Общие правила исполнительного производства в общих судах Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 20:37, дипломная работа

Описание работы

Главная цель исследования - выявление проблем возникающих у судебного исполнителя в ходе совершения исполнительных действий и поиск их возможных решений в Республике Беларусь.

Достижение данной цели требует решения целого ряда задач:

- рассмотреть понятие исполнительного производства, компетенцию суда и судебного исполнителя;

- изучить порядок производства исполнительных действий;

- выявить и определить проблемы, с которыми сталкивается судебный исполнитель при исполнении судебных решений;

- предложить возможные пути решения проблем, возникающих в ходе совершения исполнительных действий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Общие положения исполнительного производства

1.1 Понятие исполнительного производства и его значение……………………………………………………………………7

1.2 Компетенция суда и судебного исполнителя в исполнительном производстве………………………………………………………………10

1.3 Процессуальные права и обязанности сторон в исполнительном производстве………………………………………………………………14



ГЛАВА 2. Исполнительное производство

2.1 Основания исполнения и исполнительные документы……………..18

2.2 Сроки в исполнительном производстве..…………………………….22

2.3 Возбуждение, приостановление, прекращение исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю...25



ГЛАВА 3. Взыскание по исполнительным документам с граждан.

3.1 Обращение взыскания на имущество, в том числе денежные средства граждан……………………………………………………………………..33

3.2 Особенности исполнения исполнительного документа о взыскании алиментов…………………………………………………………………..42

3.3Распределение взысканных денежных средств между взыскателями.50


Заключение………………………………………………………………….53

Список использованных источников………………………………….......56

Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!!!!1.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

    Стоит отметить, что контроль за правильным и своевременным удержанием алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, осуществляется судебным исполнителем по месту нахождения юридических лиц и граждан, у которых должник работает. Размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного судебным постановлением, Соглашением о детях, Соглашением об уплате алиментов или Брачным договором.

    Задолженность  по алиментам определяется в твердой  денежной сумме исходя из фактического заработка и (или) иного дохода, полученного должником за время, в течении которого не производилось взыскание. Если должник в этот период не работал или им не были предоставлены документы, подтверждающие его заработка и (или) иной доход, задолженность определяется последнему месту работы, если с момента увольнения прошло более трех месяцев – из средней заработной платы для данной местности путем умножения на количество месяцев задолженности на день начисления задолженности. Также задолженность может быть начислена исходя из заработка и (или) дохода, получаемого им на момент начисления задолженности по алиментам. Размер ежемесячных сумм  начисленной задолженности не может быть ниже вышеуказанного размера бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения.

      Расчет судебного исполнителя по определению задолженности утверждается судьей. При несогласии с определенным судебным исполнителем размером задолженности по алиментам должник или взыскатель могут обжаловать действия судебного исполнителя в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в порядке, установленном законодательством. Освобождение от уплаты или уменьшение задолженности по алиментам, уменьшение размера расходов по содержанию детей, освобождение от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей возможно только по решению суда.

       Индексация алиментов, взыскиваемых на основании исполнительных документов в твердой денежной сумме, производится нанимателем организацией, выплачивающей пенсии, пособия, стипендии и осуществляющей другие выплаты, а так же судом, выдавшим  исполнительный документ, пропорционально увеличению установленной законодательством Республики Беларусь базовой величины.

       Особое внимание наше государство уделяет проблеме по защите детей, находящихся на государственном обеспечении. Согласно декрету Президента Республики Беларусь, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении [7, с.1].

         Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в случае:

    1.отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

    2.отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

    3.лишения их родительских прав;

    4.нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

    5.отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

    Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

    За  несовершеннолетних родителей расходы  по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

    Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения, или в случае смерти родителя, или по решению суда при возникновении обстоятельств, влекущих освобождение от возмещения расходов по содержанию детей.

    Взыскателями  расходов по содержанию детей, как правило, являются:

    - управления (отделы) образования - в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;

       - детские интернатные учреждения, детские деревни (городки), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, - в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.

    В интересах взыскателей расходов по содержанию детей с требованием  о взыскании таких расходов вправе обратиться прокурор, в том числе по просьбе взыскателей. Требования о взыскании расходов по содержанию детей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении. Расходы по содержанию детей взыскиваются с обязанных лиц солидарно.

        Взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходы, а также на имущество обязанного лица. Названные лица должны обеспечивать полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей. Обязанным лицам запрещается отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, и транспортные средства.

    При недостаточности денежных средств  на погашение расходов по содержанию детей взыскание обращается на имущество  обязанного лица. Неработающие, а также работающие, но не в полном объеме возмещающие расходы по содержанию детей обязанные лица подлежат трудоустройству в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей. Вопросы трудоустройства обязанных лиц решаются судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав.

    В случае необходимости трудоустройства  обязанного лица, находившегося в  лечебно-трудовом профилактории или  освобожденного из мест лишения свободы, администрация лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел обязана за три месяца до истечения срока его пребывания информировать об этом суд по месту постоянного проживания обязанного лица, органы внутренних дел и органы государственной службы занятости, а также направить в суд исполнительный документ в день освобождения данного лица.

       Средства, перечисляемые родителями в добровольном порядке либо взысканные по судебному постановлению или исполнительной надписи нотариуса в счет возмещения расходов по содержанию детей, перечисляются на текущие счета по учету бюджетных средств:

    - районных, городских, районных в городе отделов образования, через которые финансируются учреждения, опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), в которых находятся дети обязанных лиц;

    - учреждений образования, финансируемых через управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, Министерство образования, иные республиканские органы государственного управления, в которых находятся дети обязанных лиц;

    - комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, через которые осуществляется финансирование детских интернатных учреждений, в которых находятся дети обязанных лиц;

    - домов ребенка, в которых находятся дети обязанных лиц.

    Учреждения  или управления (отделы) образования, комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, дома ребенка должны информировать  суд по месту постоянного жительства обязанного лица о непоступлении либо об изменении сумм расходов по содержанию детей, подлежащих взысканию.

    Обязанные лица, осужденные за преступления, предусмотренные  статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и за иные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании постановления суда, не подлежат условно-досрочному освобождению от наказания.

     Действительно, процесс взыскание с обязанных лиц расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении очень трудоемкий и заслуживает особого внимания. Поэтому, мы предлагаем из числа старших судебных исполнителей назначить человека, который бы занимался исключительно исполнительными производствами о взыскании расходов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Распределение взысканных  денежных средств  между взыскателями. 

     На  практике нередко возникает ситуация, при которой в отношении одного должника на исполнении находится несколько  исполнительных документов, а взысканных денежных средств недостаточно для погашения всей задолженности. Эта ситуация чаще всего затрагивает интересы юридических лиц, например в случае, когда предприятие взыскивает сумму причиненного работником ущерба, а работник является должником и по другим исполнительным документам.

     Так, согласно ст. 532 ГПК Республики Беларусь, из взысканных с должника денежных средств в первую очередь покрывают расходы по исполнению, остальная сумма поступает на удовлетворение требований взыскателей. Денежные средства, оставшиеся по удовлетворению всех требований, выдаются должнику.

     Денежные  средства, взысканные с должника, за исключением изъятых наличных денежных средств и подлежащие передаче взыскателям, зачисляются судебным исполнителем на депозитный счет суда, а затем  выдаются или перечисляются взыскателю.

     Для того чтобы начать вести речь о  необходимости распределения сумм между взыскателями, для судебного  исполнителя должно стать очевидным, что взыскателей, претендующих на денежные средства должника, несколько. Если исполнительные документы находятся в одном суде, то проблем нет. Однако возможна ситуация, когда исполнительные документы в отношении одного и того же должника находятся на исполнении в разных судах. Поэтому, ст. 533 ГПК предусмотрено, что если исполнительные производства в отношении одного и того же должника возбуждены в нескольких судах области (г.Минска), то они объединяются в сводное исполнительное производство по месту жительства должника или месту нахождения исполнительного органа юридического лица по решению начальника управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета. Если исполнительные производства в отношении одного и того же должника возбуждены в судах различных областей, то выполнение требований части седьмой  статьи  533 ГПК РБ осуществляется Министром юстиции Республики Беларусь или его заместителем.

     На  практике если такого объединения не произошло и у судебного исполнителя  отсутствуют сведения о наличии  иных исполнительных документов, то, естественно, взысканные суммы будут переданы тому взыскателю, информация о котором имеется у судебного исполнителя.

     При недостаточности взысканных с должника денежных средств для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эти денежные средства распределяются между взыскателями в порядке  очередности, установленной ст.534 ГПК РБ. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканных денежных средств для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому взыскателю.

     В соответствии со ст. 534 ГПК РБ в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов; требования по взысканию расходов, затраченных  государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;  требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Информация о работе Общие правила исполнительного производства в общих судах Республики Беларусь