Особенности судебной системы Китайской Народной Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода не возможна реализация общественных интересов.

Работа содержит 1 файл

гражданка.docx

— 24.28 Кб (Скачать)

Морской суд. В компетенцию морских  судов входят расследование в  первой инстанции дел, связанных  с морскими делами и морской торговлей, он не принимает к производству уголовные  и гражданские дела. Апелляции  на решения морских судов рассматриваются  в соответствующем народном суде. При морском суде учреждены палата по морским делам, палата по морской торговле, а также научно-исследовательский отдел и канцелярия. В состав морского суда входят Председатель, его заместители, Председатели палат и их заместители, а также судьи. Председатель морского суда назначается на должность и освобождается от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени; заместители Председателя суда, председатели палат и их заместители, судьи и члены судебной комиссии назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя морского суда.

Суд железнодорожного транспорта. Суд  железнодорожного транспорта имеет  два уровня: суд железнодорожного транспорта среднего звена, относящийся  к Управлению железных дорог, и суд  низшего звена, находящийся в  ведении нижестоящего управления железных дорог. Судебная деятельность суда железнодорожного транспорта среднего звена находится  под надзором соответствующего народного  суда высшей инстанции. Председатель суда железнодорожного транспорта назначается  на должность и освобождается  от должности Постоянным комитетом  Собрания народных представителей данного  района по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени. Заместители Председателя, Председатели палат и их заместители, судьи назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом Собрания народных представителей данного района по представлению Председателя суда. В суде железнодорожного транспорта учреждена палата по уголовным делам, палата по экономическим делам и палата по гражданским делам. В их компетенцию входят: во-первых, гражданские и уголовные дела, совершенные на железнодорожных линиях; во-вторых, гражданские и уголовные дела штатных работников Управления железных дорог; в-третьих, хозяйственные споры, имеющие непосредственное отношение к ведомству железнодорожного транспорта.

Суд лесного хозяйства. Задачей  суда лесного хозяйства является охрана лесов, рассмотрение дел по разрушению лесных ресурсов, серьезные происшествия, вызванные безответственностью, а  также дела, связанные с другими  странами. Суды лесного хозяйства  низшего звена обычно учреждаются  в месторасположении Управления лесного хозяйства (или Управления сплава древесины) в определенном лесодобывающем регионе; в расположении Управления лесного хозяйства района (аймака) или в государственных лесных массивах учреждается Суд лесного хозяйства среднего звена.

Как видно, основной массив дел специальных  судов связан с административной и арбитражной юрисдикцией. Они  принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан  и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного  самоуправления), решения которых  могут быть обжалованы в суд. В 1993 году созданы также арбитражные  комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже). Их решения  не являются окончательными, их можно  обжаловать в народный (т. е. государственный) суд[4].

Суды рассматривают дела, как  правило, коллегиальные, некоторые  уголовные дела – с участием народных заседателей, которые избираются коллективами предприятий, учреждений и по месту  жительства. Несложные гражданские  и незначительные уголовные дела могут быть рассмотрены судьей единолично.

Судебные органы являются составной  частью системы органов государства. Они образуются для осуществления  правосудия, которое составляет важную часть государственной деятельности, одной из форм реализации государственной  власти.

Однако считается, что доктрина разделения властей неприемлема  в условиях советского государства, каковым является Китайская Народная Республика. Искусственное противопоставление сложившейся в КНР системы  народного представительства и  необходимости разграничения функций  различных органов в механизме  народовластия зачастую приводит к  нарушению политико-правовых нормативов взаимоотношений между отдельными звеньями всего механизма.

Анализ советского государственного строительства свидетельствует, что  отступление от принципа разделения властей привело к усилению функций  исполнительных и распорядительных органов, принижению роли судебной власти, ее зависимому положению, влекущему  за собой развитие авторитарности в  управлении государством, принижению роли личности и незащищенности прав и свобод граждан.

Само понятие «судебная власть»  фактически отсутствует в политическом и юридическом обиходе Китая. Оно не употребляется в правовых актах Китайской Народной Республики, в то время как в Конституции, прежде всего, следовало бы конкретно  определить место судебной власти, ее задачи и прерогативы во всей системе власти. Что же касается научной литературы, то в ней данная категория практически не разрабатывалась, а если понятие судебной власти и  употреблялось, то в него не вкладывалось какое-то специфическое, строго научное  содержание.

Необходимо учитывать, что в  КНР суды осуществляют свою деятельность в рамках пост тоталитарного пространства и следует считаться с тем, что невозможно «одномоментно ликвидировать пороки судебной системы, унаследованные от тоталитарных режимов. Оказалось, что переходный период реформирования общества и государства эти пороки подпитываются теми трудностями, с которыми столкнулись новые общества. Возникли и новые социальные явления, влияющие на реорганизацию судебной системы, тормозящие судебную реформу. Судебные системы продолжают пребывать в кризисном состоянии, по некоторым параметрам этот кризис углубился…

Не изжиты факты давления на суды со стороны местных властей, стремление тенденциозно подобрать кандидатов на должности судей. Подчас безосновательна  критика судов со стороны депутатов, высших должностных лиц государства  за так называемый «оправдательный  уклон»»[6].

Вместе с тем есть все основания  утверждать, что судебная власть в  КНР выступает именно как власть, а не как простая сумма полномочий судебных органов. Задача создать такую  власть – не столько теоретическая, но и важная практическая задача. Ее суть как раз и состоит в  том, что создание авторитетной сильной  судебной власти связано в первую очередь с превращением судебных органов в судебную власть, которая  станет хранительницей гражданского мира, прав и свобод человека, будет обеспечивать законность и справедливость в обществе. Именно в этих сферах общественной жизни судебная власть не только не должна уступать двум другим «властям»  в авторитете и действенности, но и с позиций защиты прав человека, общепризнанных правовых принципов  и законности призвана оценивать  и направлять их деятельность, сдерживая  и ограничивая пределами закона представительные и исполнительные органы государства.


Информация о работе Особенности судебной системы Китайской Народной Республики