Организация деятельности Правительства Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Правительство, также Кабинет или Совет Министров — высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

6
1.1 Понятие и основные признаки государственных исполнительных органов

6
1.2 Классификация исполнительных органов
9
1.3 Высшие и центральные исполнительные органы
10
2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

17
2.1 Правительство РК как высший орган государственного управления
17
2.2 Компетенция и полномочия Правительства РК
19
2.3 Взаимосвязь исполнительных органов РК с законодательными и судебными

26
3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

29
3.1 Выработка мер по проведению внешней политики Правительством РК

29
3.2 Процедура денонсации международных договоров РК
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

По всем законам, принятым Парламентом РК, направляемым Премьер-Министру на скрепление подписью, государственный орган — разработчик  законопроекта по согласованию с  министерствами юстиции и финансов в трехдневный срок готовит заключение и направляет его в канцелярию Премьер-Министра.

В заключении должна содержаться следующая информация:

  • об изменениях и дополнениях, внесенных депутатами при рассмотрении в Парламенте РК законопроекта, инициированного Правительством;
  • о наличии противоречий Конституции РК и действующим законодательным актам и дополнительных финансовых расходах;
  • о возможности скрепления закона подписью Премьер-Министра[24].

Если Премьер-Министр  скрепляет закон своей подписью, то это означает, что Премьер-Министр  берет на себя ответственность за конституционность закона. В случае наличия подписей председателей Сената и Мажилиса Парламента и Премьер-Министра закон представляется на рассмотрение Президента. Это называется контрассигнацией, и подписавшие несут ответственность за конституционность закона. Президент может не подписать закон, если закон в целом или отдельные его положения противоречат Конституции. Как показывает практика, контрассигнация «не работает», и никто не несет ответственности. Существующим законодательством не предусмотрен механизм ответственности.

Правительство может готовить проекты актов  Президента. Главным образом имеются  в виду нормативные указы Президента, вносимые Правительством, которые осуществляются центральными исполнительными органами, соответствующими отделами Аппарата Президента или рабочей группой, создаваемой решением Правительства. К проектам актов Президента, требующим реализации их через Правительство, относятся проекты постановлений Правительства.

Правительство само осуществляет собственное нормотворчество. В иерархии нормативных правовых актов нормативные акты Правительства стоят после указов Президента. Правительство Республики на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления. Акты Правительства принимаются в пределах его компетенции, имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Постановлением  Правительства РК от 22 июля 1998 г. утверждена «Инструкция о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра и правилах их оформления (юридическая техника)». В ней говорится, что постановления Правительства носят нормативный и индивидуальный характер и имеют общеобязательную силу на всей территории Республики. Распоряжения принимаются по текущим и оперативным вопросам, относящимся к компетенции Премьер-Министра, их действие исчерпывается однократным применением. Разработка и представление на согласование проектов постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра осуществляются государственными органами в соответствии с их компетенцией по своей инициативе или по поручению вышестоящих государственных органов во исполнение Конституции, законов, актов Президента и Правительства. Все иные государственные органы и негосударственные организации вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать инициативные проекты актов Правительства и Премьер-Министра на рассмотрение ведомств, центральных и местных акиматов в соответствии с их компетенцией.

 

 

2.3 Взаимосвязь  исполнительных органов РК с  законодательными и судебными

 

Возглавляя  систему исполнительных органов  Республики Казахстан, Правительство  вступает в отношения с другими  ветвями государственной власти. Юридической основой взаимоотношений Правительства с другими государственными органами являются Конституция Республики, Указы Президента Республики, имеющих силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О судах и статусе судей Республики Казахстан», «О Конституционном Совете Республики Казахстан». Во всех этих нормативных правовых актах содержатся правила, определяющие принципы, формы взаимоотношений Правительства с другими государственными органами в соответствии со своей компетенцией и своим местом в системе разделения государственной власти на различные ветви. Отношения Правительства с Президентом. Правительство образуется Президентом, который утверждает структуру и состав Правительства. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики. Оно регулярно информирует Президента о выполнении Программы Правительства, поручений Президента и других направлниях своей деятельности. Правительство организует исполнение актов Президента Республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, государственными комитетами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами. Правительство выполняет поручение Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Правительство само разрабатывает и представляет на утверждение Президента государственные социально-экономические и научно-технические программы. Правительство согласовывает с Президентом планы законодательных работ Правительства. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Правительства. Эту работу Президент может осуществлять по собственной инициативе, по предложению Генерального прокурора[25].

Отношения Правительства  с Парламентом. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется Правительством только в Мажилисе Парламента, т. е. Правительство вносит законопроект в Мажилис путем издания соответствующего постановления. Важной правовой основой деятельности Правительства являются конституционные и обычные законы, которые принимаются Парламентом. Поэтому Правительство само должно исполнять законы, контролировать исполнение законов министерствами, государственными комитетами и другими центральными и местными исполнительными органами.

Отношения Правительства  с министерствами, государственными комитетами и иными органами'. Правительство  Республики Казахстан осуществляет руководство деятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Оно контролирует исполнение указанными органами законов, актов Президента и самого Правительства. Правительство утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и центральных органах, не входящих в Правительство, их структуру, размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание их центрального аппарата и местных органов. Исключением является Инвестиционный комитет, который не входит в Правительство. Его статус определяется не Правительством, а Парламентом путем принятия закона. Такое исключение объясняется особым значением инвестиций в возрождении экономики и сосредоточении инвестиционных средств в руках одного органа.

Правительство отменяет либо приостанавливает полностью  или в части действие актов  министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основанием для таких акций Правительства, в частности, являются представления Генеральной Прокуратуры о несоответствии актов исполнительных органов Конституции, законам, актам Президента, Правительства.

Кроме министерств, государственных комитетов, центральных  исполнительных органов, не входящих в  Правительство, создаются республиканские органы, которые называются ведомствами. Правительство принимает нормативные акты, определяющие сферу деятельности, полномочия и ответственность ведомств; определяет размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание ведомств; назначает на должность и освобождает от должности руководителей ведомств.

Определенные  отношения Правительства складываются с местными исполнительными органами: районными, городскими и областными администрациями. Правительство является высшим звеном исполнительной власти, и поэтому отношения с местными исполнительными органами строятся по принципу «власть - подчинение». Правительство осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления; контролирует исполнение местными исполнительными органами законов, актов Президента и Правительства; заслушивает отчеты о деятельности местных исполнительных органов на заседании Правительства; отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов местных исполнительных органов; вносит предложения об их отмене либо приостановлении на рассмотрение Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

3.1 Выработка  мер по проведению внешней  политики Правительством РК

 

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  одним из полномочий Правительства  является выработка мер по проведению внешней политики (подпункт 5) ст. 66). Указ Президента РК, имеющий силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. раскрывает смысл конституционного положения. В соответствии с Указом Правительство принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями[26].

Вопросы заключения Правительством международных договоров  регулируются Указом Президента, имеющим  силу Закона, «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных  договоров Республики Казахстан» от 1995 г. В соответствии с этим Указом Правительство Республики заключает межправительственные договоры. Предложения о заключении международных договоров Республики Казахстан по вопросам, относящимся к ведению Правительства, вносятся в Правительство Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Другие министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы Республики в пределах своей компетенции вносят в Правительство Республики предложения о заключении договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, совместно с Министерством иностранных дел Республики или по согласованию с ним.

Правительство Республики Казахстан вправе вносить  Президенту предложения о заключении международных договоров Республики Казахстан межгосударственного  характера. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан только Президент имеет право ведения переговоров и подписания международных договоров Республики (подпункт 11) ст. 44).

Правительство Республики принимает решения о  проведении переговоров и подписании международных договоров Республики Казахстан по вопросам, относящимся к ведению Правительства. Министры, председатели государственных комитетов, руководители иных центральных исполнительных органов Республики Казахстан тоже имеют право принимать решения о проведении переговоров и подписании международных договоров. Такие договоры называются межведомственными. Министерства и ведомства свои решения о проведении переговоров и подписании межведомственных соглашений должны согласовывать с Правительством Республики Казахстан.

Полномочия  на заключение международных договоров  Республики Казахстан выдаются Правительством в отношении международных договоров, относящихся к ведению Правительства. Премьер-Министр вправе заключать  международные договоры Республики Казахстан без полномочий. Некоторые международные договоры, заключаемые Правительством, подлежат ратификации Парламентом. Например, ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан. Предложения о ратификации международных договоров Республики межгосударственного характера вносит Президенту Республики Казахстан Правительство. Президент рассматривает такие предложения и, если считает необходимым, вносит эти договоры в Парламент на ратификацию.

Некоторые международные  договоры Правительство само вносит на ратификацию Парламента. Так, Министерство иностранных дел вносит в Правительство  Республики Казахстан предложения  о ратификации международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства. Другие министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы Республики Казахстан в пределах своей компетенции вносят в Правительство предложения о ратификации международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, совместно с МИД или по согласованию с ним. Эти предложения Правительство рассматривает и если считает нужным, то договоры представляет в Парламент на ратификацию.

Международные договоры Республики Казахстан, не подлежащие ратификации, утверждаются (принимаются) Парламентом по представлению соответствующего министерства, государственного комитета или иного центрального исполнительного органа[27].

Кроме указанных, Правительство Республики Казахстан имеет и другие полномочия. Оно по представлению МИД вносит Президенту Республики предложения о присоединении к международным договорам межгосударственного, а также межправительственного характера.

Заключая международные  договоры, Республика Казахстан берет на себя обязательство неукоснительно их соблюдать. Правительство Республики Казахстан должно принимать меры по обеспечению выполнения вступивших в силу международных договоров Республики Казахстан. Такая обязанность возлагается и на соответствующие министерства, государственные комитеты и другие центральные органы. Вместе с тем Правительство, министерства и другие центральные органы должны наблюдать за осуществлением принадлежащих казахстанской стороне прав, вытекающих из таких договоров, и за выполнением другими участниками договоров их обязательств.

Информация о работе Организация деятельности Правительства Республики Казахстан