Основные принципы судебной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Общетеоретической основой исследования правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации послужили работы Земсковой А.В., которая в своем исследовании изучала направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции2, Волохова В. А., изучающему совершенствование законодательства о беженцах3, Сафонова В. Е., который определил некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в РФ4.

Работа содержит 1 файл

курсовая РКЮ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     В отличие от беженца, вынужденный  переселенец, - как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Таким образом, вынужденный переселенец отличается от беженца тем, что, будучи вынужденным покинуть территорию иностранного государства, он обладает гражданством России.

     Одним из основных прав человека является право возвращения в отечественное государство и проживания в нем. Этому праву соответствует обязанность государства разрешить въезд и поселение гражданина. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривает, что «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (ч. 4 ст. 12). Конституция РФ закрепила право гражданина «беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27). Не может быть произвольно выслан и иностранец, законно проживающий на территории какого-либо государства, говорится в Протоколе № 7 (1984 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод10.

     19 февраля 1993 г. была принята  первая редакция Закона Российской  Федерации «О беженцах» N 4528-1, который вступил в силу 20 марта 1993 г. Закон должен был закрепить в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН 1951 г. и Протокола 1967 г., касающихся статуса беженцев, к которым Россия присоединилась 13 ноября 1992 г. без каких-либо оговорок и ограничений.

     Проанализировав определения понятия «беженец», данные в первой и последней редакциях  Закона «О беженцах», а также содержащиеся в Конвенции ООН 1951 г. и Протоколе 1967 г., нетрудно заметить различия. Несмотря на то что соответствие положения беженца определению Конвенции является достаточным условием для предоставления убежища, государства могут предоставлять убежище и по другим основаниям, например по гуманитарным соображениям.

     Определение беженца в Законе «О беженцах», в  отличие от конвенционного не содержит субъективного элемента. Лицо, желающее получить искомый статус беженца, должно сослаться на совершение против него насилия или наличие реальной опасности подвергнуться насилию, а не демонстрировать свое отношение к этим обстоятельствам.

     Другое  отличие конвенционного определения  состоит в том, что согласно Закону «О беженцах» лицо должно покинуть место своего постоянного жительства или просто иметь намерение это  сделать. Конвенция, напротив, исходит  из того, что лицо, уже находящееся  вне государства гражданства, не может или не желает пользоваться его защитой.

     Таким образом, применяются совершенно различные  критерии: отношение лица в первом случае к проживанию на своем постоянном месте жительства, во втором - к защите государства за его пределами. 

1.2 Особенности правоспособности  лица, признанного  беженцем

     Статьей 8 «О беженцах» регламентируются права  и обязанности лиц, получивших статус беженца.

     Лицам, получившим статус беженца, оказывается  содействие в обеспечении проезда  и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания.

     Беженцы имеют право на медицинскую и  лекарственную помощь. Как этот вопрос регламентируется в законодательстве.

     Лицо, признанное беженцем, и прибывшие  с ним члены его семьи имеют право на пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения. В соответствии с Жилищным кодексом РФ11 жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

     Лица, признанные в официальном порядке  беженцами, имеют также право  на получение содействия в направлении  их на профессиональное обучение или трудоустройство либо на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации. В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»12 подчеркивается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории лиц этим Законом помимо прочих отнесены также беженцы, для которых могут предусматриваться дополнительные гарантии в сфере занятости.

     В отношении трудоустройства беженцев российским законодательством предусматриваются отдельные изъятия, касающиеся их права заниматься определенными видами деятельности и занимать определенные должности. Так, беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальной службе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д. Это напрямую связано с отсутствием гражданства РФ у данной категории лиц.

     Лица, получившие статус беженца, имеют право  на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению  с вынужденными переселенцами объем  их прав несколько ограничен, в связи  с тем, что они не являются гражданами РФ. Тем не менее, в законодательстве РФ и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»13 беженцам, так же как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий:

     - пособие по беременности и  родам;

     - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

     - единовременное пособие при рождении  ребенка;

     - ежемесячное пособие по уходу  за ребенком;

     - ежемесячное пособие на ребенка;

     - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

     В отношении приема детей беженцев в государственные или муниципальные  образовательные учреждения нет  никаких различий с детьми граждан  РФ, исходя из того, что положения  ст. 43 Конституции РФ гарантируют  каждому гражданину право на образование, его общедоступность и бесплатность. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают их обучение в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях

     Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании  срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока  действия вида на жительство не ограничено.

     Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории России: для иностранных граждан  и лиц без гражданства - всего  пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми Законом, указанные сроки сокращаются вдвое.

     С 1 июля 2002 г. в силу вступил новый  Федеральный закон «О гражданстве  Российской Федерации», согласно ст. 13 которого лица, признанные беженцами, вправе обратиться с заявлением о  приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, что они проживали на территории России в течение одного года со дня получения вида на жительство.

     Анализ  судебной практики показал, что правоохранительные органы иногда трактуют требование постоянного  проживания как наличие регистрации по месту жительства. По мнению некоторых органов внутренних дел, те, у кого нет регистрации по месту жительства, не считаются лицами, постоянно проживающими на территории России, и, следовательно, они не могут обращаться с ходатайством о приобретении гражданства РФ. Однако ст. 26 Конвенции о статусе беженцев предусмотрено, что каждое договаривающееся государство будет предоставлять беженцам, законно пребывающим на его территории, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам при тех же обстоятельствах. Законом «О беженцах» предусмотрены свобода передвижения и право граждан выбирать место временного пребывания или места жительства. Кроме того, Федеральным законом лицам, признанным беженцами, предоставлена возможность обращаться с заявлением о предоставлении права на приобретение гражданства Российской Федерации.

     Согласно  ст. 62 Конституции РФ иностранные  граждане и лица без гражданства (в том числе беженцы) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает национальный режим для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Что касается права беженца добровольно возвратиться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) либо выехать на место жительства в иностранное государство, то здесь необходимо отметить, что при реализации этого права данное лицо утрачивает статус беженца и соответственно право пользоваться защитой и покровительством Российской Федерации.

     Также в статье 8 Закона «О беженцах» закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые  из них распространяются на беженцев в силу их пребывания на территории России, пользования ее защитой и  покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ распространяется не только на граждан РФ, но и на беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц.

     Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в соответствующем территориальном органе миграционной службы, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту пребывания.

     Лица, признанные беженцами, обязаны проходить  ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые  территориальным органом ФМС  России, в соответствии с ее Приказом от 1 февраля 1999 г. № 5 «Об утверждении  Инструкции о проведении ежегодного переучета лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации»14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     2.1 Понятие «вынужденный  переселенец». Признание  лица вынужденным  переселенцем

     Переселенец - это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.

     Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства  выезда, между переселенцами и  членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с  другой, решаются в судебном порядке  на территории государства выезда и  в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.

     Применяется также категория «вынужденные переселенцы». Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных  переселенцах» именует вынужденным  переселенцем гражданина РФ, покинувшего  место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

     При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Информация о работе Основные принципы судебной власти