Конституционные основы права на жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика конституционного права на жизнь 5
1.1. Содержание права на жизнь: некоторые вопросы теории и законодательной формации 5
1.2. Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека 9
1.3. Обеспечение права на жизнь 12
Глава II. Проблема права на жизнь и смертной казни 16
2.1. Общие сведения о смертной казни 16
2.2. Право на жизнь и конституционно-правовые аспекты применения смертной казни 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы права на жизнь.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     В юридической литературе реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств. Как конечный результат, она означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий.  Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права[8].

     Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс.

     Вопрос  о структуре механизма реализации прав граждан в юридической науке является дискуссионным. Так, иногда в нем выделяют три составные части:

     1) механизм обеспечения, являющийся  предпосылкой осуществления прав граждан

     2) механизм непосредственной реализации - фактического претворения этих прав в жизнь

     3) механизм защиты, вступающий в действие при нарушении прав и направленный на их восстановление. Это представляется не вполне правильным, поскольку и обеспечение и защита прав выступают как процессы, постоянно сопровождающие действие непосредственно механизма реализации.

     Для понимания действия механизма правового  обеспечения конституционных прав и свобод граждан необходимо: во-первых, раскрыть роль государства в обеспечении прав и свобод граждан; во-вторых, показать соотношение охраны и защиты норм права в сфере обеспечения прав и свобод как стадий процесса их реализации; в-третьих, охарактеризовать формы и способы реализации прав; в-четвертых, раскрыть систему гарантий данного процесса.

     Одна  из главных особенностей реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например жизнью, здоровьем, то есть благами, неотъемлемыми от него. Характер многих конституционных прав и свобод делает ненужной юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение, поскольку они принадлежат ему с момента рождения. Их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами в виде прав и свобод, и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием.

     Конечно же, здесь речь идет лишь о юридическом  аспекте обеспечения основных прав и свобод. В реальной жизни человек  сам, руководствуясь инстинктом самосохранения и здравым смыслом, постоянно заботится о своих правах и свободах. От него самого во многом зависит, насколько комфортным будет его существование.

     Исключение  составляют лишь те случаи, когда гражданин  вынужден прибегать к защите, например к необходимой обороне. В таких  ситуациях гражданин сам осуществляет активные, юридически значимые действия по осуществлению и защите своих конституционных прав и свобод. Но в целом конституционные права и свободы гражданина обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Государство возложило на себя обязанность создавать, насколько это возможно, условия осуществления конституционных прав и свобод гражданина. Реализуя эту обязанность, государство стремится свести к минимуму посягательства на конституционные права и свободы, а если они совершаются, то быстрее прореагировать на них. То есть реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. В этом состоит вторая особенность реализации исследуемой группы прав и свобод.

     Необходимо  отметить еще один аспект обеспечения  государством конституционных прав и свобод граждан. Принцип свободы осуществления прав человека в Республики Беларусь, равно как и во многих странах мира, имеет пределы своего действия. Допускается возможность ограничения конституционных прав и свобод посредством федерального закона.

     Таким образом, ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина со стороны государства предполагают решение следующих задач: 1) поддержание правопорядка;

2) обеспечение  личной безопасности;

3) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства;

4) создание  благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности;

5) учет  минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан. Следует подчеркнуть, что задача обеспечения охраны прав и свобод граждан государством имеет первостепенное значение и возглавляет вышеприведенный перечень[9].

     Представляется, что охрана и защита государством конституционных прав и свобод граждан  от противоправных посягательств являются стадиями процесса реализации конституционных  прав и свобод граждан. Именно в наличии этих двух стадий проявляется специфика реализации прав и свобод.

     Для обеспечения беспрепятственного пользования  такими благами, как конституционные  права и свободы, главное значение имеет деятельность по предупреждению посягательств на них. Ведь пресечение посягательства на такие конституционные права, как жизнь и здоровье, а также наказание за убийство или причинение телесных повреждений в качестве мер защиты, восстановить процесс пользования жизнью и полноценным здоровьем не могут. Хотя этот момент не умаляет роли защиты права как стадии реализации.

     Только  государство и его органы обладают правом, государственно-властными полномочиями по осуществлению в масштабах  всей страны мер по охране и защите конституционных прав и свобод. У  общественных организаций и формирований, массовых правозащитных движений и иных организаций отсутствуют необходимые полномочия, силы и средства для того, чтобы обеспечить полноценную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.

     Необходимо  отметить, что потребность в государственно-правовой охране прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Рост конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, – с другой, определяют увеличение значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод. Правовая форма охраны прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.

     Дальнейшее  совершенствование системы государственных  гарантий основных прав и свобод граждан предполагает уяснение некоторых теоретических положений, определяющих сущность и особенности института государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, лежащего в основе концепции механизма охраны. Целесообразно, на наш взгляд, выделить следующие проблемы: понятие и содержание института государственно-правовой охраны основных прав и свобод граждан; состояние государственно-правовой деятельности по охране основных прав и свобод на современном этапе развития; пути усиления государственно-правовых гарантий основных прав и свобод граждан в механизме государства; совершенствование системы органов государственной власти; возможности расширения сферы обжалования и государственного контроля; дифференциация процедур государственно-правовой охраны основных прав и свобод граждан; создание более благоприятных условий для активного участия граждан в охране их конституционных прав и свобод.

     Государственная охрана прав и свобод человека и гражданина - это институт конституционного права. Он представляет собой юридический комплекс, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных, прежде всего, в Конституции РБ.

     Конституция Республики Беларусь устанавливает целый комплекс правовых норм, которые определяют сущность государственно-правовой охраны как института правового государства, представляющего ведущее направление деятельности органов государственной власти. Конституция определяет направления государственно-правовой охраны, основные права и свободы, подлежащие охране, виды соответствующей государственно-правовой деятельности, условия надлежащей организации государственно-правовой деятельности и гарантии законности реализации государственно-правовой охраны. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании системы их охраны и защиты, в которую включаются меры по созданию условий реализации прав и свобод, судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также четкие юридические процедуры такой охраны и защиты[1].

 

ГЛАВА 2.  ПРОБЛЕМЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ И СМЕРТНОЙ КАЗНИ 

     2.1. Общие сведения  о смертной казни 

            Одним из центральных, в рамках права на жизнь, является вопрос о смертной казни. В настоящее время 35 государств полностью отменили смертную казнь, в 18 она сохранилась только лишь как исключительная мера наказания в отношении тяжких преступлений, в других же странах, где смертная казнь еще сохранилась, она практически не применяется. Но есть и такие страны (Гватемала, Гана, Ливия, Турция, Ямайка, Сингапур и т.д.), где смертная казнь не только существует в законе, но и применяется довольно широко. Например, в Сингапуре смертная казнь обязательна за обладание боле чем 15 граммами героина. По этому международные стандарты по правам человека в настоящее время не содержат безусловного требования об отмене смертной казни и этот вопрос решается самостоятельно каждым государством.

     Беларусь - единственная европейская страна, в которой смертная казнь существует как юридически так и фактически. Большая часть населения поддерживает это существование. Приводится равное количество аргументов как в защиту так и за отмену этого вида наказания[2].

     Смертная  казнь – один из видов наказания  за совершенное преступление, предусматривающий лишение подсудимого жизни. В некоторых случаях смертная казнь, считающаяся высшей мерой наказания, может быть заменена пожизненным заключением или же подсудимый может быть помилован государством. Приведению приговора в действие предшествует длительное судебное разбирательство. В современном мире различают два вида смертной казни: квалифицированная и неквалифицированная.  В первом случае могут применяться различные виды казни, во втором – законодательством предусматривается только один вид. Смертная казнь считается одним из древнейших видов наказания и продолжает существовать и применятся во многих государствах и по сей день.

     Тем не менее, справедливость данной меры наказания подвергалась сомнению еще  в эпоху античности, когда на смертную казнь указывали как на неэффективное наказание. Кроме того, всегда существовал высокий риск применения данной меры наказания в отношении невиновных.

     Сегодня во всем мире отмечаются две важные тенденции: это не только снижение количества случаев применения смертной казни, но и ее окончательная отмена.  Смертная казнь признана противоречащей законам демократии и общечеловеческим моральным ценностям.

     Немного в современном мире сохранилось  таких устойчивых ко времени и  здравому смыслу предрассудков, как представление многих людей о смертной казни. В ней видят социально оправданное, допустимое и даже необходимое и эффективное средство борьбы с преступностью.

     Проблема  смертной казни должна обсуждаться  и решаться на основе всестороннего анализа и взвешенных оценок, свободных от устоявшихся мифов и иллюзий.

     Прежде  всего нужно развенчать распространенное заблуждение о том, что смертная казнь может сдерживать преступность. Наука и трезвые исторические оценки свидетельствуют о другом.

     Обыденные представления, естественные чувства подталкивают людей, узнавших об очередном страшном преступлении, к выводу – «убивать надо этих злодеев». Но это не более чем эмоциональная реакция, в основе ее лежат понятные чувства возмездия.

     Смертная казнь в Беларуси  —   это не особая примета нынешнего режима. С советских времен смертная казнь была важной формой содержания людей в повиновении ко власти. Современные власти именно потому и сохраняют эту меру. На разных этапах развития Беларуси цифры казненных разные. В советские времена  — весьма значительны. Например, в 1937 году за один месяц расстреляли 12000 человек польской национальности — как польских шпионов. Во времена Лукашенко расстреливали до 40 человек в год. В прошлые годы расстреливали по 1-2 человека.

Информация о работе Конституционные основы права на жизнь