Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:38, контрольная работа

Описание работы

По ГПК РФ, условия и формы участия в гражданском судопроизводстве прокурора и государственных органов (ОМСУ) значительно сближены.

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим (ученые отмечают некорректность включения нормы о прокуратуре в гл. 7 «Судебная власть» и констатируют то, что место прокуратуры в системе государственной власти не установлено).

Деятельность прокуратуры в гражданском судопроизводстве, помимо Конституции РФ, регулируется нормами ГПК РФ (ст. 45), Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) и другими федеральными законами. Она представляет собой специфический вид государственной деятельности по осуществлению от имени Российской Федерации надзора: за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории РФ; соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам; соблюдением прав и свобод граждан. Таким образом, на органы прокуратуры возложена задача по охране и защите частных и публичных интересов.

Содержание

1. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе

2. Процессуальные права и обязанности прокурора

3. Отличие участия прокурора от участия государственных органов и органов местного самоуправления

Работа содержит 1 файл

Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе_НОВЫЙ.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

       В отличие от ГПК РСФСР 1964 г., по действующему Кодексу прокурор не может по своей инициативе вступить в производство в любой стадии по любому гражданскому делу. Вступая в судопроизводство, начатое по инициативе других лиц, прокурор реализует функцию надзора, т.е. наблюдения с целью предотвращения возможных нарушений норм материального и процессуального права в ходе разбирательства. Основным правовым средством реализации прокурором этой функции является заключение по делу в случаях, предусмотренных законом.

       Наряду с заключениями по делам, указанным в ст. 45 ГПК РФ (о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью), прокурор дает заключение по некоторым делам, возникающим из публичных правоотношений, и по делам особого производства, а также по делам, затрагивающим интересы детей, указанные в СК РФ, и др.

       Участие прокурора для дачи заключения по делам о причинении вреда жизни или здоровью возможно в том числе и по делам о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья или смертью кормильца.

       При возникновении в суде указанных дел судья обязан поставить об этом в известность соответствующего прокурора, а при назначении дела к судебному разбирательству — направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела.

       Под заключением прокурора понимается его мнение по поводу разрешения спора между сторонами. Заключение должно быть обоснованным, содержать оценку исследовании х в суде доказательств, указание на установленные с помощью этих доказательств существенные фактические обстоятельства. В заключении дается анализ норм материального права, подлежащих применению к установленным судом фактическим обстоятельствам, и квалификация спорного правоотношения. Целью заключения прокурора является оказание помощи суду в вынесении законного и обоснованного решения.

       Гражданский процессуальный кодекс РФ не предусматривает выступление прокурора, дающего заключение, в прениях. В отличие от ГПК РСФСР 1964 г., действующий ГПК РФ не наделяет правом дачи заключения прокурора, по заявлению которого возбуждено судопроизводство. Не может давать прокурор заключение и по делу, в котором стороной является сама прокуратура.

       К числу способов и средств прокурорского реагирования на нарушения законности, обнаруженные в ходе судебного разбирательства, относится также протест (по терминологии ГПК РФ — представление.

       Представление прокурора является средством реагирования на незаконные действия (бездействие) суда. Выделяют следующие представления прокурора: частное; апелляционное; кассационное; надзорное; по вновь открывшимся обстоятельствам.

       Частным представлением прокурор оспаривает выводы суда по отдельным, частным вопросам гражданского судопроизводства. Апелляционным представлением оспариваются выводы суда по существу дела в целом, т.е. нарушение судом норм материального и (или) процессуального права. Кассационным надзорным (по вновь открывшимся обстоятельствам) представлением оспариваются вступившие в законную силу выводы суда как по частным вопросам судебного разбирательства (определения), так и по существу дела в целом (решения).

       В случае если стороной по делу является сама прокуратура, то прокурор не может вносить представление в суды второй и надзорной инстанций, так как в этом случае подается жалоба от стороны ГПО.

       Как указал ВС РФ в своем постановлении от 20 января 2003 г. № 2, правом на подачу представлений в суд второй и надзорной инстанций обладает прокурор, участвующий в деле в соответствии с положениями ст. 34, 35 и 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

       Представление прокурора облекается в письменную форму и должно содержать необходимые реквизиты. 
 

       
  1. Отличие участия прокурора от участия государственных органов и органов местного самоуправления

Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, преследует общественные и государственные цели 3.

  3 А.А. Чувилев. Прокурорский надзор в Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002 г.

       Данная правозащитная функция возложена на государственные органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.

       Участие в гражданском процессе органов по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт. Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.

       Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Однако их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой или общественный характер. Государственные органы и органы местного самоуправления, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными в ст. 35 ГПК 4.

       В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК) 5. Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия,

  4 А.А. Власов. Гражданское процессуальное право. – М.: ТК Велби, 2004 г.

  5 Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации. «Российская газета», 2002 г.

которые направлены на распоряжение объектом процесса, то есть спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).

       Следовательно, цель участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц. Поэтому основаниями участия данных органов будет являться государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

       Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:

  1) обращение в суд с иском или заявлением;

  2) дача заключения по делу. 
 
 
 
 
 

  Библиографический список

  Нормативно-правовые акты:

  1) Конституция Российской Федерации, 1993 г.

  2) Гражданский процессуальный Кодекс РФ, 2002 г. (гл. 4).

  3) Семейный Кодекс Российской Федерации, 1995 г. (гл.5, 11, 12, 19).

  4) ФЗ № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», 1992 г.

  Учебники:

  5) Ю.Е. Винокуров. Прокурорский надзор. - М.: Высшее образование, 2006 г.

  6) А.А. Власов. Гражданское процессуальное право. – М.: ТК Велби, 2004 г.

  7) А.А. Чувилев. Прокурорский надзор в Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002 г.

  8) В.Н. Аргунов. Участие прокурора в гражданском процессе. – М.: МГУ, 1998 г.

  9) В.Г. Бессарабов. Прокурорский надзор. – М.: Проспект, 2006 г.

  10) М.К. Треушников. Гражданский процесс.– М.: Городец, 2003 г.

  11) М.Ю. Лебедев. Гражданский процесс. – 3-е изд.: М, Юрайт, 2011 г.

  12) Г.А. Жилин. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2003 г. 

  Содержание

  1. Основания  и формы участия прокурора  в гражданском процессе

  2.  Процессуальные  права и обязанности прокурора

  3. Отличие участия прокурора от участия государственных органов и органов местного самоуправления

Информация о работе Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе