Мировые судти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Россия несёт на своих плечах тяжёлое бремя реформирования. Введение института мировых судей - один из важнейших этапов проводимой в Российской Федерации судебной реформы. В целом ряде регионов штаты мировой юстиции полностью укомплектованы, и мировые судьи приступили к осуществлению правосудия. Тема мировых судей в России на протяжении всей истории их развития вызывала живой интерес ученых. Вот и сейчас у них появилась почва для исследований в этой области. В Российской Федерации наконец введен, а точнее возрожден, институт мировых судей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава1. Появление мировых судей в России……………………………………4
Глава 2. Мировые судьи в современной России………………………………...7
2.1. Требования предъявляемые кандидатам в мировые судьи, и порядок назначения их на должность………………………………………………………7
2.2. Проблемы финансового обеспечения мировых судей……………………...13
Глава 3. Компетенция мировых судей…………………………………………..16
3.1. Уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям…………….16
3.2. Проблемы возникающие в практике мировых судей………………………19
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………………………………..24
Нормативные акты………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.64 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава1. Появление мировых судей в России……………………………………4

Глава 2. Мировые судьи в современной России………………………………...7

2.1. Требования предъявляемые кандидатам в мировые судьи, и порядок назначения их на должность………………………………………………………7

2.2. Проблемы финансового обеспечения мировых судей……………………...13

Глава 3. Компетенция мировых судей…………………………………………..16

3.1. Уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям…………….16

3.2. Проблемы возникающие в практике мировых судей………………………19

Заключение…………………………………………………………………………23

Список используемой литературы………………………………………………..24

Нормативные акты…………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Сегодня  Россия несёт на своих плечах  тяжёлое бремя реформирования. Введение  института мировых судей - один  из важнейших этапов проводимой  в Российской Федерации судебной  реформы. В целом ряде регионов  штаты мировой юстиции полностью  укомплектованы, и мировые судьи  приступили к осуществлению правосудия. Тема мировых судей в России на протяжении всей истории их развития вызывала живой интерес ученых. Вот и сейчас у них появилась почва для исследований в этой области. В Российской Федерации наконец введен, а точнее возрожден, институт мировых судей.

   Рассматривая институт мировых судов в современных условиях, нужно учесть историческое его развитие и формирование, так как именно на базе исторического опыта, можно проследить закономерности предпосылок становления и развития института мировых судов, а также проблем, с которыми сталкивается мировая юстиция.

   Менялись  столетия, на смену одной власти  приходили другие, но неизменной  оставалась цель: - максимальное  приближение правосудия к народу. Появление мировых судей в  Российской судебной системе  обусловлено необходимостью создания  больших возможностей в плане  доступности судебной защиты. Сейчас  гражданам обратиться в районные  суды, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока, не всегда  просто, что вызвано их значительной  удаленностью от деревень и  поселков. Другими словами, могут  иметь место случаи, когда физическая, моральная и материальная нагрузка  на гражданина при обращении  в суд оказывается дороже иска, который он собирается заявить.  Участки же мировых судей предусматривается  создать как раз в административно  - территориальных образованиях  с численностью населения от 15 до 23 тыс. Таким образом, гражданину будет значительно проще получить судебную защиту своего нарушенного или оспариваемого права. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Появление мировых судей в России 

  Сегодня,  как никогда ранее, становится  реальным появление в России  мировых судей. Федеральный закон  «О мировых судьях в Российской  Федерации»1 подписан Президентом Российской Федерации 17 декабря 1998 года. В соответствии со ст. 1 названного Закона мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном Законом субъекта РФ. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются ФЗ от 29 декабря 1999 года «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ».2

   Мировые судьи – это не новое  правовое явление ни в мировом,  ни в отечественном судоустройстве. Их исторической родиной является  Англия, где в XIV веке сформировался институт мировых судей в их современном понимании. В дальнейшем он был воспринят многими другими странами – США, Канадой, Францией, Италией и другими. В их числе была и Россия, где мировые судьи появились в результате проведения в 1864 году Александром II судебной реформы.3

   Российский мировой судья в  ХIХ в. был полупрофессиональным. Квалифицированных юристов в  то время в стране не хватало.  Как указывалось в юридической  литературе, за период с 1840 по 1863 г. юридическое образование в России получили лишь 3650 человек. Между тем только мировых судей требовалось не менее 1320. Население страны составляло в то время около 85 млн человек. От кадрового голода страдал не только мировой суд, но и вся российская правовая система. Преодолеть такой грандиозный дефицит можно было только путем смягчения требований образовательного ценза. Официальная же точка зрения Государственного совета на эту проблему была выражена следующим образом: "Мировой судья должен пользоваться особым доверием местных жителей, а доверие это он может заслужить не столько юридическим образованием, сколько знанием народных понятий, нравов, обычаев".

   От самого словосочетания «мировые судьи» веет чем-то патриархальным, давно знакомым. И это действительно так: институт мировых судей существовал в России в конце XIX – начале XX веков. Принятый закон подтверждает известную истину : «Все новое – это хорошо забытое старое». Но это забытое старое воссоздано с учетом новых условий и требований.

   Впервые о необходимости возрождения  в России мировых судей было  сказано в Концепции судебной  реформы 1991 года, представленной  Президентом и одобренной Верховным  Советом Российской Федерации.  Затем Закон о статусе судей  1992 года, учитывая перспективу появления  института мировой юстиции, в  ст. 11 установил пятилетний срок  полномочий мировых судей, избираемых  населением округа.

   В 1996 году Федеральный конституционный  закон «О судебной системе  Российской Федерации4» подтвердил идею создания мировой и определил, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

    10 октября 1997 года Государственная  Дума приняла закон о мировых  судьях, который 15 октября того  же года Совет Федерации отклонил, высказав при этом ряд замечаний. Неделю работала согласительная комиссия, и 24 октября федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был представлен Президенту для подписания и обнародования. 8 января 1998 года ознакомившись с представленным ему документом, Президент отклонил закон и высказал замечания, большинство из которых были вызваны несоответствием отдельных положений этого закона Конституции Российской Федерации. Закон был явно серым, нежизнеспособным и не мог дать России реального мирового судью.

   Опять приступила к работе  согласительная комиссия, в состав  которой вошли представители  Президента Российской Федерации  Совета Федерации, Государственной  Думы, Верховного Суда Российской  Федерации. Как и положено, Закон  был рожден спустя девять месяцев.  В основу его почти без изменения  положен текст, предложенный президентом.

    Закон устанавливает, что мировые  судьи являются судьями общей  юрисдикции субъектов Российской  Федерации и входят в единую  судебную систему Российской  Федерации. Закон «О судебной  системе Российской Федерации»  определяет, что мировой суд является  нижестоящей судебной инстанцией  по отношению к районному суду (ст.21).  Следовательно, законность  и обоснованность приговоров  и других решений мировых судей  будут проверять районные суды, которые для этой  цели получат полномочия судов второй инстанции.  В данное время почти 30% районных судов имеют в своем составе единственного судью, тогда как кассационное производство основано на принципе коллегиальности и может функционировать лишь при наличии трех профессиональных судей. Из этого можно сделать вывод, что катастрофическое положение судебной системы в ближайшее время, вероятно, потребует внесения изменений в федеральное процессуальное законодательство в той его части, которая регулирует состав суда второй инстанции.5

   На мой взгляд, институт мировых  судей в судопроизводстве был  хорош в тот исторический период  времени, когда людей с юридическим  образованием не хватало, а  законодательство в виде целостной  и логически законченной системы  норм только начинало устанавливаться. 

Глава 2. Мировые судьи в современной России 

2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, и порядок назначения их на должность 

   Законодательство субъектов Российской  Федерации в области назначения (избрания)  на должность мирового  судьи практически не имеет  отличий. Большинство из них  пошли по пути администрирования  и наименьших бюджетных затрат. Мировые судьи в субъектах  назначаются на должности законодательным  (представительным) органом государственной  власти субъекта, а не избираются  населением.6

   Пункт 8 ст. 13 Федерального Конституционного  Закона «О судебной системе  Российской Федерации» от 31.12.1996 года предусматривает назначение (избрание) мировых судей на должность  в порядке, установленном законами  субъектов Российской Федерации.  Законы субъектов не должны  противоречить федеральному законодательству  по вопросам, неурегулированном  последним.

Минимальные стандарты по возрасту выбраны для  того, чтобы мировой судья к  моменту занятия должности имел опыт, который позволил бы ему правильно разобраться в конфликтной ситуации по делам о незначительных правонарушениях и принять взвешенное решение по делу. Как правило, лица, достигшие 25 лет, имели в обществе определенный авторитет, были наиболее трудоспособными, зрелыми. Возрастной ценз для занятия должности мирового судьи обеспечивал приток кадров, имеющих определенный жизненный опыт, необходимый для осуществления правосудия и придания большего авторитета и доверия решениям мировых судей.

Аналогичные требования по возрасту предъявляются  и к нынешним федеральным районным и мировым судьям. Представляется, что в силу специфики дел, подлежащих разбирательству у мирового судьи, которые не представляют особой сложности, возраст для занятия должности  мирового судьи может быть существенно  снижен. Лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в  сфере предстоящей деятельности и умением применять их на практике. Тем более что к этому возрасту большинство из кандидатов на должности  мировых судей получают высшее юридическое  и специальное образование.7

  На  мировых судей и членов их  семей распространяются  гарантии  независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения  и социальной защиты, установленные  Законом о статусе судей и  иными федеральными законами.

  Мировой  судья не вправе быть депутатом  представительных органов государственной  власти или органов местного  самоуправления, принадлежать к  политическим партиям и движениям,  осуществлять предпринимательскую  деятельность, а также совмещать  работу в должности мирового  судьи с другой оплачиваемой  работой, кроме научной, преподавательской,  литературной и иной творческой  деятельности.

   Должностной оклад мирового судьи  устанавливается в размере 60 процентов  от должностного оклада Председателя  Верховного Суда Российской Федерации.  Должностной оклад мирового судьи,  осуществляющего деятельность в  городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов  от должностного оклада Председателя  Верховного Суда Российской Федерации.8

   Процедура отбора кандидатов на должности мировых судей следующая. Во-первых, отбор осуществляется на конкурсной основе. Исходя из толкования Закона, единственным условием конкурса является соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к мировым судьям, то есть требования к кондидату на должность судьи, установленным Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Поскольку в законодательстве о мировой юстиции порядок отбора кандидатов не урегулирован, то существующий порядок отбора на должность федерального судьи вполне можно применить к кандидатам на должность мирового судьи.

   Организация мировых судей подразумевает порядок, необходимые условия назначения их на должность, а также структуру разделения судебной власти и взаимоотношения ее с другими органами власти.

Правовой  статус мировых судей определялся: 1) их местом в системе органов  государства; 2) требованиями, предъявляемыми к кандидатам на занятие должности  мирового судьи; 3) порядком занятия  должности и смещения с нее; 4) правами и обязанностями, установленными законами о судоустройстве и судопроизводстве; 5) гарантиями реализации этих прав; 6) этическими правилами поведения.

Информация о работе Мировые судти в РФ