Особенности судебной системы Китайской Народной Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода не возможна реализация общественных интересов.

Работа содержит 1 файл

гражданка.docx

— 24.28 Кб (Скачать)

Особенности судебной системы Китайской Народной Республики.

 

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной  обязанностью государства, всех его  органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода  не возможна реализация общественных интересов. В тоже время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы вообще и на суды в частности.

Судебные органы КНР играют весьма важную роль в обеспечении работы всего государственного аппарата.

Актами, определяющими состав, правовое положение и формы деятельности суда, являются Конституция КНР 1982 г. и Закон об организации народных судов 1979 г., дополненные последующими актами.

Судебные органы КНР строятся в  соответствии с функциями данного  государства, поскольку в них  заложена и отражена воля соответствующих  социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки  зрения государственная власть выступает  как нечто единое, ибо в ней  непосредственно и наиболее полно  выражена господствующая в обществе социальная воля.

Особая сфера осуществления  власти, связанная с применением  права, вызвала необходимость учредить такие государственные органы, которые  бы специализировались на рассмотрении и решении дел о преступлениях, т. е. наиболее опасных формах установленного правопорядка, а также дел, связанных  с ущемлением имущественных и  личных прав членов данного общества. Кроме всего прочего для КНР, как и для любого другого государства, объективно необходима была система  органов, обеспечивающих правопорядок.

В Китае существуют общие и специальные  суды. Общие – это Верховный  народный суд и местные народные суды 3-х ступеней – высшей, средней и низовой.

Специальные суды – это военные  суды, но могут быть образованы и  другие специальные суды, что было довольно часто во время «культурной  революции».

Судебные органы выполняют главным  образом карательную функцию, а  так же призваны участвовать в  перевоспитании лиц, совершивших преступления и проступки.

Верховный народный суд формируется  высшими органами государственной  власти: Председателя суда избирает ВСНП, а членов – ПК ВСНП. Верховный  народный суд осуществляет судебный контроль над деятельностью общих  и специальных судов.

Полномочия Верховного народного  суда включают:

1. Рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, входящих в компетенцию Верховного народного суда согласно закону и законодательным актам, а также подсудным ему, по мнению самого суда; рассмотрение апелляционных жалоб и протестов на приговоры и решения народных судов высшей ступени и специализированных народных судов; рассмотрение протестов Верховной народной прокуратуры в соответствии с процедурой надзора над судопроизводством.

2. Право санкционирования смертной  казни. Имеет право санкции  на смертные приговоры по убийствам,  изнасилованиям, грабежу, взрывам  и другим преступлениям, представляющим  серьезную угрозу общественной  безопасности и общественному  порядку. В случае необходимости  Верховный народный суд может  передать право санкционирования  народному суду высшей ступени.

3. Надзор за народными судами  различных уровней и специализированными  народными судами.

4. Право истребования или направления  нижестоящему народному суду  на пересмотр уже вступивших  в силу приговоров и решений  народных судов различных уровней,  в случаях судебной ошибки.

5. Право санкционирования квалификации  преступления в случае, если оно  не подпадает под категории,  предусмотренные в Уголовном  кодексе.

6. Право давать разъяснения по  вопросам судебной практики[1].

Конституция КНР закрепляет некоторые  общепринятые принципы правосудия, в  том числе право на судебную защиту.

Принципы работы Верховного народного  суда определены отдельным законом  и включают главным образом:

1. Принцип равенства: т. е.  все граждане равны перед законом,  в правовом отношении все национальности  имеют равные права, в судебной  практике не дозволяются привилегии  и любые дискриминации.

Конституция, также, предполагает право  граждан различных национальностей  использовать свой язык в судопроизводстве.

Так, в Тибетском автономном районе только в 1987 г. в опытном порядке были уравнены для использования в государственных органах китайский и тибетский языки. Окончательно вопрос о статусе тибетского языка, его изучении, употреблении и развитии был решен лишь в марте 1989 г., сразу же после массовых выступлениях тибетского населения в Лхасе.

Обнародованные правительством Тибетского автономного района правила установили равенство китайского и тибетского языков при составлении официальных  документов и названии общественных мест. В управлении тибетский язык должен использоваться как главный. В судопроизводстве или отправлении религиозных культов граждане вправе выбирать китайский или тибетский язык.[2]

2. Принцип гласности суда: за  исключением дел, касающихся государственной  тайны, интимной жизни и несовершеннолетних  правонарушителей, все судебные  разбирательства проводятся открыто.

3. Принцип защиты: подсудимый по  закону имеет право уполномочить  другое лицо или лично осуществлять  в ходе судебного разбирательства  защиту по фактам и материалам  дела.

4. Система коллегиальности: Во  время рассмотрения дел в качестве  суда первой инстанции Верховный  народный суд собирает коллегию  из 1–3 судей и 2–4 народных  заседателей. Во время рассмотрения  апелляционных жалоб и протестов  образуется коллегия из 3–5 судей.  Председатель суда или палаты  назначает одного из судей  Председателем коллегии, все члены  коллегии обладают равными правами.

5) Система отвода: В случае, если подсудимый считает, что судья не может справедливо судить по причине личной заинтересованности или другим причинам, он имеет право заявить об отводе, решение об отводе судьи принимает Председатель суда. С другой стороны, судья также может заявить самоотвод, если считает, что имеет личную заинтересованность в деле или по другим причинам, его самоотвод также должен санкционироваться Председателем суда.

6) Принцип независимости суда: Согласно  закону Народный суд осуществляет  судебную власть независимо от  любых административных органов,  общественных организаций и частных  лиц[3].

Организационная структура Верховного народного суда выглядит следующим  образом.

В состав Верховного народного суда входят Председатель, заместители Председателя, Председатели Палат Верховного народного  суда, их заместители и судьи.

Верховный народный суд учреждает  Палату по уголовным делам, Палату по гражданским делам, Палату по экономическим  делам, Палату по административным делам  и другие палаты, учреждаемые в  случае необходимости. Кроме того, в  структуру Верховного народного  суда входят также канцелярия, департамент  кадров, департамент юстиции, административный департамент, управление делами, управление по делам кадров-ветеранов, управление по иностранным делам, департамент  образования и т. д.

Руководящей группой Верховного народного  суда является Судебная комиссия. Ее основные полномочия: обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или трудных  дел и проблем судебной практики.

Заседания Комиссии проводятся под  началом Председателя Верховного народного  суда. В Комиссию входят Председатель Верховного народного суда, заместители  Председателя, председатели палат, их заместители, а также судьи. Председатель Верховного народного суда избирается на должность и освобождается  от должности Всекитайским собранием  народных представителей, заместители  Председателя Верховного суда, председатели палат, их заместители, члены Судебной комиссии, судьи назначаются на должность  и освобождаются от должности  Постоянным комитетом ВСНП.

Направления деятельности палат Верховного народного суда распределяются следующим  образом:

1. Первая палата по уголовным  делам: рассматривает крупные  уголовные преступления.

2. Вторая палата по уголовным  делам: рассматривает, проверяет  и принимает решения по апелляционным  жалобам, направленным в Верховный  народный суд участниками уголовного  дела, подсудимым и его родственниками  или другими гражданами, на вступившие  в силу приговоры и арбитражные  решения. Путем судебного надзора  своевременно исправляет возможные  ошибки в судопроизводстве.

3. Палата по гражданским делам:  рассматривает гражданские дела  всекитайского масштаба.

4. Палата по экономическим делам:  рассматривает крупные хозяйственные  тяжбы.

5. Палата по административным  делам: рассматривает административные  дела, касающиеся центральных государственных  органов.

Как и другие суды, Верховный Суд  не пользуется независимостью в качестве особой ветви государственной власти: он несет ответственность перед  ВСНП и его ПК, которые вправе в любое время изменить его  состав.

Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем  выборов, другие местные суды избираются местными органами. Судьи местных  судов, как и судьи Верховного народного суда, также не пользуются несменяемостью и независимостью: они  несут ответственность перед  местными представительными органами и их постоянными комитетами.

Система судебных инстанций Китайской  Народной Республики предусматривает  суд первой и второй (последней) инстанции  с точки зрения процессуального  права, и четыре уровня и две инстанции  с точки зрения системы народных судов.

Местные народные суды различных ступеней выносят приговоры и решения  по входящим в их компетенцию делам  в качестве суда первой инстанции, если стороны дела не согласны с их решением, они могут в определенные законом  сроки подать апелляцию в вышестоящий  народный суд; Приговор или решение, принятое после рассмотрения жалобы или протеста вышестоящим народным судом, являются приговором и решением второй инстанции. Согласно системе судов первой и второй инстанций, приговоры и решения народного суда в качестве суда второй инстанции являются окончательными и не подлежат обжалованию. Верховный народный суд является высшим судебным органом страны, вынесенные им приговоры и решения в качестве суда первой и второй инстанции являются окончательными и вступают в законную силу после оглашения.

Организационная структура народных судов Китая подразделяется на 4 уровня: суды первой, средней, высшей инстанции  и Верховный народный суд. Кроме  того, учреждаются также военный, железнодорожный, водного транспорта и другие специализированные народные суды.

Народные суды низового звена в  Китае включают: уездные и городские  народные суды, народные суды автономных уездов и районные суды городов; народные суды среднего звена включают: народные суды округов внутри провинций и  автономных районов, суды, учрежденные  внутри городов центрального подчинения, народные суды городов провинциального  подчинения и районного подчинения национальных автономий, а также  народные суды автономных округов; высшие народные суды включают провинциальные высшие народные суды, высшие народные суды автономных районов и городов центрального подчинения.

Специализированные народные суды являются составной частью единой судебной системы – института народных судов, вместе с местными народными  судами различных уровней они  осуществляют судебную власть государства. Специализированные народные суды отличаются от местных судов главным образом  в следующем:

1. Специализированные народные  суды являются судебными органами, созданными для рассмотрения  дел определенных ведомств и  в определенной сфере, а местные  народные суды учреждаются в  соответствии с административно-территориальным  делением.

2. В компетенцию специализированных  народных судов входят специальные  дела, характер рассматриваемых  ими дел отличается от дел,  подсудных местным народным судам.

3. Образование специализированных  народных судов, назначение и  смещение их кадров также отличается  от местных народных судов,  например, Председатель Военного  суда не избирается Всекитайским  собранием народных представителей, а назначается Верховным народным  судом совместно с Центральным  военным советом. Специализированные  народные суды включают: военный  суд, морской суд, суд железнодорожного  транспорта, суд лесного хозяйства,  суд сельского хозяйства и  целинных земель, суд нефтяной  отрасли, и др.

Военный суд учрежден на основе специфичности  войсковой системы и военно-оперативных  задач армии. Его конкретной задачей  является суд над преступными  элементами, наносящими вред государству  и обороне страны, защита государственной  безопасности, защита государственной  законности и порядка в армии, повышение боеспособности войск, защита законных прав и интересов военнослужащих и других граждан. Основной функцией военного суда является нанесение удара  по врагам, наказание преступников и защита народа, пропаганда социалистической законности. Военный суд имеет 3 инстанции: Военный суд Народно-освободительной  армии Китая; Военные суды военных  округов, родов и видов войск, Военные суды войсковых соединений и единиц, приравненных армии. Военные  суды образуются из Председателя, заместителя  Председателя, двух судебных палат, каждый с Председателем и одним заместителем, а также судей и секретарей. В состав военных судов крупных  военных округов, родов и видов  войск, а также военных судов  войсковых соединений и единиц, приравненных армии, входят Председатель и судьи, секретари. Все военные суды образуют судебные комиссии. Ее основной задачей  является обсуждение и изучение важных и трудных дел, а также проблем, связанных с судебной работой. Заседания  судебной комиссии возглавляются Председателем  суда, на заседании может присутствовать в качестве наблюдателя прокурор военной прокуратуры. В компетенцию  Военных судов входят определенный круг уголовных дел, как то: уголовные  дела военнослужащих действительной службы; уголовные дела штатных работников армии; уголовные дела по уполномочию  Верховного народного суда.

Информация о работе Особенности судебной системы Китайской Народной Республики