Подведомственность гражданких дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Гражданское процессуальное право как самостоятельная отрасль права включает в себя совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между участниками судебного разбирательства и судом общей юрисдикции при осуществлении правосудия по гражданским делам, и одним из его источников основных является новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый 14 ноября 2002 года.

Содержание

Введение………………………………………………….…….………3


1. Понятие подведомственности, ее виды и критерии определения………………………………………………......…………….…4

2. Подведомственность дел суду общей юрисдикции………...…11

3. Отграничение дел, подведомственных судам общей юрисдикции и дел, подведомственных арбитражным судам…………………………………………………………………..17

4. Подведомственность нескольких, связанных между собой требований………………………………………..…………….….20


Заключение…………………………………………….……………...21


ЗАДАЧА к теме IV……………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

подведоственность гражданских дел.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Подведомственность дел суду общей юрисдикции.

 

                     В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела по спорам, возникающим:

1.      Из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических  и иных правоотношений.

Из гражданских правоотношений суды общей юрисдикции чаще всего рассматривают споры:

-         о заключении, изменении, расторжении договоров или признании договоров недействительными;

-         о неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств;

-         о признании права собственности;

-         об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

-         о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанного с лишением владения;

-         о возмещении убытков;

-         о защите чести, достоинства, деловой репутации во всех случаях, когда речь идет а) о защите чести и достоинства физических лиц и б) о защите деловой репутации организаций, государственных и иных органов, а также организаций, не имеющих статуса юридического лица, если данный спор не затрагивает сферу предпринимательской или иной экономической деятельности последних. Во всех остальных случаях дела о защите деловой репутации организаций и индивидуальных предпринимателей относится в соответствии с п.5 ч.1 ст.33 Арбитражного процессуального кодекса РФ[4] к подведомственности арбитражных судов;

-         и другие дела, возникающие из отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Дела из семейных правоотношений подведомственны только судам общей юрисдикции, так как затрагивают обычно интересы физических лиц. Единственным исключением из судебной подведомственности является правоотношение о расторжении брака, которое может быть предметом рассмотрения в административном порядке: если супруги не имеют несовершеннолетних детей,  а также в случаях, если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет.

Подведомственность споров из трудовых правоотношений определяется на основе процессуальных норм, содержащихся в трудовом законодательстве. Трудовые споры бывают индивидуальные и коллективные. Поэтому трудовое законодательство устанавливает различный порядок их разрешения, влияющий на подведомственность указанных споров.  Коллективные трудовые споры неподведомственны суду общей юрисдикции, они разрешаются примирительными комиссиями, посредниками или трудовыми арбитражами, которые относятся к несудебным юрисдикционным органам, специально предназначенным для рассмотрения коллективных трудовых споров. Однако возможным последствием рассмотрения коллективного спора может быть забастовка работников. Если она незаконная, то дело о признании забастовки незаконной подведомственно суду общей юрисдикции. Акционеры, участники хозяйственных товариществ, обществ, если заключили трудовой договор с этими организациями вправе обратиться за защитой нарушенного права в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду такие дела неподведомственны.

Большинство споров из жилищных правоотношений подведомственно суду общей юрисдикции, так как субъектом спора обычно является физическое лицо, спор носит гражданско-правовой характер и не имеет предпринимательской (экономической) сущности. Суду общей юрисдикции неподведомственны споры из жилищных правоотношений о предоставлении жилого помещения лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий; о предоставлении жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого; о предоставлении нанимателю в постоянное пользование другого благоустроенного жилого помещения взамен того, которым он был обеспечен на время капитального ремонта; споры о размере вступительного и паевых взносов или взносов на оплату содержания и эксплуатации жилого дома; о распределении квартир между членами ЖСК; о приеме в ЖСК новых членов.

Споры, возникающие из земельных правоотношений и связанных с ними гражданских и административных правоотношений по вопросам землепользования, разрешаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с тремя указанными выше критериями определения подведомственности.

Суду общей юрисдикции подведомственны дела, возникающие из административно-правовых отношений по вопросам землепользования, в основном они касаются случаев, связанных с обжалованием решений и действий органов местного самоуправления и их должностных лиц.

2.      В порядке приказного производства, в которых практически отсутствует спорное правоотношение (к ним относятся дела о взыскании алиментов, недоимок с граждан по налогам и другим обязательным платежам в порядке ст.122 ГПК РФ и другие).

3.      Из публичных правоотношений, когда спор развивается между субъектом, наделенным властными полномочиями и подчиненным субъектом, имеющим права и обязанности. Статья 245 ГПК РФ рассматривает три категории таких дел: а) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; б) об оспаривании решений и действий (бездействия) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; и в) о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; Федеральным законодательством могут быть отнесены и иные дела, возникающие из публичных правоотношений. Судам общей юрисдикции эти дела подведомственны, как правило, во всех случаях, когда субъектом спорного правоотношения является физическое лицо, а сам спор между гражданином и административным органом или его должностным лицом носит чисто публично-правовой, а не экономический характер. Однако все вышеназванные категории дел не исключают возможности возникновения спора без участия физического лица, то есть только между организациями, сохраняя при этом подведомственность судам общей юрисдикции. Примером таких дел являются споры, связанные:

1.        с отказом в регистрации общественных и религиозных организаций (объединений), а также с прекращением их деятельности;

2.        с отказом в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий, а также аннулированием выдаваемых им лицензий, постановлением или прекращением деятельности средств массовой информации;

3.        с оспариванием решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления и их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если эти решения и действия нарушают права и свободы граждан и не связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью (ч.1 ст.254 ГПК РФ);

4.        с оспариванием полностью или в части принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления, нарушающего права организации, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, если нарушенные права не относятся к сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ч.1 ст.251 ГПК РФ);

5.        с обжалованием общественными организациями, избирательными объединениями, избирательными блоками, политическими партиями и т.п. решений и действий органов по проведению референдума, если они считают, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных, избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ (ч.1 ст.259 ГПК РФ);

6.        с обжалованием Центральной избирательной комиссии РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ, избирательными комиссиями муниципальных образований, окружными, территориальными и участковыми избирательными комиссиями нарушений избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, избирательными объединениями, политическими партиями, общественными объединениями и т.п. (ч.2 ст.259 ГПК РФ).

4.      В силу статьи 262 ГПК РФ – дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства. Законодатель в новом ГПК значительно расширил перечень дел особого производства и в настоящее время относит к ним следующие: об установлении фактов, имеющих юридическое значение;  об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью недееспособным; о признании движимой вещи безхозяйной и признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершении нотариальных действий или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного приказа. Данный перечень не является исчерпывающим, федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

5.      Отграничение дел, подведомственных судам общей юрисдикции и дел, подведомственных арбитражным судам.

 

                   При определении подведомственности дел в части решения вопроса о том, к какому суду – общей юрисдикции или арбитражному суду – должно относиться дело, следует руководствоваться положениями не только арбитражного процессуального и  гражданского процессуального законодательства, но и трудового, административного, земельного, экологического, жилищного законодательства. Статьи перечисленных законодательных актов содержат уточняющий фактор, позволяющий правильно определить подведомственность спора, а порой – устанавливают конкретный перечень дел, подведомственных суду общей юрисдикции или арбитражному суду. Например, абзац 3 ч.3 ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дает исчерпывающий перечень дел, подведомственных только арбитражному суду; ст.33 АПК РФ дает перечень дел с участием физических лиц, подведомственных арбитражным судам; ст.413 Трудового кодекса РФ предусматривает подведомственность дел о признании забастовки незаконной судам общей юрисдикции.

                    Дела по спорам из гражданских правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции, если хотя бы одним из участников этих правоотношений является физическое лицо, а спор не имеет предпринимательской или иной экономической сущности. Это основной критерий определения  подведомственности гражданских дел. Однако подобные факты содержат исключение из правил. В частности, по требованиям о взыскании основанных на совершенном нотариусом протесте векселя в платеже, неакцепте или недатировании акцепта субъектами, кроме физических лиц, могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Статья 33 АПК РФ дает перечень дел с участием физических лиц, подведомственных арбитражным судам:

-         дела о несостоятельности (банкротстве);

-         дела по спорам, о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

-         дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

-         дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

-         дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-         другие дела в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

                   Последний абзац касается категории дел, когда в ходе арбитражного производства в это дело вступило физическое лицо в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований, то арбитражный суд обязан рассмотреть это дело по существу. Данное правило предусмотрено ч.4 ст.27 АПК РФ.

                  Как исключение из правил подведомственности дел судам общей юрисдикции можно рассматривать дела об оспаривании ненормативных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти (Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, органами и должностными лицами местного самоуправления, другими государственными органами – таможенными, налоговыми и другими). Если эти ненормативные акты устанавливают, изменяют или прекращают права и обязанности конкретных лиц, в том числе и физических лиц, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такие дела относятся к подведомственности арбитражных судов. Это правило относится и к делам об оспаривании нормативных актов. Независимо от субъективного состава эти дела также относятся к подведомственности арбитражных судов. Физическое лицо вправе обжаловать такой акт в арбитражный суд только при том условии, что этот акт нарушает права физического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

                  Подведомственность широкого круга дел, возникающих из публичных правоотношений (административных, конституционных и др.) определить бывает непросто. Это объясняется двумя причинами: отсутствием административных судов, и предоставлением арбитражным судам права рассматривать отдельные дела из административных правоотношений с участием физических лиц. Правильное решение об отнесении к подведомственности может быть принято при одновременном использовании указанных выше трех критериев (состав субъектов, характер спорного правоотношения и сущность спора), причем третий критерий (наличие либо отсутствие экономической сути спора) является наиболее важным. Таким образом, если спор затрагивает вопросы экономической деятельности, - это указывает на то, что он, подведомствен арбитражному суду независимо от состава субъектов правоотношения.

 

 

 

 

 

6.      Подведомственность нескольких, связанных между собой требований.

 

                  Действующее законодательство регулирует правовое положение субъектов гражданского судопроизводства и в случаях обращения в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований. А именно ст.22 ГРК РФ предусматривает, что заявления, имеющие несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны судам общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, и при невозможности разделить эти требования, подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

                  В том случае, если такие требования разделить возможно, абзац 2 ст.22 ГПК РФ предписывает суду вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Информация о работе Подведомственность гражданких дел