Организация деятельности Правительства Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Правительство, также Кабинет или Совет Министров — высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

6
1.1 Понятие и основные признаки государственных исполнительных органов

6
1.2 Классификация исполнительных органов
9
1.3 Высшие и центральные исполнительные органы
10
2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

17
2.1 Правительство РК как высший орган государственного управления
17
2.2 Компетенция и полномочия Правительства РК
19
2.3 Взаимосвязь исполнительных органов РК с законодательными и судебными

26
3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

29
3.1 Выработка мер по проведению внешней политики Правительством РК

29
3.2 Процедура денонсации международных договоров РК
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Конституция РК, указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона, «О Президенте Республики Казахстан» от 26.12.95 г., устанавливают правовые, организационные, социальные гарантии,

Правовые гарантии деятельности Президента заключаются  в том, что он правомочен:

- выступать  от имени народа и государства;

- быть гарантом  единства народа и государственной  власти, незыблемости Конституции;

- обеспечивать  согласованное функционирование  всех ветвей государственной  власти[12].

В пределах своих  полномочий Президент:

- обеспечивает  государственный суверенитет РК, права и свободы человека и  гражданина;

- представляет  интересы Республики Казахстан  в международных отношениях и  внутриполитической жизни;

- учреждает  институты и органы государственной  власти и управления;

- издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

Организационные гарантии состоят в том, что Президент:

- назначает  очередные и внеочередные выборы  в Парламент;

- правомочен  прекратить досрочно в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Парламента и Правительства;

- влияет на  систему организации исполнительной  и других ветвей власти;

- председательствует  на заседаниях Правительства  по особо важным вопросам;

- формирует  администрацию Президента. Социальные гарантии обеспечивают:

- защиту чести  и достоинства, обслуживание и  охрану Президента и членов  его семьи за счет государства;

- регулярную  связь с народом через институты  выборов, непосредственно гражданами, обладающим активным избирательным  правом, референдума и ежегодного обращения с посланием к народу[13].

Ответственность как элемент административно-правового  статуса Президента имеет свои особенности.

Президент Республики Казахстан несет ответственность  в соответствии со статьей 47 Конституции  за действия, совершенные при исполнении своих, обязанностей, только в случае государственной измены и может быть отрешен от должности Парламентом.

В соответствии с административно-территориальным  устройством Республики Казахстан, исполнительная власть осуществляется ее органами, возглавляемыми акимами.

Аким - должностное  лицо, возглавляющее местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной  единицы. Является представителем Президента и Правительства Республики.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности.

Акимы всех административно-территориальных  единиц наделяются полномочиями государственно-распорядительного: характера, принимают решения, имеющие  обязательную силу на соответствующей территории: область, район, город, район в городе и т.д.

К основным направлениям деятельности акимов относятся;

- разработка  и представление на утверждение  маслихата проектов программ  экономического и социального  развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;

- представление  на утверждение маслихата проекта  бюджета и обеспечение его  исполнения;

- управление  коммунальной собственностью;

- назначение  на должность и освобождение  от нее руководителей структурных  подразделений местной администрации;

- координация  деятельности организаций по  управлению коммунальной собственностью  в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным  органом;

- регулирование  земельных отношений в соответствии  с земельным законодательством РК;

- принятие решений  о ссудах, займах и других долгосрочных  обязательствах[14].

При акиме может  быть создан консультативно-совещательный  орган - коллегия, состав которой утверждается акимом.

По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановления и распоряжения.

Деятельность  местных исполнительных органов  осуществляется на принципах:

- подотчетности  Президенту и правительству, вышестоящим  главам администрации;

- подконтрольность  соответствующему представительному  органу по вопросам его ведения;

- законности;

- единоначалия;

- обеспечения  прав, свобод и законных интересов  граждан;

- самостоятельности  и независимости в пределах  своей компетенции;

- сочетания  государственных и местных интересов;

- ответственности  за свою деятельность и принимаемые решения[15].

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается  аппарат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

 

2.1 Правительство РК как высший орган государственного управления

 

Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет  систему исполнительных органов  и руководит их деятельностью (ст. 64). Правительство является высшим органом  исполнительной власти Республики Казахстан. Такое определение раскрывает юридическую природу Правительства Республики Казахстан, показывает его место в системе разделения государственной власти на ветви и оценивает характер его деятельности. Как высший орган исполнительной власти, возглавляющий все исполнительные органы и руководящий их деятельностью, оно осуществляет государственное управление страной.

Правительство Республики Казахстан является самостоятельной  ветвью государственной власти и  олицетворяет исполнительную власть государства. Поэтому Конституция определяет место Правительства в системе государственной власти, устанавливает нормативные основы взаимоотношений с другими ветвями власти — с Парламентом, с Президентом, а также механизм сдержек и противовесов. Правительство имеет определенные правовые связи и с судебной властью[16].

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  Правительство как высший орган  исполнительной власти государства  возглавляет систему исполнительных органов (ст. 64). Хотя в указанном положении Конституции отсутствует слово «единая», смысл статьи не дает оснований сомневаться в том, что органы исполнительной власти составляют единую систему. Это подтверждается статьей 87 Конституции, где говорится, что «местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан». Положение с Правительства как высшего органа в системе исполнительной I власти обеспечивается его полномочиями, которые осуществляются на всей территории Республики Казахстан и распространяются на местные органы исполнительной власти.

Правительство направляет работу министерств, государственных комитетов  и других ведомств, которые тоже входят в единую систему исполнительной власти (за исключением некоторых  «силовых» министерств и ведомств).

Правительство как высший орган исполнительной власти самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его  ведению Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона, «О Правительстве  Республики Казахстан», другими нормативными указами Президента. Правительство в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты, организует исполнение законов, указов Президента, заключает международные договоры, руководит всеми органами исполнительной власти, контролирует их деятельность и принимает соответствующие меры для устранения нарушений законов.

Правовой основой деятельности Правительства являются Конституция, законы, указы Президента Республики Казахстан.

Правительство образуется Президентом в порядке, предусмотренном Конституцией. Как  отмечалось, Президент сам подбирает  кандидатуру в Премьер-Министры и вносит кандидатуру на рассмотрение Парламента для получения согласия.

После получения согласия Парламента Президент утверждает 1) должности Премьер-Министра, его заместителей, руководителей Аппарата Правительства, министров, председателей государственных комитетов. В Конституции говорится о структуре и составе Правительства. В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» установлено, что структуру Правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы. В состав же Правительства входят Премьер-Министр, его заместители и иные должностные лица Республики. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Премьер-Министром в десятидневный срок после его назначения. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Республики[17].

Правительство Республики действует  в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство исполняет свои обязанности до утверждения нового состава Правительства Республики. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

Правительство и его любой  член вправе заявить Президенту о  своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. Закон не предусматривает, в каких случаях Правительство в целом или отдельный его член могут заявить об отставке. Основаниями могут быть различные обстоятельства, не связанные со взаимоотношениями с Парламентом. Причиной могут быть непреодолимые разногласия внутри Правительства и т.д. Причиной заявления члена Правительства об отставке может быть несогласие с Программой Правительства, со стилем руководства Правительством, болезнь и т.д.

Правительство заявляет Президенту Республики о своей отставке при  выражении Парламентом вотума недоверия  Правительству в случаях, предусмотренных  Конституцией: 1) если повторно отклоняется  Парламентом программа Правительства (подпункт 6) ст. 53); 2) если Парламент отклоняет проект закона, внесенный Правительством (п. 7 ст. 61). Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. Если Президент принимает отставку, то это означает прекращение полномочий Правительства или его члена, заявившего об отставке. Если Премьер-Министр заявляет об отставке, то принятие его отставки означает прекращение полномочий всего Правительства.

Премьер-Министр в течение  одного месяца после своего назначения решает вопрос о Программе деятельности Прави- i тельства. В течение этого времени Премьер-Министр разрабатывает Программу деятельности Правительства и представляет об этом доклад в Парламент. В течение этого же времени но- , вый состав Правительства может заявить Парламенту о поддержке Программы предшествующего состава Правительства и намерении руководствоваться ею в своей деятельности. I Если Парламент отклонит новую Программу Правительства, Премьер-Министр в течение двух месяцев представляет Парламенту повторный доклад о Программе. Повторное отклонение Парламентом Программы Правительства может быть осуществлено большинством в две трети от общего числа депутатов каждой из Палат. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства.

В Конституции предусмотрены  ограничения, связанные с нахождением в составе Правительства:

  • быть депутатами представительного органа;
  • занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации[18].

Во всех случаях  принятия Президентом Республики отставки Правительства или Премьер-Министра либо соответствующего члена Правительства, Конституция Республики Казахстана Я имеет в виду состав коллективного органа государства, возглавляющего систему исполнительных органов, а также должностных лиц, которые непосредственно входят в него по назначению Президентом.

 

 

2.2 Компетенция  и полномочия  Правительства РК

 

Правительство как высший орган исполнительной власти наделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции Республики Казахстан и Указе Президента, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. Поставлена задача создания «электронного Правительства». Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал, что «...пора на деле приступить к формированию «электронного Правительства». Это небольшое по численности Правительство, прозрачное в своей деятельности. Оно позволит сократить контакты между населением и чиновниками, повысит качество и уменьшит сроки оказания услуг. Это приведет к новой административной реформе и сокращению госаппарата. Для осуществления такой работы нужна большая программа ликвидации компьютерной безграмотности и обеспечения доступа населения к Интернету».

Информация о работе Организация деятельности Правительства Республики Казахстан