Классификация (виды) третейских судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

Различные экономические споры между хозяйствующими субъектами решаются двумя законными способами: основным – через государственный суд, и альтернативным, который отнюдь не менее значим. Современная правовая система любой страны должна предусматривает оба этих способа. Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Содержание

Введение
1. Краткая характеристика развития третейских судов.
2. Понятие и виды третейских судов
1. Понятие международного и коммерческого арбитража
2. Виды третейских судов
3. Заключение.
4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по несуд формам защиты гп.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

МАК была создана  при Всесоюзной торговой палате несколько раньше, чем МКАС  - в 1930г.

Компетенция МАК возникает в силу:

а) арбитражного соглашения;

б) совершения сторонами  действий, свидетельствующих о добровольном подчинении юрисдикции Комиссии;

 в) в силу  международных договоров РФ.

В компетенцию  МАК входят споры, вытекающих из договоров  и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового  мореплавания.

При этом сторонами  таких отношений могут быть субъекты российского и иностранного права  или только российского, либо только иностранного права.

МАК разрешает  споры, вытекающие их отношений: по фрахтованию  судов, морской перевозке грузов и перевозке грузов в смешанном  плавании (река-море); по морскому страхованию; по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов; по спасанию на море; отношения, связанные с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов и т.д. (ст. 2 Положения о МАК при ТПП РФ).

МАК состоит  из 25 членов, которые утверждаются Президиумом ТПП РФ сроком на 4 года. В отличие от МКАС членами МАК являются только российские граждане. Каждая из сторон избирает арбитра из числа членов комиссии.

Стороны не вправе избирать лицо, не являющееся членом МАК. Если избранные ими арбитры не приходят к единому мнению относительно того, как должен быть разрешен спор, они в 10-дневный срок избирают арбитра-председателя. По соглашению сторон спор может быть рассмотрен единоличным арбитром. 

По просьбе  сторон председатель может установить форму и размер обеспечения требования, в частности вынести постановление о наложении ареста на находящееся в порту судно или груз другой стороны.

Правила производства дел определяют процедуру арбитражного разбирательства. Оно возбуждается подачей искового заявления, реквизиты которого определены в Правилах производства дел. Арбитражный сбор устанавливается в МАК в размере до 2% от суммы иска. Если истец не уплатил арбитражный сбор, исковое заявление считается неподанным. Подавая исковое заявление, истец должен указать избранного арбитра или попросить председателя Комиссии его назначить. Ответчик назначает арбитра в 30- дневный срок. Если ответчик не избирает арбитра в указанный срок, его назначает председатель МАК.

Разбирательство дела происходит в открытом заседании. Однако по просьбе любой из сторон дело может рассматриваться в закрытом заседании.

Процедура арбитражного разбирательства аналогична той, которая  установлена в МКАС. Решение МАК  может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд РФ или опротестовано Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Если ВС РФ найдет, что решение существенно нарушает действующее законодательство или оно неправомерно, он отменяет это решение и возвращает дело в МАК на новое рассмотрение другому составу арбитража.

Если в течение  месяца решение МАК не было обжаловано или опротестовано, оно вступает в законную силу. 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение.  

На сегодняшний  день в России третейское разбирательство  в целом урегулировано. Два Федеральных  закона "О международном коммерческом арбитраже" и "О третейских судах в Российской Федерации", а также согласованные изменения в процессуальных кодексах (Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации) регламентируют все основные вопросы статуса, деятельности третейских судов, как международных, так и "внутренних", а также вопросы оспаривания и исполнения принятых ими решений.

Однако принятие вышеуказанных нормативных актов, конечно же, не исключает всех тех  проблем третейского разбирательства, которые реально существуют сегодня в России.

Важнейшей задачей  развития законодательства об арбитражах, третейских судах является синхронизация  внутреннего законодательства со стандартами  международного уровня. В литературе справедливо отмечается, что "важной предпосылкой успешного развития арбитража является также наличие национального законодательства, которое устанавливает рамки и обеспечивает функционирование международного арбитража в отдельных государствах.

Среди важных направлений  развития правового регулирования третейского судопроизводства - усовершенствование норм, регулирующих определение четкой предметной подведомственности дел, которые компетентны рассматривать третейские суды необходимо более четко определиться с категориями споров, передаваемых на разрешение третейского суда. Обусловлено это тем, что ряд споров возникает на стыке частных и публичных отношений либо может иметь смешанный - частноправовой и одновременно публично-правовой - характер. К примеру, необходимо более четкое регламентирование возможностей рассмотрения споров относительно права собственности на недвижимое имущество.

В то же время, несмотря на то, что третейские суды должны выступать  как инструменты саморегулирования  предпринимательского сообщества, без  государственной поддержки третейского разбирательства становление этого юрисдикционного института будет неизбежно сталкиваться с труднопреодолимыми препятствиями. Государственная поддержка третейского разбирательства может иметь различные формы и предусматривать различные меры. К числу таковых необходимо отнести в первую очередь меры по законодательному обеспечению деятельности третейских судов. Другим направлением поддержки третейского движения является деятельность, направленная на укрепление взаимодействия между третейскими судами и компетентными государственными судами (судами общей юрисдикции и арбитражными судами).

По сию пору актуально звучат слова замечательного русского юриста, пропагандировавшего  и изучавшего третейское разбирательство, А.Ф. Волкова: "При неустойчивости взглядов, существующих в современных законодательствах и юридической литературе на природу третейского договора, вновь возникшие торговые третейские суды требуют особо бережного и внимательного к себе отношения. Никогда не следует забывать, что третейские суды могут правильно функционировать и иметь присущую им силу, значение и прочную устойчивость только благодаря свободным договорным отношениям сторон, а не вследствие принудительных предписаний законодательств". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лирература:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 
 

2. Гражданский  процессуальный Кодекс РСФСР  утв. ВС РСФСР 11.06.1964 

3. Закон РФ  от 07.07.1993 N 5338-1"О международном  коммерческом арбитраже" 

4. Арбитражный  процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) 

5. Федеральный  закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских  судах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) 

6. " Гражданский  процессуальный Кодекс Российской Федерации " от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) 

7. Постановление  ВС РФ от 24.06.1992 N 3115-1 "Об утверждении  временного положения о третейском  суде для разрешения экономических  споров" 

8. Постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.01 N 1293/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5 

9. Бакхауз Н.А.  Оспаривание решений третейского  суда в действующем Российском  законодательстве. Арбитражный и  гражданский процесс", N 10, 2003 

10. Власов А.  А. Гражданско-процессуальное право. С. 408. 

11. Виноградова  Е. А. «К вопросу о так  называемом «статусе» постоянно  действующего третейского суда». // Хозяйство и право. 1994. № 3 С. 94. 

12. Завидов Б.Д.  Комментарий к Федеральному закону  «О третейских судах в Российской  Федерации Юридический Дом "Юстицинформ", 2003 

13. Комаров А.С.  Основополагающие принципы третейского  суда // Вестник ВАС РФ. 2001. N 4. С. 87 - 94  

14. Комментарий  к Гражданскому процессуальному  кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. Г. П. Ивлев. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 508. 

15. Комментарий  к Гражданскому процессуальному  кодексу Российской Федерации. / Под ред. Г. А. Жилина. 

16. Комментарий  к Федеральному закону "О третейских  судах в Российской Федерации" / Отв. ред. А.Л. Маковский, Е.А.  Суханов. М.: Статут, 2003. С. 7. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классификация (виды) третейских судов