (третейский) суд». Термины «арбитражный суд» и «третейский суд» равнозначны.

1. Третейские  суды, рассматривающие споры в  области торговли и иных экономических  отношений, возникающих между  организациями и фирмами различных  государств, следует отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами как субъектами международного права. Вместе с тем третейские (арбитражные) суды, рассматривающие споры только по правоотношениям с иностранным элементом, следует отличать от системы арбитражных судов, разрешающих споры между хозяйственными организациями внутри страны.

2. Например, в  России согласно Федеральному  конституционному закону «О судебной  системе Российской Федерации»  в судебную систему входят  Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов (ст. 3).

Эти суды созданы  главным образом для разрешения споров между хозяйственными организациями  внутри страны.

Поэтому дополнительное указание «третейский суд» должно подчеркнуть негосударственную природу международного коммерческого арбитража.

Международный коммерческий арбитраж – это третейский суд, постоянно действующий или  специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для сторон решения. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. В этом смысле можно утверждать, что арбитраж является институтом, полностью противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т.е. вытекающих главным образом из гражданско-правовых и главным образом торговых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент» в той или иной форме.

Национальное  законодательство представлено внутригосударственными актами (обычно законами) о международном  коммерческом арбитраже.        В России в настоящее время существует и применяется Закон РФ                     «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993г.1 Этот закон был разработан в соответствии с основными положениями типового закона ЮНСИТРАЛ 1985г., что прямо подчеркивается в его преамбуле. В связи с этим следует особо отметить роль нормативных документов неюридического характера в системе источников права, регулирующих деятельность международного коммерческого арбитража. К их числу относятся не только вышеуказанный Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985г., разработанный под эгидой и в рамках ЮНСИТРАЛ, но и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976г., а также Арбитражный регламент ЕЭК ООН 1966г., предусматривающие порядок формирования и функционирования «изолированного арбитража». По своей природе данные документы не носят юридически обязательного характера, а имеют лишь рекомендательный характер. Однако их большая значимость обусловила их широкую применимость на практике. Национальные законы различных государств о международном коммерческом арбитраже, разработанные на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985г., позволяют говорить об унификации МЧП в данной области на внутригосударственном уровне. Что касается норм Арбитражных регламентов, то их практическое применение обусловлено прямой отсылкой к их положениям в арбитражном соглашении между спорящими сторонами. В этом случае процедура арбитражного разбирательства и все вопросы, связанные с ней, будут разрешены только на основании этих регламентов.

Российский Закон  «О международном коммерческом арбитраже», разработанный на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ и принятый в 1993г., состоит из преамбулы, 36 статей и двух приложений, представляя собой весьма объемный и детальный документ. Закон включает в себя положения, регулирующие:

- арбитражные  соглашения;

- состав арбитража  и его компетенцию;

- ведение арбитражного  разбирательства и его прекращение;

- вынесение арбитражного  решения и основания для его  оспаривания;

- признание и  приведение в исполнение арбитражных  решений.

Российский закон дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому арбитражу, в частности понятий арбитража, третейского суда и суда (ст.2). Следует отметить полное совпадение определений арбитража в российском законе и в Европейской конвенции 1961г. оба документа понимают под арбитражем любой арбитраж независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением. Закон наделил существенными полномочиями Президента Торгово-Промышленной палаты РФ, которые особенно важны при рассмотрении спора в «изолированном» арбитраже на территории России. К ним относятся полномочия по назначению арбитра или суперарбитра (п.3-4 ст.1); по отводу арбитра (п.3 ст.13); по прекращению полномочий (мандата) арбитра (п.1 ст.14). В силу указаний российского закона арбитраж разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии каких-либо указаний сторон арбитраж применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (ст.28). Наиболее существенным аспектом юридической природы арбитража выступает его негосударственный характер, что позволяет отличить его от государственного суда. Арбитраж – это третейский суд, компетентный рассматривать спор только в случае наличия арбитражного соглашения между спорящими сторонами, т.е. в случае явно выраженного согласия обеих сторон.

Суд – это  орган судебной системы государства, наделяемый компетенцией в силу законодательства, в силу прямого указания национального  права, а не в силу соглашения сторон.

1 Особенно рельефно  различие в юридической природе  этих юрисдикционных органов  проявляется в тех случаях,  когда согласительного характера  арбитража недостаточно для решения  отдельных процессуальных вопросов. В этом случае налицо прямая  зависимость арбитража от государственного суда, которая выражается в законодательном закреплении за арбитражем права обращаться к суду в определенных ситуациях.

Информация о работе Классификация (виды) третейских судов