Мировой суд и его положение в системе судов общей юрисдикции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:04, реферат

Описание работы

Институт мировых судей является сравнительно новым для современной российской судебной системы. Он образуется и действует на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системы РФ» и Федерального закона «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
История становления 3
Сущность института мировых судей в России 4
Основные процессуальные особенности осуществления мировыми судьями своих полномочий 7
Компетенция мировых судей в Российской Федерации 11
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

мировой суд.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     Государственный университет Высшая школа экономики

     Факультет Права 
 
 
 
 
 
 

     «Мировой суд и его положение в системе судов общей юрисдикции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва 2010 
 
 

Оглавление

 

Введение

     Институт  мировых судей является сравнительно новым для современной российской судебной системы. Он образуется и действует на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системы РФ» и Федерального закона «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

     Тема  моей работы видится достаточно актуальной на сегодняшний день, потому что существует много вопросов и разногласий по поводу необходимости этого института в российской судебной системе и достаточной его правовой урегулированности. Ведь многие авторы считают, что в действующем российском законодательстве мировой суд потерял свое изначальное правовое значение, от него осталось всего лишь название. Также существуют большие разногласия по поводу компетенции мировых судей.

     Задачей данной работы было дать основные характеристики мирового суда как низшей ступени  судов общей юрисдикции в Российской Федерации, описать его компетенцию и функции, а также сравнить с более ранними зачатками данного института, которые сложились еще в XIX веке в Российской Империи.

История становления

     Впервые мировые суды появились в Англии (в XIV в.), затем – в Северной Америке (в XVII в.) и во Франции (в конце XVIII в.). В России должности мировых судей были учреждены в ходе Судебной реформы Александра II, желавшего, чтобы «правда и милость» царствовали в судах. Мировые судьи и их съезды были созданы в качестве местного суда. Согласно ст. 41 Учреждения судебных установлений 1864 года, мировой судья должен был постоянно находиться на своем участке, принимать просьбы везде и во всякое время, а в необходимых случаях разбирать дела и на местах, где они возникли. Судебные уставы 1864 года предусматривали единоличное рассмотрение участковыми и почетными мировыми судьями гражданских и уголовных дел. Гражданских – при цене иска до 500 (позднее до 1 тыс.) руб.; а уголовных дел, если речь шла о возможном наказании в виде выговора, замечания и внушения, о денежном взыскании не свыше 300 рублей, об аресте до трех месяцев либо о тюремном заключении не свыше одного года. Мировые судьи избирались из местных жителей на три года уездными земскими собраниями, а в городах – городскими управами. Съезд мировых судей как вторая инстанция действовал коллегиально в составе не менее трех судей. Он рассматривал дела в апелляционном порядке, т.е. с вызовом сторон, свидетелей и других лиц. Съезд заслушивал заключение товарища (помощника) прокурора окружного суда. Дела по жалобам на приговоры и решения мировых съездов доходили до кассационного департамента Сената1.

            Однако действовать им пришлось недолго. Уже в 1889 г. мировые судьи были в основном упразднены. Оставлены они были в Москве, Санкт-Петербурге и в отдельных крупных городах, где также были ликвидированы несколько позже Декретом № 1 «О суде», принятом Советом Народных Комиссаров, который «приостановил» деятельность мировых судей на весь период существования советской власти. Но после принятия Конституции РФ встал вопрос возрождении института мировых судей как низшего звена судов общей юрисдикции. Основные принципы организации мировых судов сначала были прописаны в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», а затем появился Федеральный закон « О мировых судьях в Российской Федерации», который уже более детально рассматривает данный институт судебной системы.

Сущность  института мировых  судей в России

     Кто же такой современный мировой  судья в России?

     Можно назвать три основных фактора, повлиявших на разработку концепции мировой  юстиции в современной России:

  1. необходимость усиления гарантий доступности правосудия и приближения его к населению;
  2. развитие федерализма в России: необходимость предоставить возможность субъектам Федерации создавать собственные судебные органы;
  3. стремление увеличить количество судей, освободив районные суды от «малозначительных дел»2.

     Как и любой субъект процессуальных правоотношений, мировой судья характеризуется  своими отличительными признаками, в  которых выражается его сущность. Многие из этих признаков организации  и деятельности мирового судьи отражены не только в законах «О судебной системе Российской Федерации» и «О мировых судьях в Российской Федерации», но и в процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ). Выделяя общие и частные признаки, затрагивающие вопросы судоустройства и судопроизводства, можно составить следующий перечень признаков, характерных для института российского мирового судьи:

  1. выполнение только судебных функций суда низшей судебной инстанции;
  2. профессионализм (наличие высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы по юридической специальности);
  3. особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями путем выборов населением участка или законодательным органом субъекта Федерации;
  4. небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);
  5. статус местного (локального) суда субъекта Федерации;
  6. специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);
  7. осуществление судопроизводства только единолично;
  8. склонение сторон к примирению, ликвидации конфликта;
  9. использование отдельных упрощений юридических процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве (суммарный процесс);
  10. наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений.

     Мировые судьи относятся к числу судей  общей юрисдикции, осуществляющих свои полномочия в области уголовного, гражданского и административного  судопроизводства. При рассмотрении уголовных дел мировой судья  как суд первой инстанции вправе принимать судебные решения на стадиях подготовки судебного заседания (гл. 33-34 УПК РФ), в ходе судебного разбирательства (гл. 35-41 УПК РФ), а также при исполнении приговора (гл. 47 УПК РФ). В то же время мировой судья в сфере уголовно-процессуальных отношений не наделен полномочиями апелляционной, кассационной и надзорной судебных инстанций, и не вправе пересматривать свои решения в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств. Не может он рассматривать жалобы на действия и решения не только суда, но и лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (гл. 16 УПК РФ).

     Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении  правосудия они независимы и подчиняются  только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.

     Вступившие  в силу постановления мировых  судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

     На  мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе  судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.

     Таким образом, сущность института мировых  судей выражается в том, что они  являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей  юрисдикции, судьями и судом субъекта Федерации, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию.

Основные  процессуальные особенности  осуществления мировыми судьями своих  полномочий

     Как видно из статьи 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», принятом в декабре 1998 года, мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

     Согласно  статье 6 этого закона мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются население соответствующего судебного участка.

     Срок  полномочий мирового судьи определен  статьей 7 упомянутого закона и ограничен периодом – «не более чем на пять лет». Более конкретно срок полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. По истечении срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Повторный и последующий срок также устанавливаются законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет.

     Мировым судьей может быть только гражданин  Российской Федерации в возрасте от 25 лет и старше. Он должен иметь  высшее образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершать порочащих его поступков, сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

     Лица, имеющие стаж работы в должности  судьи федерального суда не менее 5 лет, от сдачи квалификационного  экзамена и представления рекомендаций квалификационной коллегии судей субъекта освобождаются, что, возможно, несколько сокращает процедуру оформления мирового судьи на должность. Так гласит статья 5 закона «О мировых судьях».

     Как и судьи вышестоящих по отношению  к мировым судьям других федеральных  судов, мировые судьи не вправе быть депутатами представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партия и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной или иной творческой деятельности.

     Законом субъекта Федерации могут быть предусмотрены  дополнительные требования к кандидату  на должность мирового судьи (ч. 2, 3 ст.5 Федерального закона «О мировых судьях Российской Федерации»).

     В соответствии с Федеральным законом  «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей  и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Количество и границы судебных участков внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной власти субъекта Федерации. Практическое решение этого вопроса зависит от учета многих факторов: нагрузки судей районных судов, возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (обеспечения помещением, оплаты труда работников, аппарата, финансирования дополнительных расходов и др.).

     Судебные  участки и должности мировых  судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

     В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.

     Работа  мирового судьи обеспечивается его  аппаратом. Структура и штатное  расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации; им могут присваиваться классные чины и иные специальные звания, установленные для работников федеральных судов

     Федеральным законом устанавливается порядок  финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых  судей. Финансирование мировых судей  должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и производиться из федерального бюджета. Это установление ФКЗ «О судебной системе РФ» призвано обеспечивать единство судебной системы Российской Федерации (ст. 3). Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Информация о работе Мировой суд и его положение в системе судов общей юрисдикции